Се­я­ние смер­ти как образ за­ба­вы

В. Бо­рей­ко

З­ве­ря на­до сна­ча­ла гнать,

Чтоб пал за­мо­рен, и по­то­м

На­чал се­дые сне­га ли­зать

Ро­зо­вым язы­ко­м.

Па­вел Ва­си­льев, «Охот­ни­чья песнь», 1929

Мы дол­ж­ны отка­зать­ся от ка­ких-ли­бо
по­ли­ти­чес­ких ком­п­ро­мис­сов,
ког­да де­ло идет о мо­ра­ли и охра­не при­ро­ды

 

Нес­мот­ря на то, что мно­гие охот­ни­ки до­ка­зы­ва­ют не­об­хо­ди­мость лю­би­тельс­кой охо­ты ее эко­но­мич­нос­тью, эко­ло­гич­нос­тью, се­лек­ци­он­ной важ­нос­тью и т.п., в ко­неч­ном ито­ге охот­ник-лю­би­тель охо­тит­ся не для то­го, что­бы управ­лять, охра­нять, кон­т­ро­ли­ро­вать, выб­ра­ко­вы­вать или улуч­шать дичь — он охо­тит­ся ра­ди сво­е­го соб­с­т­вен­но­го раз­в­ле­че­ния. И за­бо­тят­ся охот­ни­ки о ди­чи, под­кар­м­ли­вая ее в ли­хую го­ди­ну, устра­и­ва­ют гнез­до­вья толь­ко с одной це­лью — что­бы заб­рать ее жизнь по­том. Да, они очень ши­ро­ко раз­де­ля­ют­ся по сво­им мо­ти­ва­ци­ям, взгля­дам, при­выч­кам, воз­мож­нос­тям, мен­таль­нос­ти и по­ве­де­нию. Но у них всех есть одно общее — это же­ла­ние по­лу­чить удо­вольс­т­вие пу­тем убий­с­т­ва, или же по­лу­чить удо­вольс­т­вие при по­мо­щи выс­ле­жи­ва­ния, прес­ле­до­ва­ния, по­го­ни, це­лью че­го, в ко­неч­ном сче­те, то­же явля­ет­ся ду­ше­губ­с­т­во.

И­ме­ет­ся до­воль­но мно­го раз­ных ви­дов лю­би­тельс­кой охо­ты. Но цен­т­раль­ным смыс­лом каж­до­го из них опять явля­ет­ся убий­с­т­во. По­э­то­му се­я­ние смер­ти — вот цен­т­раль­ный образ за­ба­вы, име­ну­е­мый лю­би­тельс­кой охо­той. При­чем пос­коль­ку це­лью охот­ни­ков-лю­би­те­лей явля­ет­ся соб­с­т­вен­ное раз­в­ле­че­ние, они пред­по­чи­та­ют дол­гую охо­ту ко­рот­кой, дру­ги­ми сло­ва­ми, чем про­дол­жи­тель­ней му­че­ния жи­вот­ных в ре­зуль­та­те обла­вы, по­го­ни, преж­де чем они бу­дут уби­ты, тем луч­ше.

Но в чем при­чи­ны убий­с­т­ва? Что спо­соб­с­т­ву­ет убий­с­т­ву? Ка­кие мо­ти­вы тол­ка­ют охот­ни­ка за­би­рать жизнь жи­вот­но­го?

О­хот­ни­ки час­то ссы­ла­ют­ся на осо­бый инстинкт уби­вать ра­ди раз­в­ле­че­ния, ко­то­рый, яко­бы, дос­тал­ся им в нас­лед­с­т­во то ли от зве­рей, то ли от пе­щер­но­го че­ло­ве­ка. На са­мом де­ле это пус­тая вы­дум­ка, улов­ка, миф. Ни­ка­ко­го та­ко­го осо­бо­го инстин­к­та уби­вать не бы­ло и нет. Это не древ­ний инстинкт, это бо­лезнь че­ло­ве­чес­кой со­вес­ти. Ни одно жи­вот­ное не уби­ва­ет ра­ди раз­в­ле­че­ния, а толь­ко по де­лу: при са­мо­о­бо­ро­не или ра­ди про­пи­та­ния, обу­че­ния де­те­ны­ша. Так что на ге­ны от зве­рей ссы­лать­ся не­че­го. Это — во-пер­вых.

Во-вто­рых, если че­ло­ве­ку та­кой инстинкт дос­тал­ся бы в нас­лед­с­т­во от пе­щер­но­го че­ло­ве­ка, то он был бы при­сущ всем лю­дям (как сек­су­аль­ный инстинкт), а не толь­ко охот­ни­кам.

И в-тре­тьих. Ссыл­ка на так на­зы­ва­е­мый «ин­с­тинкт уби­вать» прос­то очень удоб­на для охот­ни­ков: «Я не сво­лочь, у ме­ня ге­ны та­ки­е».

Как по­ла­га­ет рос­сий­с­кий экоп­си­хо­лог, док­тор пси­хо­ло­ги­чес­ких на­ук С.Д. Де­ря­бо, гре­хов­ное же­ла­ние убить на охо­те жи­вот­ное ра­ди раз­в­ле­че­ния вы­зы­ва­ет­ся не эфе­мер­ным бес­соз­на­тель­ным «ин­с­тин­к­том», яко­бы «дос­тав­шим­ся нам от пред­ков», а впол­не осоз­нан­ны­ми и не луч­ши­ми че­ло­ве­чес­ки­ми пот­реб­нос­тя­ми: же­ла­ни­ем вы­мес­тить на бо­лее сла­бом и без­за­щит­ном свою зло­бу, по­ка­зать свою власть (ес­ли я его убил, то я его силь­нее и глав­нее). У пси­хо­ло­гов это на­зы­ва­ет­ся «сме­щен­ной агрес­си­ей». Здесь бы­ту­ет да­же осо­бая нек­ро­филь­ная ма­гия отня­тия жиз­ни (бог на­о­бо­рот).

Тол­ка­ет лю­дей на лю­би­тельс­кую охо­ту еще:

1. Мощ­ная рек­ла­ма лю­би­тельс­кой охо­ты, под­дер­жи­ва­ю­щая идею ду­ше­губ­с­т­ва как та­ко­вую. Имен­но во мно­гом бла­го­да­ря рек­ла­ме на­чи­на­ю­щий охот­ник не ви­дит ни­че­го пре­до­су­ди­тель­но­го в убий­с­т­ве жи­вот­но­го. Охо­та во мно­гом успеш­но проц­ве­та­ет бла­го­да­ря эффек­тив­ной и ли­це­мер­ной рек­ла­ме, обма­ны­ва­ю­щей обы­ва­те­ля.

В цар­с­кой Рос­сии и сей­час в стра­нах СНГ изда­ют­ся де­сят­ки охот­ни­чьих жур­на­лов и га­зет, сот­ни книг на охот­ни­чью те­ма­ти­ку. Охо­ту вос­пе­ва­ли мно­гие извес­т­ные пи­са­те­ли и по­э­ты — от Пуш­ки­на до Приш­ви­на и Со­ко­ло­ва-Ми­ки­то­ва. А вот анти­о­хот­ни­чья про­па­ган­да (не счи­тая ее не­ко­то­ро­го уси­ле­ния в кон­це 1960-х — на­ча­ле 1970-х) прак­ти­чес­ки не ве­дет­ся (про­тив де­сят­ков ты­сяч книг об охо­те до 2003 г. не бы­ло изда­но да­же одной про­тив охо­ты). Нет в на­ших стра­нах и анти­о­хот­ни­чье­го дви­же­ния как та­ко­во­го. Сов­сем ина­че де­ло обсто­ит на За­па­де. Про­тив­ни­ки лю­би­тельс­кой охо­ты име­ют там очень вли­я­тель­ные по­зи­ции, поль­зу­ют­ся ши­ро­кой под­дер­ж­кой сре­ди на­се­ле­ния. Актив­но дей­с­т­ву­ют меж­ду­на­род­ные альян­сы про­тив охо­ты.

В ре­зуль­та­те их де­я­тель­нос­ти в 1995 г. 80% бри­тан­цев выс­ту­па­ло про­тив тра­ди­ци­он­ной англий­с­кой охо­ты на лис, 93% жи­те­лей Но­вой Зе­лан­дии не одоб­ря­ет охо­ту на ки­тов (Gunn, 2001). Остав­ши­е­ся ви­ды лю­би­тельс­кой охо­ты на­хо­дят­ся под стро­гим кон­т­ро­лем го­су­дар­с­т­ва и общес­т­вен­нос­ти. Прак­ти­чес­ки вся Евро­па зап­ре­ти­ла ве­сен­нюю охо­ту. Про­тест про­тив охо­ты до­хо­дит до то­го, что по­ли­ти­чес­ко­му де­я­те­лю лег­че соз­нать­ся в «го­лу­биз­не», чем в склон­нос­ти к убий­с­т­ву жи­вот­но­го (Кос­тю­ков, 2002).

У нас все на­о­бо­рот. Для срав­не­ния, в Укра­и­не, сог­лас­но со­ци­о­ло­ги­чес­ким иссле­до­ва­ни­ям, про­ве­ден­ным Ки­ев­с­ким эко­ло­го-куль­тур­ным цен­т­ром в 2002 го­ду, толь­ко 50% опро­шен­ных выс­ту­па­ет про­тив лю­би­тельс­кой охо­ты, 29,5% ее под­дер­жи­ва­ют, 20,5% не опре­де­ли­лись с отве­том. Из-за отсут­с­т­вия да­же эле­мен­тар­ной кри­ти­ки оте­чес­т­вен­ная лю­би­тельс­кая охо­та ста­но­вит­ся все бо­лее рас­пу­щен­ной и ци­нич­ной: воз­ро­ди­лись бы­ло прик­ры­тые в на­ча­ле 1990-х «цар­с­ки­е» охо­ты, в Рос­сии и Бе­ло­ру­си раз­ре­ше­на вар­вар­с­кая ве­сен­няя охо­та, ве­дет­ся не­до­пус­ти­мая охо­та в за­по­вед­ни­ках и на­ци­о­наль­ных пар­ках, ва­лом рас­тет бра­ко­ньер­с­т­во.

2. За­ин­те­ре­со­ван­ность биз­не­са. Ры­нок по­ощ­ря­ет убий­с­т­во. Охот­ни­чье обо­ру­до­ва­ние, охот­ни­чьи рес­то­ра­ны, охот­ни­чьи изда­ния, до­ро­гу­щие заг­ра­нич­ные ту­ры (са­фа­ри) — все это да­ет и бу­дет да­вать при­быль при одном усло­вии, если лю­ди ста­нут про­дол­жать уби­вать. Уби­вать жи­вот­ных. По­э­то­му для то­го, чтоб они хо­те­ли уби­вать и даль­ше, биз­нес де­ла­ет все воз­мож­ное, чтоб про­буж­дать и зак­реп­лять у них эту отвра­ти­тель­ную страсть к убий­с­т­ву и при­ми­тив­ные эмо­ции. Ра­ди де­нег. Ко­то­рые, как извес­т­но, не пах­нут. Во­ро­ти­лы биз­не­са орга­ни­зо­ва­ли бы охо­ту и на …соб­с­т­вен­ных ма­те­рей, если бы это да­ва­ло боль­шие день­ги. Хо­ро­шо за­ра­ба­ты­ва­ют на охо­те и чи­нов­ни­ки, вы­да­вая раз­ре­ши­тель­ные до­ку­мен­ты на охо­ту.

3. Бе­зу­дер­ж­ная склон­ность на­ших со­о­те­чес­т­вен­ни­ков к пьян­с­т­ву, в том чис­ле на охо­те, в ре­зуль­та­те че­го при­туп­ля­ет­ся отвра­ще­ние к убий­с­т­ву жи­вот­но­го. Бы­ва­ет и на­о­бо­рот. Испы­ты­ва­ю­щий пос­ле убий­с­т­ва зве­ря или пти­цы угры­зе­ния со­вес­ти охот­ник ста­ра­ет­ся «за­лить» сом­не­ния вод­кой.

4. Как со­об­щил мне д.б.н., мос­ков­с­кий уче­ный А.В. Олес­кин, име­ет­ся не­ма­ло на­уч­ных сви­де­тельств то­го, что заг­ряз­не­ние окру­жа­ю­щей сре­ды тя­же­лы­ми ме­тал­ла­ми (в том чис­ле и свин­цом) спо­соб­с­т­ву­ет уси­ле­нию у лю­дей агрес­сии, деп­рес­сии, а так­же ослаб­ле­нию са­мо­кон­т­ро­ля, что, в свою оче­редь, вы­зы­ва­ет у них импуль­сив­ные, не­мо­ти­ви­ру­е­мые прес­туп­ле­ния. Охот­ни­ки осо­бен­но час­то под­вер­га­ют­ся заг­ряз­не­нию свин­цом (имея де­ло со свин­цо­вой дро­бью), что, по-ви­ди­мо­му, так­же мо­жет спо­соб­с­т­во­вать у них по­яв­ле­нию же­ла­ния уби­вать. С дру­гой сто­ро­ны, они ча­ще, чем не­о­хот­ни­ки, пот­реб­ля­ют мя­со жи­вот­ных, до­бы­тых в сос­то­я­нии жут­ко­го стрес­са (по­го­ня и т.д.). Это мя­со бук­валь­но «наш­пи­го­ва­но» раз­лич­ны­ми хи­ми­чес­ки­ми ве­щес­т­ва­ми, вы­де­ля­е­мы­ми в кровь жи­вот­но­го во вре­мя стрес­са, что спо­соб­с­т­ву­ет воз­ник­но­ве­нию агрес­сии и же­ла­ния уби­вать у са­мих охот­ни­ков. Получается сво­е­го ро­да зам­к­ну­тый круг, где жер­т­ва­ми ста­но­вят­ся как охот­ни­ки, так и ди­кие жи­вот­ные. И еще. По мне­нию мно­гих пси­хо­ло­гов, на­ли­чие у охот­ни­ков ору­жия час­то са­мо по се­бе про­во­ци­ру­ет их на убий­с­т­во жи­вот­ных.

5. Власть тра­ди­ции. В дан­ном слу­чае тра­ди­ции уби­вать. Эта тра­ди­ция вмес­те с так на­зы­ва­е­мой эсте­ти­кой убий­с­т­ва явля­ет­ся важ­ным эле­мен­том осо­бой нек­ро­филь­ной куль­ту­ры, осно­ван­ной на по­чи­та­нии и да­же прек­ло­не­нии пе­ред актом убий­с­т­ва.

Од­на­ко охот­ник в глу­би­не ду­ши все же осоз­на­ет, ви­ди­мо, гре­хов­ность сво­ей страс­ти и ста­ра­ет­ся се­бя за­щи­тить, под­бод­рить. Это же чув­с­т­во вле­чет его к се­бе по­доб­ным, и, как извес­т­но, нет со­ю­за креп­че, не­же­ли со­юз, осно­ван­ный на соз­да­нии обще­го гре­ха, — спра­вед­ли­во зак­лю­ча­ет жур­на­лист «Не­за­ви­си­мой га­зе­ты» А. Кос­тю­ков (2002).

6. Эсте­ти­ка убий­с­т­ва, вер­нее эсте­ти­ка са­мой под­го­тов­ки к убий­с­т­ву. Пер­вый, обра­тив­ший на это вни­ма­ние д.б.н. А.А. Ни­кольс­кий (1999), пи­шет, что изыс­кан­ные при­е­мы убий­с­т­ва жи­вот­ных не толь­ко мно­гок­рат­но вос­пе­ты в искус­с­т­ве, но и ста­ли не­о­тъ­ем­ле­мой час­тью на­шей куль­ту­ры. Кра­си­вые охот­ни­чьи кос­тю­мы, ме­ло­дич­ные зву­ки охот­ни­чьих рож­ков, осо­бая охот­ни­чья кух­ня, ори­ги­наль­ный охот­ни­чий лек­си­кон (нап­ри­мер, го­во­рят не «убил» зве­ря, а «до­был» зве­ря) — все это как бы соз­да­но для то­го, что­бы ве­се­лить охот­ни­ка, отвле­кать его от грус­т­ных мыс­лей по по­во­ду убий­с­т­ва жи­вот­ных.

Од­на­ко да­же все эти улов­ки по­мо­га­ют не каж­до­му. Очень час­то охот­ни­ки са­ми при­хо­дят к осоз­на­нию то­го, что лю­би­тельс­кая охо­та не­мо­раль­на. За­яд­лый охот­ник Лев Тол­с­той к 50 го­дам стал ярым ее про­тив­ни­ком. 20% аме­ри­кан­цев, охо­тив­ших­ся в мо­ло­дос­ти, заб­ро­си­ли ру­жье в зре­лос­ти.

Ког­да че­ло­век ста­но­вит­ся бли­же к жи­вот­ным, он не­ред­ко пе­рес­та­ет смот­реть на них как на ре­сурс, за­ба­ву, тро­фей, мя­со. Он на­чи­на­ет це­нить жи­вот­ное сов­сем за дру­гие ка­чес­т­ва.

О­дин мой зна­ко­мый однаж­ды вмес­то то­го, что­бы скру­тить шею ра­не­ной утке, отнес ее для ле­че­ния в зо­о­парк. Пос­ле это­го он по­нял, что его охот­ни­чья ка­рье­ра за­вер­ше­на.

7. Отно­ше­ние к убий­с­т­ву как к ря­до­во­му явле­нию. Эта при­чи­на так же, как и пьян­с­т­во, име­ет бо­лее все­го на­ши, оте­чес­т­вен­ные кор­ни. Дли­тель­ное, на 100 лет доль­ше, чем в Евро­пе, раб­с­т­во, то­та­ли­та­ризм цар­с­ко­го и со­вет­с­ко­го ре­жи­мов, вой­ны, унич­то­жив­шие де­сят­ки мил­ли­о­нов жиз­ней, на­нес­ли на­шим на­ро­дам се­рьез­ную пси­хо­ло­ги­чес­кую трав­му, вы­ра­зив­шу­ю­ся в:

а) Обес­це­ни­ва­ние по­ня­тия свя­тос­ти жиз­ни. За­па­ры­ва­ние до смер­ти кре­пос­т­ных крес­тьян, цар­с­кие рас­с­т­ре­лы, мно­го­чис­лен­ные вой­ны и бун­ты, Гу­лаг и т.п. при­у­чи­ли на­ших со­о­те­чес­т­вен­ни­ков смот­реть на жизнь, как жи­вот­ных, так и че­ло­ве­ка, как на неч­то, име­ю­щее не столь зна­чи­тель­ную цен­ность. Мож­но ска­зать точ­нее: са­ма по се­бе жизнь в Рос­сии и дру­гих стра­нах СНГ ни­че­го не сто­ит. Как рань­ше, так и те­перь.

б) Неп­ре­о­до­ли­мое же­ла­ние отыг­рать­ся на бо­лее сла­бых. Дли­тель­ный то­та­ли­тар­ный ре­жим прев­ра­тил на­ше­го со­о­те­чес­т­вен­ни­ка в «вин­тик», ра­ба. Одна­ко пси­хо­ло­гия че­ло­ве­ка та­ко­ва, что да­же раб иног­да жаж­дет отыг­рать­ся на дру­гом, по­ка­зать свою си­лу, власть. Та­кое по­ло­же­ние ве­щей я час­то наб­лю­дал в армии, ког­да са­мый ник­чем­ный и го­ни­мый сол­да­тик, «дос­лу­жив­шись» до «ста­ри­ка», прев­ра­щал­ся в на­и­бо­лее жес­то­ко­го ти­ра­на и му­чи­те­ля. При­мер­но та­кие ме­та­мор­фо­зы про­ис­хо­дят и с оте­чес­т­вен­ным «вин­ти­ком», по­па­да­ю­щим с ру­жьем на при­ро­ду. При­ро­да (да еще се­мья) — един­с­т­вен­ное окру­же­ние, где он в пол­ной ме­ре мо­жет ре­а­ли­зо­вать свое тай­ное же­ла­ние кон­т­ро­ли­ро­вать, ко­ман­до­вать, обла­дать влас­тью, отыг­рать­ся на сла­бых. Один та­кой «влас­те­лин» по пьян­ке приз­нал­ся мне, что на охо­те он одних зве­рей ми­лу­ет, а дру­гих — ли­ша­ет жиз­ни, что при­но­сит ему нес­ка­зан­ное удо­вольс­т­вие. На пе­ре­да­че Укра­ин­с­ко­го те­ле­ви­де­ния (2000 г.), пос­вя­щен­ной дис­кус­сии о мо­раль­нос­ти охо­ты, один из охот­ни­ков за­я­вил: «Внут­ри че­ло­ве­ка си­дит зверь. Луч­ше его вы­пус­тить на охо­те, чем в дру­гом мес­те». Для та­ких лю­дей охо­та тем и хо­ро­ша, что соз­да­ет атмос­фе­ру уза­ко­нен­но­го зла и одоб­ря­е­мых по­ро­ков.

Ну а как быть с вож­дя­ми, дру­ги­ми людь­ми, обле­чен­ны­ми влас­тью? Что им то не хва­та­ет? — Той же са­мой влас­ти! Для них ста­но­вит­ся па­то­ло­ги­чес­ки важ­ным все вре­мя рас­ши­рять власть, вплоть до бес­ко­неч­нос­ти. По­э­то­му так важ­на охо­та, где они мо­гут уби­вать ка­кую угод­но жив­ность, вплоть до крас­нок­ниж­ных ви­дов, в лю­бые, са­мые зап­ре­щен­ные сро­ки, и где угод­но, да­же в за­по­вед­ни­ках, зак­ры­тых для прос­тых смер­т­ных.

8. Общий упа­док куль­ту­ры и про­па­ган­да на­си­лия.

 

Вы­во­ды

По­лу­че­ние удо­вольс­т­вия от выс­ле­жи­ва­ния, прес­ле­до­ва­ния и убий­с­т­ва ди­ких жи­вот­ных, вы­ра­жа­ю­щее суть лю­би­тельс­кой охо­ты (так же, как бес­п­ро­буд­ное пьян­с­т­во, ру­коп­рик­лад­с­т­во и не­у­ва­же­ние к жен­щи­не, анти­се­ми­тизм, ра­бо­ле­пие и чи­но­по­чи­та­ние) по су­ти явля­ет­ся пси­хо­ло­ги­чес­ким изъя­ном че­ло­ве­чес­кой ду­ши, сво­е­го ро­да пси­хи­чес­ким за­бо­ле­ва­ни­ем, и тре­бу­ет дли­тель­ной, осто­рож­ной и интен­сив­ной пси­хо­ло­ги­чес­кой ре­а­би­ли­та­ции.

 

Ли­те­ра­ту­ра

1. Кос­тю­ков А., 2002. Эли­та сно­ва взя­лась за ру­жье // Не­за­ви­си­мая га­зе­та, 6 дек.

2. Ни­кольс­кий А.А., 1999. Эти­ка бла­го­го­ве­ния пе­ред жиз­нью — про­тив эсте­ти­ки убий­с­т­ва // Гу­ма­ни­тар­ный эко­ло­ги­чес­кий жур­нал. — Т. 1, № 2. — С. 7—9.

3. Gunn A., 2001. Environmental ethics and trophy hunting // Ethics and the envirоnmental. — № 6. — P. 68—95.

Более подробно о вреде  любительской  ( спортивной ) охоты можно прочитать в книге ” Брось охоту-стань человеком” http://www.ecoethics.ru/old/b70/

 

19.01.2019   Рубрики: Нет - спортивной охоте!, Новости