Владимир Борейко: дикая природа – любите и не приближайтесь

Наш корреспондент Казимир Савицкис беседует с известным
украинским защитником дикой природы, экофилософом,
директором Киевского эколого-культурного центра,
Заслуженным природоохранником Украины Владимиром
Борейко.

– В 2002 г. в популярном российском журнале <Новый мир (? 7) вы опубликовали эссе <Дикая природа:любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт . Позже электронная версия была размещена в <Русском журнале . Что вы хотели сказать этой работой?

– Меня всегда волновал вопрос – сможем ли мы спасти
дикую природу при современной системе, измеряющей
счастье количеством товара, сводящей все ценности к
единственной – деньгам и рассматривающей природу
исключительно как источник сырья? Чем дольше я
размышлял, тем больше приходил к отрицательному выводу.
Дикую природу нужно рассматривать как высшую реальность,
священное пространство, Совершенно Иное, а не как склад
вертикально стоящих дров или место отдыха человека.
Изучив американский опыт в области охраны дикой природы,
а также философию, эсетику, теологию и этику, связанные
дикой природой, я написал книгу <Современная идея дикой природы , которая вышла двумя изданиями (2001 г., 2003 г.). Дополненный и расширенный вариант опубликовали в Гуманитарном экологическом журнале (? 2 за 2011 г.) Это была революционная работа на постсоветском пространстве – многие ее встретили в штыки, обвиняли меня в эксплуатации религиозной темы, в идеализации природы. Я ответил им тремя своими книгами <Философы дикой природы и природоохраны (2002 г., 2004 г.), <Художники дикой природы (2005 г.), <Писатели дикой природы (2006 г.), а также переведенной на русский язык книгой американского экофилософа Джека Тернера <Дикость и дикая природа (2003 г.). Мы также провели несколько Международных конференций по дикой природе – и общественное мнение немного смилостивилось. – Почему же так трудно воспринимается идея дикой природы? Долгое время в общественном европейском сознании дикая природа подразумевалась как место обитания дьявола. Известный американский ученый, историк Линн Уайт обвинил христианство и иудаизм в двух экологических грехах: в провозглашении человека покорителем дикой природы и десакрализации дикой природы. И она во многом права. В Библии термин <дикая природа встречается около 300 раз и все его значения являются отрицательными. Как в Ветхом, так и в Новом Завете это словосочетание относится к местам неиспользованной человеком природы, где обитали дьяволы и демоны. Содержание Старого Завета, полагает американский историк охраны природы и экофилософ Родерик Нэш, свидетельствует о том, что евреи считали дикую природу проклятой землей и связывали это с недостатком воды. Когда Бог из Старого Завета хотел покарать грешников, он счел условия дикой природы своим наимощнейшим оружием. И наоборот, его наибольшим благословлением было превращение дикой природы в райский сад. Однако история израильтян добавила кое-что новое в иудейско-христианское понимание дикой природы. Опыт 40-летних скитаний израильтян позволил воспринимать дикую природу еще и как убежище от грешного и преследуемого общества. Это – во-первых. И, во-вторых, дикая земля обозначила место для поиска и приближения к Богу. Однако эти новые ценности дикой природы в средние века в Европе воспринимались немногими. Долгое время дикая природа представлялась европейцам местом бедствий, недостатков, глубоких страданий, смертельных опасностей. Значимой характеристикой дикой природы было отсутствие в ней прямой полезности. Владимир Даль определил слово <дикий как <в природном виде состоящий, не обработанный человеком, неручной, необузданный, своенравный, суровый . К сожалению, в традиционной западной культуре исторически имеется очень мало моделей и традиций, которые ценят дикие местности или говорят о том, что природная дикость может позитивно влиять на людей (чего не скажешь о восточной традиции обожествления дикой природы). Герои европейских мифов побеждают своего противника и устанавливают принципы греховности и враждебности дикой природы. Подвиги Геракла направлены против <низменных проявлений дикой природы. Георгий-Победоносец пронзает копьем дракона, Илья Муромец убивает змея и превращает лес в поле. Данко пожертвовал своим сердцем, чтобы вывести людей из <мрачного леса . Дикая природа не вписывалась в модель труда русского крестьянина. Ее образ осуждался церковью. Дикая природа была <трижды чужой для крестьян: она не имела отношения ни к способу хозяйства, ни к вере, ни к имуществу. Отношение к дикой природе как к пустырю, неудобью, бесполезному, религиозно и эстетически неценному месту, которое обязательно нужно было использовать, покорить, улучшить, возделать, украсить – являлось доминирующим и в СССР. <Отвратителен дремучий бор, невозделанные степи, неиспользованные водопады – писал в 1923 г. литературовед С. Третьяков. <Пусть выжжена, вырублена будет тайга, пусть вытоптаны будут степи. Пусть будет так и так будет неизбежно - призывал сибирских писателей литератор В. Зарубин на съезде писателей Сибири в 1926 г. Биоксенофобию, ненависть в отношении дикой природы постоянно пропагандировали со страниц центральные советские газеты. <Всюду темнела однообразная тайга - царство непроходимых болот и мошки (…). Сколько еще пройдет времени, прежде чем люди придут сюда, углубят русла рек и высушат болота, расчистят тайгу, построят дороги, города – писала 2 апреля 1967 г. газета <Правда . К сожалению, утопическая идея В.И. Вернадского по преобразованию биосферы в ноосферу, не оставляющая шанса дикой природе, находит поддержку у многих современных отечественных экологов и философов. Так, философ Ю. Школенко сказал: <Будущее местопребывания всех диких животных – зоопарки, всех диких растений – ботанические сады . А другой выдающийся отечественный ученый - известный <зубр -Н.В. Тимофеев-Ресовский призвал человека переделывать, улучшать сообщества в живом покрове земли, то есть заниматься <управлением эволюции . <Зубр предполагал, что наступит время, <когда человек разрешит проблему равновесия в живой природе . – Но не все же так относились к дикой природе? Взять хотя бы русских поэтов золотого и серебряного века. Очень трудно найти русского поэта, не воспевшего красоту природы, особенно природы дикой, не тронутой руками человека. Михаил Лермонтов: Что на земле прекрасней пирамид Природы, этих гордых гор? Не переменит их надменный вид Ничто: ни слава царств, ни их позор, О ребра их дробятся темных туч Толпы, и молний обвивает луч Вершины скал, ничто не вредно им. Кто близ небес, тот не сражен земным. Александр Пушкин: По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Безмолвно уповать в восторге умиленья - Вот счастье! Вот права!.. Однако восхищение дикой природой в западной литературе и искусстве, как и в русской, не было такой мощной и влиятельной традицией, как в древней Японии или Китае. – Но ведь были еще священные языческие рощи? Древние священные рощи охраняли волю Земли. Они были дикой природой в самом глубоком смысле и наполнены волевой силой, не поддающимся контролю духом. Дикая природа священных рощ формировала духовный священный опыт, наделяя людей чувством величественного. Это благоговение перед свободной природой и сегодня признаем как их духовную традицию – считает американский исследователь Джей Вест. Божественное уединение рощи казалось язычнику местом почитания, выделенным самой природой, и эти рощи являлись единственными и самыми первыми храмами. Здесь человек <от мира удаленный общался с духами и бессмертными. – Есть мнение, что дикой природы уже не существует. Якобы вся она давно изменена человеком. Это касается природы девственной. А дикая природа – это нечто другое. Это место, наделенное силой воли и духом, природа, находящаяся в своевольном, неконтролируемом состоянии, свобода дикой жизни. Причем основоопределяющее здесь слово – <свобода . Природа дикая (<свободная ): это – обширные, неуправляемые, неконтролируемые людьми и в значительной степени не модифицированные ими, или способные восстановиться до такого состояния участки земли, где поддерживается долговременное местное биоразнообразие (включая хищников), экосистемные процессы и имеется малоизмененная человеком неживая природа (скалы, дюны, горы, водные источники и т.д.). На этих участках дикая природа воспроизводится без помощи человека, естественным путем, по <дикому типу, сохраняя саморегуляцию за счет внутренних связей. Участок дикой природы может являться также в некоторой степени культурным ландшафтом, который используется аборигенным народом на протяжении десятков тысяч лет. Территория дикой природы допускает современное небольшое и ненастойчивое человеческое вторжение, но так, чтобы естественные процессы продолжали эволюционировать. Дикая природа не бывает статической и может иметь несколько степеней ненарушенности человеком. – Хотелось бы услышать пару слов о свободе дикой природы. Свобода дикой природы – это: 1.Отсутствие внешнего принуждения, контроля и ограничений, накладываемых человеком на дикую природу. 2. Возможность дикой природы действовать в соответствии со своей собственной волей, без каких либо ограничений, установленных человеком. 3. Способность дикой природы действовать в соответствии со своими интересами и целями, свобода выбора, свобода действия, возможность быть Иным. 4. Защита ее от тирании человеком. 5. Возможность дикой природы пользоваться своими правами. Свобода есть необходимое условие естественного развития не только человека, но и всего живого. Будучи свободной, дикая природа сама обладает ценностями свободы, ибо предоставляет человеку три вида свобод. Она является основным источником интеллектуальной свободы или творчества, духовной свободы или артистического вдохновения, а также политической свободы, так как предоставляет убежище от авторитарного правительства и политического угнетения. В романе Дж. Оруэлла <1984 правители полицейского государства запретили дикую природу, поскольку она поддерживала свободу мыслей и действий. Этот факт получил историческое подтверждение в СССР в 1951 г., когда Сталин лично подписал постановление о закрытии почти ста заповедников. Вполне возможно, он понимал, что участки дикой природы являются островками свободы - последним убежищем от тоталитаризма. Уэйленд Дрю исследует три самых выдающихся антиутопических романа своей эпохи (<Мы Евгения Замятина, <Мужественный Новым Мир Хаксли и <1984 Оруэлла) и открывает, что все три работы приводят сравнение между будущей эрой тоталитаризма и архаической эрой первобытности в природе. Только возвращаясь к последней, утверждают писатели, возможно спасение от тоталитарного преследования, только бегством к свободной природе можно спасти мир. В последнее время нередко говорится об управлении дикой природой. Однако, с точки зрений здравого смысла и экологической этики управление дикой природы -абсурд. Во-вторых, управляя дикой природой, мы тем самым лишаем ее главного свойства – свободы и превращаем дикую природу в прирученную. Дикая природа – это также горные пики, морские бездны, самые дальние полярные льды, дожди, засухи и все тому подобные вещи, еще не запертые в управленческие графики человеческой организации. Далее, для управления необходимо достаточное знание. Однако, как считают многие ученые, на большинство научных проблем дикой природы ответы так никогда не будут найдены. Поэтому люди никогда не достигнут надлежащего уровня технического развития, необходимого для управления дикой природой без непредвиденных побочных явлений. Дикая природа всегда будет <знать лучше . Помните, еще М. Булгаков в <Мастере и Маргарите писал: - – <Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день . Что касается природы окультуренной, лишенной <дикости , такие улучшения конечно, нужны. Однако подобное утверждение ни в коем случае нельзя отнести к дикой природе. Фауна и флора, улучшаемые и управляемые научно, и фауна и флора, управляемые и улучшаемые природой – это противоречивые понятия, логическая нелепость. – В своих работах вы утверждаете, что дикая природа является еще и природой священной? Идея о том, что дикая природа может быть священной и хорошей, была возвращена Западу движением Романтизма. Жан-Жак Руссо писал, что <святость лежит в неукрашенной природе , а американский путешественник Эствин Эвенс заявил в 1818 г., что <существует нечто в самом имени дикой природы, которое очаровывает слух и успокаивает человека. В нем содержится религия! . Религиозное переживание на лоне дикой природы предполагает ощущение чуда в дикой природе, ощущение нового понимания и новых ценностей дикой природы, ощущение святости дикой природы. Сакральность дикой природы должна связываться с загадкой, таящейся за барьером недоступности и с чувством невольного уважения и восхищения, рождаемого дистанцией и специфической обстановкой восприятия дикой, природы, а не с отправлением культов. Величественные ландшафты дикой природы являлись редкими местами, где у человека было больше шансов, чем где- либо, мельком увидеть лицо Бога. Бог был на вершине горы, в пропасти, в водопаде, в грозовом облаке, в радуге, в закате. – Что такое современная идея дикой природы? Без новых идей и концепций мы обречены вновь и вновь повторять старые ошибки. Созрела необходимость определения идей, отстаивающих дикую природу вообще, как некогда разработанная философия человеческой свободы стала основой конкретных гражданских прав. Одной из таких свежих и перспективных идей является современная идея дикой природы, которая, в конечном счете, наиболее радикальная идея человеческой мысли, более радикальная, чем идеи Пейна, Маркса, Мао. Это великая пан-культурная идея, к которой рано или поздно придут все народы. Если в какой-либо культуре пока еще нет концепции дикой природы, то это лишь дело времени. Возможно, культура, которая не имеет ее, пока не смогла ее открыть, принять или не нуждается в ней. Как политическая идея, как культурный идеал понятие <дикая природа моложе, нежели относительно новое понятие прав человека. Современная идея дикой природы – это идея спасения всей оставшейся дикой природы на Земле. Дикая природа – для дикой природы. Недостаточно защищать немногие оставшиеся участки свободной природы. Необходимо отвести ей огромные области, сейчас используемые человеком. Нужно убрать оттуда людей и машины, рекультивировать дороги и распаханные земли, освободить скованные плотинами реки. Пусть туда вернутся корабельные сосны, орлы, волки и медведи. – И как она реализуется на Западе? К 2005 г в США под систему участков дикой природы отведено около 106.498.016 акров. Это 677 участков, находящихся в 44 штатах США, что составляет 4,7% площади страны На них практически полностью прекращена хозяйственная деятельность. Гидростроительство. Опрос, проведенный в США в 1998 г. показал, что две трети избирателей поддерживают охрану участков дикой природы. В Австралии, как показали социологические исследования, проведенные в 1996 г., большинство населения ценит области дикой природы и обеспокоено их охраной. Многие согласны с тезисом, что <дикая природа должна быть сохранена ради нее самой, а не потому, что люди хотят ее использовать . И только 12% опрошенных считает, что <экономическое развитие является более важным, чем сохранение дикой природы . В 1993 – 1994 годах в Канаде провели опрос с целью выяснить, что является символом этого государства. Национальные парки заняли третье место после флага и гимна Канады, обогнав даже известный во всем мире канадский хоккей. Подобный подход позволяет довольно быстро и в масштабах всей страны взять под учет и охрану государства многие имеющиеся еще не заповеданные территории ненарушенной человеком природы. В 1964 г. в США приняли закон <О дикой природе . В 1973 г. подобный закон о дикой природе принят в Канаде. В Австралии закон о дикой природе принят в 1987 г. штатом Новый Южный Уэльс и в 1992 г. штатом Южная Австралия, в 1986 г. в этой стране начата национальная инвентаризация участков дикой природы. В 1991 г. закон о дикой природе принят в Финляндии, которым выделено 12 областей дикой природы. Концепция дикой природы получила в США расширение в Законе о диких реках. Американцы пришли первыми к понятию <дикая река , осознав ее значимую ценность. Согласно их подходу, дикой рекой называется река или часть ее, являющаяся свободно текущей, свободной от водохранилищ, не имеющая никакого доступа кроме пешеходных троп, с водосборами или береговыми линиями, находящимися в основном в неизменном состоянии и с незагрязненными водами. Дикие реки можно посещать только пешком, на лошади или лодке. Термин <свободно текущая (в естественном состоянии), применительно к любой реке или части реки означает поток, существующий или текущий в естественных условиях без запруд и изменений русла, отводов, спрямлений, каменной насыпки или других изменений водного потока. Согласно Закону <О диких и живописных реках , принятому в США в 1968 г., на этих реках запрещается строительство плотин, водоводов, водостоков, электростанций, линий электропередач и других объектов, а также добыча полезных ископаемых в ложе реки, на ее берегах или в четверти мили от берега. Дикие, живописные и рекреационные реки должны обладать выдающимися эстетическими, рекреационными, геологическими, историческими, культурными ценностями и биоразнообразием. В 1993 г. этим законом в США уже охранялось 153 реки (участка) длиной около 18000 км (с прилегающими 4 млн. га долин (0,33% от всех рек в США). – Но ведь есть еще дикая природа космоса? Отдельный и уже вполне реальный вопрос. Для начала надо хотя бы защитить поверхность Луны, Венеры. Вряд ли правильно превращать их в космические свалки. По- видимому, уже пришло время создавать специальные космические заповедники и другие охраняемые природные территории, разрабатывать философию и идеологию защиты космоса, утверждать официальные законы по защите космического пространства. – Не кажется ли Вам, что американская идея дикой природы очень близка по духу к русской идее абсолютной заповедности? И та и другая направлены на защиту дикости дикой природы. Дикость – это свойство, способность свободной природы оставаться в диком состоянии. Оно – нецивилизованное и неконтролируемое качество. <Дикое – это самое жизненное – сказал Г. Торо. Дикая природа – это место, дикость - это качество. Английский философ Джейн Беннет считает, что <дикость является неисследованным, неожиданным и необъяснимым чуждым измерением чего-либо . Идея абсолютной заповедности – это идея свободы дикой природы и ее дикости, то есть спонтанного развития и качества. Абсолютная заповедность – идеальное условие существования дикой природы в современном и особенно в будущем мире. Цель абсолютной заповедности – защита права дикой природы на существование, процветание и свободу. Это идеальный режим, направленный на сохранение спонтанного развития естественных природных экосистем. Абсолютная заповедность – это когда дикой природе дозволено все. Главное требование абсолютной заповедности – отойди и никогда ничего не трогай. Любопытно, что американский экофилософ Д. Тернер самостоятельно приходит к идее абсолютной заповедности, высказанной век назад русским ученым Г.А. Кожевниковым: <Почему не работать над тем, чтобы выделить обширные области, где мы будем ограничивать все формы человеческого влияния: (…) никаких дорог, никакого наблюдения со спутников, никаких облетов на вертолете, никаких радиоошейников, никаких измерительных приспособлений, никаких фотографий… Пусть любая среда обитания, которую мы можем сохранить, как можно больше возвращается к своему собственному порядку. Пусть дикая природа снова станет белым пятном на наших картах . Конечно, полная свобода дикой природы, как и полная заповедность, имеет смысл только с абсолютной точки зрения. Эта теория – идеал. Она не есть достижимая цель, а только направление движения. Более подробно эти идеи я высказал в своей недавней книге <Заповедники, заповедность и живородящий хаос (2010 г.), которая сейчас переиздается в Польше. – А какобстоят дела с реализацией современной идеи дикой природы в других, не англоязычных странах? В 2008 г. в Эквадоре были утверждены поправки к Конституции, закрепившие право дикой природы на существование. Это является революционным прорывом. Как говорится, лиха беда начало: – Что необходимо делать, чтобы охрана дикой природы стала реальностью? Для того, чтобы идея дикой природы была понятна и поддерживалась населением, его нужно обучать ценностям дикой природы. Целью чего должно быть не внушение, а объяснение. Усвоение ценностей дикой природы будет способствовать принятию людьми экологически верных решений по отношению к участкам дикой природы. В популяризации современной идеи дикой природы большое значение имеет не столько распространение экологических знаний, сколько моральных норм. Здесь особенно важен воспитательный, а не только образовательно- просветительский эффект, воздействие на эмоциональную составляющую. Мифопоэтические аргументы могут отчасти дать реальный толчок к социальному изменению действий людей по отношению к дикой природе. Создание культа дикой природы может заключать в себе формирование моды на защиту флоры и фауны, осознание населением священности участков дикой природы, рекламу <живых символов страны и ее регионов, пропаганду соответствующих стереотипов реального поведения. Мы, природоохранники, не имеем иного выхода, как сражаться за свободу последних оставшихся участков дикой природы, ценностей, которые мы считаем незаменимыми. Если же мы перестанем это делать, то нам останется лишь сложить свои полномочия.

04.06.2013   Рубрики: Идея абсолютной заповедности, Новости