ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАПОВЕДНИКАХ, СОСТОЯЩИХ В ВЕДЕНИИ НАРКОМПРОСА (Утверждено коллегией НКП 22 февраля 1929 г.)

( Опубликовано-Еженедельник Народного Комиссариата просвещения РСФСР, № 14, апрель 1929 г. )

I. Общие положения.

1. Заповедниками признаются участки земельной или водной площади., которые навсегда подлежат оставлению в неприкосновенном виде или ограничению их хозяйственного использования в порядке постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 5/Х 1925 г. Территория заповедников и их охранных районов признается участками особого назначения, состоящими в ведении Наркомпроса по Главнауке.

2. Заповедники могут быть „полные” и „частичные”.

а) Полным заповедником признается участок земельной или водной площади, который со всеми находящимися на нем и в нем произведениями природы (растениями, животными, почвами, горными породами, минералами и пр.) навсегда сохраняется в неприкосновенном виде. Вследствие этого естественное состояние полного заповедника не может быть нарушаемо воздействием человека на природу, а также не допускается хозяйственное использование заповедной территории.

Воздействие человека на природу полного заповедника разрешается лишь,. поскольку это необходимо для достижения поставленных перед заповедником целей научного исследования и охраны.

б) Частичным заповедником признается участок земельной или водной
площади, на котором навсегда подлежит охране не вся природа, а лишь некоторые ее части (растительность, животные, минералы и пр. или их отдельные группы и представители). Хозяйственное использование частичного заповедника допускается лишь, поскольку оно не нарушает целей данного заповедника. Условия и порядок вышеуказанного хозяйственного использования заповедника устанавливается особой инструкцией.

3. При полном заповеднике может быть образован охранный район, который является частичным заповедником (см. § 2 б) и служит для полного заповедника естественной оградой.

4. Учреждение заповедников преследует следующие цели:

а.) сохранение в неприкосновенности участков природы либо отдельных ее (произведений, представляющих ценность как памятники природы или культуры и находящихся под угрозой уничтожения;

б) научное исследование природы в ее прошлом и настоящем в связи с хозяйственными задачами страны;

в) культурно-просветительная работа, в частности пропаганда идей охраны природы среди населения как промысловой базы и пропаганда естественно-исторических знаний.

5. Объявление участков природы заповедниками, установление их границ и образование охранных районов производятся постановлением Совета народных комиссаров РСФСР по представлению Народного комиссариата по просвещению РСФСР и по заключениям соответствующих ЦИКов автономных республик или i краевых, областных и губернских исполнительных комитетов.

6. Объявление остальных произведений природы, перечисленных в § 2б заповедными или подлежащими охране с ограничением пределов их использования, производится Народным комиссариатом но просвещению РСФСР по соглашению с заинтересованными ведомствами и по заключениям соответствующих ЦИКов автономных республик или краевых, областных и губернских исполнительных комитетов.

Примечание 1. Списки заповедных животных и растений устанавливаются Наркомиросом РСФСР и Наркомземом РСФСР.

Примечание 2. В пределах городской черты все мероприятия осуществляются по соглашению с соответствующими исполнительными комитетами.

7. Для осуществления предусмотренных § 4 целей заповедники органи­зуются либо в самостоятельные учреждения, либо передаются административным органам, научным учреждениям, вузам и обществам.

8. В целях охраны правильного распределения работы заповедник может быть разбит на наблюдательские „обходы”. Обходы могут быть объединены в инструкторские „объезды” или участки. Участки в необходимых случаях объединяются в „районы” (отделы). *

II. Права и круг ведения заповедников.

9. В зависимости от характера задач, стоящих перед заповедниками, им
могут предоставляться НКП права научно-исследовательских учреждений.

10. Заповедникам в лице их администрации предоставляется право с разрешения НКП:

а) организовывать станции, музеи, библиотеки, лаборатории, обсерватории, опытные участки, зоофермы и др. вспомогательные учреждения и предприятия;

б) издавать свой периодический орган, а также отдельные труды;

в) устраивать диспуты, публичные чтения, лекции, курсы, конференции, семинарии и пр.;

г) организовывать на своей территории экскурсионное дело;

д) вступать в связь с другими научными и просветительными учреждениями, а также привлекать к своей работе отдельных лиц;

е) эксплоатировать строения и угодья заповедника в соответствии с задачами заповедника на основании существующих законоположений (пост. СНК РСФСР о спецсредствах от 19/VI 1923 г. СУ и расп. № 37, ст. 386).

11. Заповедникам в лицах управлений может быть предоставлено право
юридического лица с вытекающими отсюда правами на самостоятельное заключение гражданских сделок и представительство в суде.

III. Финансирование заповедников и их подведомственность.

12. Средства заповедников могут образоваться из:

а) сумм, отпускаемых по госбюджету;

б) сумм, отпускаемых по местному бюджету;

в) спецсредств (пост. СНК РСФСР от 19/IV 1922 г. и СНК СССР от 18/VII 1923г. (СУ № 37, ст. 466 и № 85, ст. 823).

13. По отношению к заповедникам, учреждаемым постановлениями СН-К»
источники финансирования и их подведомственность устанавливаются означенными постановлениями. В развитие соответствующих пп. декрета Главнаука издает инструкции, уточняющие ее компетенцию и компетенцию местных органов в управлении заповедником.

14.По отношению к заповедникам, учреждаемым в порядке п. 5 инструк­ции по применению постановления ВЦЙК и СНК РСФСР от 5/Х 1925 г., по соглашению между местными исполкомами и НКП, порядок финансирования ж управления (подведомственность) устанавливается указанным соглашением.

15.Взаимоотношения между управлениями заповедников и междуведомственными комиссиями уточняются особой инструкцией, издаваемой Главнаукои в развитие инструкции по применению постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 5/Х 1925 г.

IV. Управление заповедником и личный состав.

16. Личный состав заповедников определяется установленным для них
штатом научных, научно-технических и административно-технических сотрудников.

Примечание. Кроме штатных сотрудников в заповеднике могут быть сверхштатные и временные сотрудники (научные работники сверхштатные и временные в отношении научной работы пользуются правами штатных).

17. В заповедниках, осуществляющих все основные задачи, предусмотренные § 4 сего положения, общее руководство вверяется директору, несущем единоличную ответственность: а) за ведение дела в соответствии с постановлениями правительства и директивами Наркомпроса; б) а также за результаты деятельности заповедника.

На директора возлагается:

а) приведение в исполнение всех постановлений и распоряжений правительства и Наркомпроса;

б) составление общего отчета по заповеднику и представление его руководящим органам;

в) сношение с государственными учреждениями, общественными организациями и частными лицами (юридическими и физическими);

г) разработка всех вопросов, касающихся научной и административно-
хозяйственной жизни заповедника;

д) в соответствии с действующими узаконениями (от имени заповедника заключение всякого рода договоров и обязательств имущественного порядка, необходимых для осуществления возложенных на заповедник задач, в том числе выдача доверенностей на ведение дел, с правом передоверия;

е) наблюдение за правильным поступлением и расходованием средств и распоряжение кредитами.

18. В помощь директору заповедника учреждается правление. В состав
правления входят директор на правах председателя и 2 или 4 члена, назначаемых Главнаукой НКП. Нисло членов правления для каждого заповедника определяется ГНК Наркомпроса.

Примечание. В заповедниках незначительных размеров правление не организуется. В этом случае вопросы, подлежащие рассмотрена» правления, разрешаются директором.

19. На рассмотрение правления вносятся следующие вопросы:

а) утверждение смет, планов, отчетов по рабе там заповедника;

б) утверждение распределения работ внутри заповедника;

в) представление в Наркомпрос со своим заключением кандидатов на должность заведующих отдельными отраслями работы заповедника и научно-исследовательскими учреждениями, а также кандидатов в действительные члены, научные сотрудники и в аспиранты;

г) наблюдение за общей постановкой работы аспирантов;

д) назначение заведующих районами, заведующих охраной, а также административно-хозяйственных и технических сотрудников;

е) рассмотрение вопросов, поставленных на обсуждение самим правлением, вносимых директором и советом заповедника;

ж) утверждение постановлений совета.

20. В случае необходимости при директоре в заповеднике могут быть учреждены одна иди две должности его помощников. При двух должностях помощников—-одна из них должность помощника директора по административно-хозяйственной части заповедника, а другая — должность помдиректора по учебной части заповедника. Оба помощника входят в число членов правления, установленное п. 18 сего положения. В случае отсутствия директора его права и обязанности, в том числе и ответственность, принимает на себя один из заместителей согласно назначению директора.

21. Директора заповедников и их помощники назначаются Главнаукой HКП.

Примечание. До предложению Главнауки может быть объявлен конкурс на замещение вакантных должностей директора заповедника и его помощников.

22. Для всестороннего освещения научной жизни заповедника, а также
связанных с ней вопросов административно-хозяйственной жизни, организуется
под председательством директора заповедника совет в следующем составе:

а) членов правления;

б) заведующих отделами (районами заповедника);

в) всех научных сотрудников заповедника;

г) научно-технических и административно-хозяйственных работников в зависимости от размеров заповедника в количестве, не превышающем 3;

д) представителя местной комиссии по охране природы;

е) представителя профессиональных органов;

ж) представителя местного отдела народного образования;

з) представителей заинтересованных в работе заповедника учреждений;
список последних утверждается Главнаукой.

Примечание. Научно-технические и административно-хозяйственные работники в совет назначаются правлением заповедника сроком на один год.

23. Совет рассматривает:

а) планы общие, годичные, а также отдельные планы по научным и административно-хозяйственным работам заповедника;

б) периодические и отдельные отчеты и доклады сотрудников;

в) научные труды работников заповедника;

г) кандидатуры в действительные члены и научные сотрудники;

д) все вопросы, вносимые на обсуждение совета правления.

24. Заседания совета, происходят не реже 1 раза в полугодие. В случае надобности совет созывается экстренно по предложению правления.

25. Всем заседаниям совета ведутся протоколы, скрепленные подписью председателя; секретарем совета состоит член правления, исполняющий обязанности секретаря последнего. Все заключения совета вносятся на утверждение правления заповедника.

26. Научно-исследовательская и просветительная деятельность заповедника, в том числе и руководство экскурсионным делом, осуществляется его научным персоналом, предусмотренным штатом.

27. Научные работники заповедников, .соответственно их квалификации и возлагаемым на них работам, разделяются на действительных членов, научных сотрудников I и II разряда. На научных работников заповедника распространяются права, установленные для научных работников научных учреждений.

28.Штатные и сверхштатные вакансии научных сотрудников замещаются согласно существующим правилам для научно-исследовательских институтов.

29.Непосредственное управление районами (см. § 4) заповедника возлагается на заведующих районом, которые всецело руководят всей работой своего района и являются ответственными за состояние последних.

30.Охрана территории заповедника и выполнение наблюдательских научно-технических заданий осуществляются нижеследующими органами:

1) начальником охраны,

2) инструкторами

3) наблюдателями.

31. Начальник охраны возглавляет дело охраны заповедника и несет непосредственную ответственность за надлежащее ее осуществление. К обязанностям его относятся учет охраняемых в заповеднике объектов природы, в том числе животных, а также имущество заповедника, заведывание охотничьим хозяйством заповедника как в абсолютной, так и охранной зоне. На его обязанности лежат:

а) руководство деятельностью инструкторов и наблюдателей по борьбе
с браконьерством, порубками и т. п.;

б) принятие срочных мер против нарушителей действующих в заповеднике правил и постановлений;

в) хранение и распределение оружия и огнеприпасов заповедника и учет расходования патронов; ‘.

г) производство дознания и обысков согласно существующему положению.

32. Инструктора:

а) руководят деятельностью наблюдателей в пределах состоящего в их радении участка (объезда);

б) непосредственно охраняют заповедник;

в) составляют протоколы и акты о правонарушениях в заповеднике;

г) ведут научные наблюдения и записи согласно особым инструкциям и указаниям.

Примечание. Инструктора могут быть откомандированы, по распоряжению директора заповедника, в непосредственное распоряжение научной станции заповедника для вспомогательных работ.

33.Наблюдатели несут все обязанности инструкторов под руководством последних в пределах своего обхода.

34.Назначение заведующих районами, заведующего охраной, а также других административно-хозяйственных и научно-технических сотрудников производится правлением заповедника из числа лиц, обладающих специальной подготовкой или практическим опытом в области лесного и охотничьего дела.

35.Постоянным сотрудникам отводятся на время службы их в заповедниках жилые хозяйственные строения с усадебными участками для безвозмездного Пользования.

36.Постоянным сотрудникам отводятся, на общем основании, в безвозмездное пользование земельные участки в охранном районе заповедника, по нормам лесной стражи в размере не более шести с половиной (6 1/2) га на каждого; им разрешаются пчеловодство, пастьба скота и другие виды побочного Пользования по нормам, установленным Главнаукой.

Примечание. В необходимых по местным условиям случаях администрацией может быть произведено сокращение наделов.

37. Сотрудникам заповедника предоставляется право пользоваться из охранной зоны для личных нужд топливом согласно нормам, установленным для сотрудников лесничества.

Примечание. Право пользования помещением для жилья и служебными при них постройками, земельными наделами, топливом и пр. прекращается с оставлением службы в заповеднике.

38. На основе настоящего положения заповедники, состоящие в ведении Наркомпроса, составляют индивидуальные уставы и представляют их на утверждение Главнауки.

39. Заповедники, объявляемые в порядке п. 5 постановления ВЦИК и СНК ot 5/Х 1925 г. об охране участков природы и пр., а также заповедники, согласно п. 7 сего положения, находящиеся в ведении административных органов, научных учреждений, вузов и обществ, оформляются органами, в ведение которых они входят, особыми актами, предусматривающими порядок управления и финансирования в соответствии с данным типовым положением. Указанные акты направляются на утверждение в Главнауку.

03.12.2013   Рубрики: Идея абсолютной заповедности, Новости