Стратегия и тактика борьбы с любительской (спортивной) охотой
В.Е. Борейко
Краткая история антиохотничьего движения в России, Украине и СНГ
Отечественное антиохотничье движение имеет довольно большую историю. Началось оно в 1890 г. публикацией друга и соратника Льва Толстого Владимира Григорьевича Черткова, имело большой размах в 1960-х годах, и значительно распространилось в наши дни. Однако в рамках самого антиохотничьего движения, направленного против любительской охоты как аморального и антиэкологического действия, имелись и другие, более частичные цели, направленные на запрет весенней охоты или царских охот.
Первое антиохотничье выступление, жестко осуждающее любительскую охоту как таковую, без всяких компромиссов, как гром с ясного неба, прозвучало в газете «Новое время» 13 ноября 1890г. (по старому стилю). Для России, страны с довольно сильными охотничьими традициями и настроениями, где Тургеневым, Аксаковым, Некрасовым и другими писателями любительская охота была возведена чуть ли не в ранг благородной национальной черты (как коррида в Испании) — это был дерзкий, очень вольнодумный поступок. Который по смелости можно было сравнить разве что с покушением на царя-батюшку. Естественно, решиться на него мог человек только очень смелый, самостоятельный, неординарный. Россия не была бы Россией, если бы в ней не отыскался такой человек. Он нашелся в ближайшем окружении великого русского мыслителя Льва Толстого. Звали его Владимир Григорьевич Чертков (1854—1936).
В.Г. Чертков происходил из старинной русской дворянской семьи, очень богатой и близкой к императорскому двору. Блестяще образованный гвардейский офицер, крупнейший помещик и, кстати, одно время заядлый охотник-любитель. Чертков встретился с Толстым 1 октября 1883 г. С того момента их судьбы сплелись воедино. Владимир Григорьевич организовывает в России издательство «Посредник», в Англии — «Свободное слово»; начинает выпускать журналы «Свободное слово» и «Свободные листки», берет на себя печатанье запрещенных в России произведений великого писателя. Был неоднократно репрессирован властью и в царское, и в советское время.
Находясь под впечатлением гуманистических воззрений Л. Толстого, а также изучая буддизм (он был автором нескольких философских статей о буддизме), Чертков не только порывает с любительской охотой, но и начинает первую в России атаку против «злой забавы».
«Да, с какой стороны ни смотри на нее, — охота дело бессмысленное, жестокое и губительное для нравственного чувства человека. А поэтому и неудивительно, что помимо злых отношений к самим животным, охотники еще и в общении между собой большей частью проявляют самые непривлекательные стороны своего характера», — пишет Чертков (Чертков,1896).
В том же 1890 году статья В.Г.Черткова «Злая забава» была издана отдельной брошюрой. Предисловие к ней написал Лев Толстой (который также, к 50-ти годам стал ярым противником любительской охоты).
Среди охотничьей публики статья Черткова вызвала бурю негодования. Не привыкшие ценить нечеловеческую жизнь и задетые за живое искренними словами автора, охотники организовали против Черткова настоящий «крестовый поход». Не только все охотничьи газеты, журналы и альманахи (а их в те времена в царской России насчитывалось более десятка), но и общая пресса — газеты «Московские ведомости», «Гражданин», «Русское богатство» стали глумиться над Владимиром Григорьевичем. Однако он не струсил, не сдался. В 1986 году он повторно издает свою брошюру «Злая забава», добавляя в нее свой ответ оппонентам: «Вопрос о нравственной незаконности охоты, по-видимому назрел в нашем обществе. По крайней мере я получил целый ряд сочувственных откликов на высказанные мною мысли о жестокости и бессмысленности этого развлечения, в том числе и от нескольких охотников, чистосердечно соглашавшихся со мной в полной несостоятельности своей любимой потехи» (Чертков, 1896).
Более того, в некоторых изданиях, например, в газете «День», появились антиохотничьи статьи других авторов: госпожи Купреяновой и др.
Антиохотничьи выступления В.Г. Черткова и его коллег поддержало Российское общество покровительства животным. В 1902 г. активист Общества М. Лисовский издал в С.-Петербурге брошюру «Немые страдальцы».
«Злая забава, называемая охотою, служит часто прямым источником преследований и избиений, совершаемых главным образом ради потехи. Даже такие великие гуманисты, как Тургенев, Аксаков и другие, не смогли освободиться от этой демонической страсти», — с негодованием писал автор (Лисовский, 1902).
К сожалению, разразившиеся вскоре подряд три войны и последовавшие затем антидемократические события надолго затормозили развитие в России антиохотничьего движения.
1907 г., а затем 1920-е годы ознаменовались активным выступлением против весенней охоты. Интересно, что во главе их стояли сами охотники — в Украине председатель Всеукраинского союза охотников и рыболовов профессор В.Г. Аверин, в Белоруссии — орнитолог и охотовед профессор А.В. Федюшин, в России — зоологи Г.А. Кожевников, Б.М. Житков, орнитолог и видный охотовед В.А. Бутурлин. Только последним против весенней охоты было опубликовано около десятка статей. В результате, в Украине и Белоруссии весенняя охота была запрещена в 1926 г., в Крыму — в 1927 г., в России — в 1929 г.
1930–1950-е годы не были заметны какими-либо яркими антиохотничьими выступлениями. Хотя известно, что именно в это время замечательный российский мыслитель Даниил Андреев писал свою знаменитую «Розу мира», в которой раскритиковал не только спортивную охоту, но и спортивную рыбалку (впервые в России) как антиморальное занятие. Однако рукопись нашла своих читателей лишь в 1990-х годах.
В начале 1960-х годов в России начался второй пик развития антиохотничьего движения. И на этот раз во главе его стояли писатели, некоторые из них — бывшие охотники. В 1964 г. писатель Федор Шахмагонов в московском журнале «Молодая гвардия» опубликовал резкую антиохотничью статью «Исповедь ружейного охотника». На следующий год ленинградский писатель Николай Сладков развил эту тему публикацией «Дикая фигура охотника» в журнале «Звезда», предложив запретить любительскую охоту как аморальное занятие: «Всю любительскую охоту надо запретить. Машина, которая при работе дает постоянный брак, должна быть снята с производства. Это совершенно очевидно» (Сладков,1965).
К дискуссии подключились писатели Б. Рябинин, Л. Леонов, В. Травинский, К. Чуковский, Н. Гаген-Торн, В. Матов. Их поддержали многие авторитетные издания: «Известия», «Труд», «Сибирские огни». А «Литературная газета» и «Человек и закон» провели на своих страницах специальную дискуссию. Интересно, что предложение запретить любительскую охоту даже поддержал писатель Олег Волков, сам страстный охотник (Волков, 1977). Свое решение он аргументировал прежде всего тем, что любительская охота в СССР практически бесконтрольна и наносит огромный ущерб дикой природе.
Одним из главных аргументов противников любительской охоты была необходимость защиты жизни диких животных как таковой. Всего активные выступления против любительской охоты велись в течение довольно длительного времени, связанного с некоторой либерализацией общественной жизни: 13 лет, с 1964 по 1977 год. Лидерами этой второй в истории России атаки на любительскую охоту были два известных советских писателя-природоохран
Подводя итоги этой акции, можно сказать, что в целом практически вся печать и огромное количество авторов писем-откликов со всех концов СССР (с Украины, Белоруссии, Средней Азии, Закавказья, Сибири) поддерживали требование писателей запретить или жестко ограничить любительскую охоту. Против выступал только специализированный всесоюзный охотничий журнал «Охота и охотничье хозяйство».
Следует также отметить, что в то же время были, правда менее малочисленные, выступления против царских охот. Застрельщиками в этом довольно смелом по тем временам почине снова оказались писатели Л. Леонов м Б. Рябинин. В газете «Советская Россия» они выступили с острой критической статьей «Заповедный — значит неприкосновенный», где спрашивали: «Заниматься заповедниками ради организации охот в заповедниках! Что может быть нелепее и несовместимее с духом и понятиями нашего времени». (Цит. по: Борейко, 2000) Эту статью в августе 1970г. перепечатала украинская республиканская «Рабочая газета», что не понравилось Политбюро ЦК КПУ. Было издано специальное партийное постановление «Об ошибках и неправильных выступлениях «Рабочей газеты», в результате чего журналисты газеты, ответственные за публикацию этой статьи, были наказаны (Борейко, 2000).
Против организации царских охот в 1960-1970-х активно выступали ученые-природоохранни
В третий раз антиохотничье движение стало заявлять о себе с начала 1990-х годов. Иначе и быть не могло: все три пика антиохотничьих кампаний в России приходились на годы относительно либеральных 1890-1900-х, 1960-1970-х и 1990-х годов, связанных со свободой слова и активизацией общественной жизни.
Следует отметить, что в этот раз антиохотничья кампания развивалась постепенно: вначале началась борьба с явными, уродливыми проявлениями любительской охоты — царской охотой и весенней охотой, и только в 1999 года последовали собственно выступления против любительской охоты как таковой.
В 1989–1993 гг. в Украине, России и Белоруссии велась очень активная кампания против царских охот партноменклатуры. В этот период КПСС лишалась последних своих привилегий , поэтому момент покончить со спецсафари был выбран очень удачно. В Украине наиболее активную деятельность развил Киевский эколого-культурный центр. Его работниками в центральной и украинской прессе было опубликовано более 30 острых статей, в 1995 г. выпущена книга В.Е. Борейко «Царские охоты: от Владимира Мономаха до Владимира Щербицкого» (всего она уже выдержала 3 издания). В России несколько статей против царских охот опубликовал д.б.н. Ф.Р. Штильмарк, в Белоруссии активно боролось несколько сотрудников заповедно-охотничьего хозяйства Беловежская Пуща. И хотя им потом пришлось покинуть свое место работы, осенью 1991 г. Беловежская Пуща стала национальным парком. В Украине также удалось добиться запрета царских охот — в 1991 г. Крымское заповедно-охотничье хозяйство было реорганизовано обратно в заповедник, а Азово-Сивашское спецсафари — в 1993 г. — в национальный парк (Борейко, 2000).
С конца 1990-х годов несколько общественных организаций России начали активную борьбу с весенней охотой. Здесь лидирующее место занял Союз охраны птиц России, во главе с членом его Центрального совета, известным орнитологом — природоохранником к.б.н. В.А. Зубакиным. Вскоре к борьбе с весенней охотой подключились некоторые его областные отделения (наиболее активное из них — Саратовское, выпускающее электронный бюллетень «Волга»), экологический клуб «Улукиткан», студенческие природоохранные дружины. В результате в некоторых областях России весенняя охота была запрещена. Однако наиболее впечатляющих успехов удалось добиться в Украине. В 2003 г. здесь борьбу с весенней охотой возглавил Киевский эколого-культурный центр. К нему подключились «Зелений світ» из г. Черткова Тернопольской области, «Мама-86», Украинское общество охраны птиц, студенческие дружины г. Киева, Украинская коалиция «За дикую природу»
В результате в 2003 г. в Украине весенняя охота не была открыта. Киевским эколого-культурным центром был подготовлен проект закона o запрещении в Украине весенней охоты навсегда, и внесeн через депутатов в Верховный Совет Украины. В апреле 2004 г. народные депутаты стопроцентным числом голосов утвердили этот закон.
В 1990-х годах в России и Украине появляются первые бесцензурные публикации, осуждающие любительскую охоту как таковую. В 1993 г. наконец-то вышла легендарная книга Д. Андреева «Роза мира», имевшая большой раздел против любительской охоты. В 1997 г. известный российский зоозащитник Т.Н. Павлова опубликовала написанную по материалам зарубежных экофилософов первую в СНГ книгу по вопросам экоэтического отношения к животными «Биоэтика в школе». В ней имелся раздел с критикой любительской охоты как жестокого и аморального развлечения.
Однако наибольшую роль в развитии современного антиохотничьего движения сыграл известный российский эколог, д.б.н., профессор ряда московских ВУЗов, бывший начальник Управления заповедников Минприроды СССР А.А. Никольский.
В 1999 г. в Гуманитарном экологическом журнале он выступил со статьей «Этика благоговения перед жизнью — против эстетики убийства», где смело и бескомпромиссно осудил любительскую охоту: «Эстетика убийства животных находится в глубочайшем противоречии с этикой благоговения перед жизнью. Этот атавизм недавней своей истории человек реализует в спортивной охоте — забаве взрослых людей» (Никольский, 1999). В отличие от множества подобных статей, опубликованных ранее, эта публикация не только обличает любительскую охоту, но и содержит перечень мер по борьбе со «злой забавой»: создание иллюстрированной хрестоматии против охоты, ограничение рекламы любительской охоты и т.п.
В 2000 г. А.А. Никольский принял участие в записи дискуссии о моральности любительской охоты на одном из каналов российского телевидения (передачу вела популярная певица Лайма Вайкуле), однако эта передача так и не вышла в эфир. В 2001г. на международной конференции по экологической этике («Трибуна-7»), организованной в Киеве Киевским эколого-культурным центром, А.А. Никольский добился внесения в резолюцию пункта о необходимости формирования негативного отношения в обществе к спортивной охоте. Это была первая (в России, Украине и СНГ) конференция, осудившая любительскую охоту.
В мае 2003 г. на другой подобной международной конференции — («Трибуна-9»), была принята Декларация прав живых существ, создавшая теоретическую этическую базу для борьбы с любительской охотой как необоснованно нарушающей права животных.
В 2003 г. Киевским эколого-культурным центром был издан первый в СНГ антиохотничий сборник — «Большой спор о любительской охоте», куда вошли практически все известные с 1890 г. отечественные и многие зарубежные антиохотничьи статьи. В 2004 г. Центр, совместно с экогруппой «Печенеги» организовал Всеукраинский конкурс детского творчества — «Дети против спортивной охоты». В этом же году среди экологических организаций СНГ была создана электронная антиохотничья рассылка, а студенческая дружина Казанского университета «Служба охраны природы» разработала первый в СНГ антиохотничий сайт в Интернете.
В 2003-2004 годах несколькими российскими организациями: Российский фронт освобождения животных, Центр защиты прав животных «Вита» впервые были проведены пикетирования охотничьих выставок и разрисовка стен и окон охотничьих магазинов.
Из теоретической борьба с любительской охотой перекинулась в сферу практическую.
Литература
1. Андреев Д., 1993. Роза мира. — М.: Т-во Клышников-Комаров и К. — 307 с.
2. Большой спор о любительской охоте, 2003. Сост. В.Е. Борейко. — К.: КЭКЦ. — 176 с.
3. Борейко В.Е., 2000. «Царские охоты»: от Владимира Мономаха до Владимира Щербицкого, изд. второе, дополн. — К.: КЭКЦ. — 96 с.
4. Волков О., 1977. Не следует ли запретить охоту?.. // Человек и закон. — №10. — С. 93–104.
5. Лисовский Д.И., 1902. Немые сострадальцы. — М. — 55 с.
6. Никольский А.А., 1999. Этика благоговения перед жизнью — против эстетики убийства // Гуманитарный экологический журнал. — Т. 1, вып. 2. — С. 7–10.
7. Сладков Н., 1965. Дикая фигура охотника // Звезда. — №3. — С. 184–189.
8. Толстой Л., 2000. Не убий // Крик. — №3. — С. 5.
9. Чертков В., 1896. Злая забава. Мысли об охоте. — М. — 24 с.
Более подробно о вреде любительской ( спортивной ) охоты можно прочитать в книге ” Брось охоту-стань человеком” http://www.
Пресс-служба КЭКЦ
10.05.2019
Рубрики: Нет - спортивной охоте!, Новости