Возникновение идеи абсолютной заповедности

Вл.Борейко, В.Бриних, И.Парникоза

 

Прообразом современных заповедников являлись языческие свя-щенные рощи, имевшиеся в большом количестве у различных народов дохристианской и ранней христианской истории. Охранный режим в священных рощах был строже, чем в современных заповедниках. Можно сказать, что в них царила абсолютная заповедность. Чтобы не потрево-жить богов и духов, их посещение разрешалось только в особых случаях, а любая человеческая деятельность находилась под строгим запретом. Многие заповедные священные рощи впоследствии были уничтожены последователями христианской религии.Вновь к идее абсолютной заповедности человечество вернулось спу-стя многие века, лишь на рубеже XIX-XX веков.Первым к идее абсолютной заповедности пришел немецкий приро-доохранник Гуго Конвенц, обосновав создание абсолютно заповедных участков для охраны дикой природы в 1904 г. в своей книге «Практика охраны памятников природы». В 1907 г. он создает в Германии первый полный (абсолютный) резерват «Плагефен» а в 1909 г. – в Польше – пол-ный (абсолютный) резерват «Птичий рай». В 1916 г. добивается создания заповедной зоны в Беловежской Пуще (13).В 1908 году профессор-зоолог Московского университета, пионер отечественной охраны природы Григорий Александрович Кожевников на Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде в Москве развил идеи Конвенца о заповедности, сделав доклад «О необходимости устрой-ства заповедных участков для охраны русской природы». В нем была вы-сказана идея, что для поддержания естественных спонтанных природныхпроцессов и явлений дикой природы, на больших участках свободной при-роды должен вводиться режим строгой заповедности, предполагающий запрет на любое хозяйственное или регуляционное вторжение (34). Такая территория объявлялась заповедником. Заповедники, по предложению

Г.А. Кожевникова, должны создаваться для защиты права дикой природы на существование и для сохранения чистоты научных наблюдений. Идея абсолютной заповедности Г.А. Кожевникова заключалась вследующем экоэтическом императиве: «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (34).Другой классик заповедного дела, петербургский охотовед Д.К. Соло-вьев в 1918 году дал первое определение заповеднику – «заповедником (постоянным) называется определенная площадь, объявленная неприкос-новенной навсегда, со всеми или частью относящихся к ней организмов и предметов. В первом случае заповедник будет полным, во втором – ча-стичным» (83). Далее Д.К. Соловьев добавляет: «Следует отметить, что аб-солютной заповедности даже в общих заповедниках обыкновенно нельзя достигнуть, так как это доводило бы нас иногда до абсурда. Некоторые участки могут быть представлены сами себе без малейшего касательства человека, но вообще невозможно совершенно изолировать заповедник от внешней жизни, а можно только ослабить ее влияние бдительной ох-раной» (83).В Украине идея абсолютной заповедности, в ее поэтической фор-ме, впервые была высказана классиком украинской литературы Лесей Украинкой в ее драме-феерии «Лісова пісня», написанной летом 1911 года. Главная героиня произведения, лесная царевна Мавка, защищает древний лес от ножа человека с просьбой «Не руш! Не ріж! Не убивай!». «Не руш!» – означает «не нарушай, ничего не трогай в дикой природе»; «не ріж!» – «не уничтожай деревья, не коси траву»; «не убивай!» – «не уничтожай животных и растения» (13). Леся Украинка была уверена, что только так, применяя принцип строгого заповедания, можно защитить еще уцелевшие участки дикой природы (13).

 

Более подробно о проблемах заповедности читайте  в книге=

 

В.Е. Борейко, В.А. Бриниха, И.Ю. Парникозы   Заповедность (пассивная охрана природы) Теория и практика  , Второе издание  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2018/09/Boreyko73.pdf

03.07.2019   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости