Владимир Борейко: Экологическая революция — это экзамен совести человечества

27733_big%20(1)Наш корреспондент Казимир Савицкис беседует с известным украинским защитником дикой природы, экофилософом,
директором Киевского эколого-культурного центра, Заслуженным природоохранником Украины Владимиром Борейко.

В последнее время все чаще стал использоваться термин <экологическая революция>. Так, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил о необходимости экологической революции с целью снижения выбросов газов, из-за которых возникает глобальное потепление. Министр Минприроды России Ю. Трутнев говорит, что его ведомство готовит экологическую революцию, которая, якобы, заключается в шести новых экологических законопроектах, разработанных чиновниками. Что же такое по вашему экологическая революция?

— Любая революция заключается в радикальных, коренных, качественных изменениях, это скачки в развитии природы, общества или познания. Несколько законов, разработанных чиновниками или уменьшение выброса газов в атмосферу навряд ли могут <потянуть> на революцию. На мой взгляд целью настоящей экологической революции может быть только одно — освобождение природы.

То-есть вслед за освобождением негров, женщин и детей происходит освобождение природы?

— Да, это полный и окончательный процесс, который обязан завершиться освобождением из рабства всех живых существ,
а не только людей.

— В <Экологическом словаре> (2001 г.) экологическая революция трактуется как <ответная реакция человечества на критическое состояние системы <человек-биосфера>. Как по вашему можно толковать этот термин?

— Приведенное в словаре толкование очень размытое и неточное. Ведь ответной реакцией на экологический кризис могут быть и реформы, и эволюция. На мой взгляд экологическая революция — это радикальные, качественные изменения, выражающиеся в освобождении природы путем предоставления ей прав и становлении экологической демократии. При экологической демократии будут гарантироваться конституционные ограничения власти большинства путем гарантий определенных личных или групповых свобод меньшинства — животных, растений, микроорганизмов, экосистем. Построение экологической демократии потребует реализации всеобщего избирательного права и пропорциональной избирательной системы для учета интересов не только людей, но и остальных живых существ, граждан данной страны.

— Однако революция — это террор, диктатура, термидор, реставрация. Вы согласны с таким ходом событий?

— Нет. Недавние <цветные> и <бархатные> революции показали, что они чем дальше, тем больше очищаются от крови и теснее увязываются с борьбой за права человека и качество его жизни.

— Какие требования может выдвигать экологическая революция?

— Главное требование — это освобождение природы, заключающееся в предоставлении ей прав. Эти права должны быть закреплены в Конституции страны, ее законах и судебной практике. Другими требованиями могут быть предоставление 30 %-50% территории страны дикой природе, прекращение видового террора, <реабилитация> животных – <вредителей>, запреты различных развлечений, связанных с грубым нарушением прав природы — спортивной охоты, корриды, боев животных, цирков, зверинцев, дельфинариев, а также опытов над животными, звероферм, крупных сельскохозяйственных комплексов, производства фуа-гра. Все охотничьи общества должны быть распущены.

— Признание прав природы — главная задача экологической революции. А что такое права природы?

— Права природы — это естественные законы (потребности) природы и живых существ, воплощенные в законодательстве и правовой культуре людей. Например, любому виду растения или животного для существования необходимо жизненное пространство. Значит, они должны иметь право на существование.

— Революция предполагает смену власти, наличие класса – гегемона, разрушение производственных отношений, утративших стимул развития производительных сил. Как тут быть в случае с экологической революцией?

— Это все в большей степени (хотя и не на сто процентов) касается революции политической. Я не уверен, что экологическая революция будет революцией политической. К тому же, она может свершиться и сверху, при помощи правительства, пошедшего на такие радикальные реформы как освобождение природы. Следует сказать, что кроме политических революций существуют еще революции культурные, социальные, промышленные, демографические, научные. Экологическая революция больше относится к революции социальной.

— Какой класс, по вашему мнению, может стать зачинателем экологической революции?

— Простой народ — рабочие, крестьяне, мелкие чиновники редко проявляют интерес к какой-либо идеологии. Они стремятся только к улучшению своего материального положения. Идеология — это удел думающих людей, интеллигенции. Именно идеалистические представления интеллигенции становятся идеалами новой революции. Экологическая революция будет вдохновляться известными идеалами свободы, справедливости, защиты прав, уничтожении рабства — однако уже в отношении природы.

Причем коренное отличие экологической революции от всех остальных будет заключаться в том, что она свершится не для людей, а в интересах других живых существ и дикой природы. За счет даже некоторого ограничения интересов и прав самих людей. Примерно так белые американские аболиционисты боролись не за себя, а за права темнокожих рабов. Это был экзамен совести. Теперь такой экзамен совести человечество обязано сдать второй раз.

— И вы в это верите?

Отменить законы исторического развития (и изменения общества через социальные и политические революции – один из таких законов) невозможно. Как правило, революции случаются внезапно. Конечно, сейчас, когда нас вокруг окружает асплодившийся необычайно быдло-класс, думающий только о своем пузе и плотских утехах, рассуждения об экологической революции смахивают на несбыточное фантазерство. Какие еще права природы, кому они нужны? Но это совсем не означает, что уже сейчас
среди нас не растет контрэлита, готовая и способная выступать в роли вожака экологической революции.

Тем более что роль Интернета и новых информационных технологий возрастает с каждым днем. Это расширяет возможности ведения экологической пропаганды, выработки новых ценностей, мобилизации союзников и управления революционным процессом. Очень важный момент — моральное состояние общества. В стране, где деньги являются мерилом всех ценностей, а понятия справедливости, милосердия и добра нивелированы — навряд ли происходит экологическая революция.

Вместе с тем развитие экологической этики и экологической философии создало довольно серьезную теоретическую базу для развития экологической революции. Прежде всего это работы таких выдающихся экофилософов как Том Риган, Питер Сингер, Арне Нейс, Олдо Леопольд, Пол Тейлор, Холмс Ролстон III, Юджин Харгроув, Генри Торо и другие. Одним из предвестников экологической революции является специфическая природоохранная деятельность — экотаж (экологический саботаж). Цель
экотажа сделать экологически вредные действия экономически невыгоднами.

Идеология экотажа опирается на то, что в природе и мире существуют высшие законы, которые главнее законов того или иного государства. Они находятся в иной среде. Их можно назвать законами природы. Однако, если государственные законы находятся в противоречии с законами природы, с этим нельзя мериться. Их нужно отменять, или нарушать. Как сказал Генри Торо, — <если закон нарушает справедливость, то нарушается закон>. В Великобритании, США, Канаде, Австралии уже появились защитники природы, готовые ради блага редких животных или экосистем жертвовать своим здоровьем или даже жизнью. Я верю, что эти люди разбудят общество, которое станет готово к проведению экологической революции.

— Это нужно делать для того, чтобы приблизить экологическую революцию?

Во-первых, преподавать экологическую этику. В Украине, кстати, мы добились благодаря утвержденному при нашем участии закону и двум выигранным судам, что Министерство образования и науки рекомендовало вузам и школам ввести в свои программы предмет <Экологическая этика> по выбору. В итоге в нескольких вузах Украины с 2010 г. уже стали читать курсы по экологической этике. Во-вторых, необходимо насытить Интернет качественными материалами по экологической этике и правам природы. Чтобы любой человек, заинтересовавшийся этой темой, быстро мог получить самую разнообразную информацию. Пока же в русскоязычном Интернете, например, по правам природы имеется, к сожалению, всего лишь несколько ссылок. В третьих, воспитывать человеке доброжелательность, сострадание, сочувствие, уважение к животным и растениям. Известный гуманист Г.С. Солт писал еще в начале 20 века: < Вместо того, чтобы поощрять в себе тупую бесчувственность, близкую к жестокости, мы должны были бы развивать в себе более высшие и отзывчивые нравственные инстинкты. И из того, что весь путь не может быть совершен сразу, не следует, что мы не должны сделать первые шаги>.

12.07.2013   Рубрики: Новости, Права природы и их лоббирование