Санитарные рубки и расчистка леса от захламленности в объектах ПЗФ нарушают закон

Владимир Борейко

 

Проведение рубок леса и расчистка леса от захламленности в заповедниках, национальных парках, других объектах природно-заповедного фонда грубо нарушает:

1. ст. 6 Бернской конвенции, которая запрещает преднамеренное убийство диких животных, занесенных в Список 2 данной конвенции, а также нанесение преднамеренного ущерба местам выведения потомства или отдыха или их уничтожение, преднамеренное нарушение покоя дикой фауны, особенно в период выведения потомства или зимней спячки, а также преднамеренное уничтожение яиц (118).

2. ст. 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, которая в отношении всех видов летучих мышей запрещает их убийство, и обязывает Украину как сторону данного Соглашения, обратить необходимое внимание на охрану их мест обитания.

3. ст. 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая запрещает ухудшение мест обитания

(произрастания) краснокнижных животных и растений, а также их уничтожение.

4. ст. 8 Конвенции об охране биологического разнообразия и ст. 3 Конвенции об охране мигрирующих видов животных, запрещающие уничтожать места обитания видов.

5. ст. 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая устанавливает ответственность за уничтожение краснокнижных видов, ухудшение мест произрастания, обитания краснокнижных видов и производства других действий, которые наносят ущерб краснокнижным видам.

6. ст. 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», которая запрещает в природных заповедниках (а также в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных парков) и региональных природных парков, а также в заповедных урочищах, уничтожение диких животных, их мест обитания и гнездования, а также проведение таких санитарных мер, которые нарушают режим заповедника (117).

7. В связи с вхождением Украины в Евросоюз, санитарные и другие рубки в заповедниках и других объектах ПЗФ нарушают ст. 2, 4, 5 Директивы Совета Европы от 2.04.1979 г. «Об охране диких птиц» и ст. 6,12,13 Директивы Совета Европы от 21.05.1992 г. «Об охране природных мест обитания и дикой фауны и флоры». Данные статьи запрещают какие-либо нарушения на охраняемых территориях, которые негативно влияют на птиц, а также преднамеренное уничтожение гнезд, яиц птиц, преднамеренное нарушение спокойствия птиц, особенно в период размножения и выведения потомства, а также ухудшение или уничтожение мест обитания охраняемыми данными Директивами видов или их отдыха на охраняемых территориях или беспокойство видов в период размножения, выращивания потомства, миграции или спячки, а также прямое уничтожение растений или животных из этих видов.

8. Санитарные рубки в заповедниках, заповедных урочищах и заповедных зонах национальных парков, региональных ландшафтных парков, биосферных заповедников запрещены согласно ст. 16 закона о «Природно-заповедном фонде Украины», ст. 65, 67 Лесного кодекса Украины и ст. 256 Налогового кодекса Украины (обоснование следующее — Согласно статьи 16 Закона о ПЗФ, в природных заповедниках (а также в заповедных зонах национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, биосферных заповедников и заповедных урочищах) запрещены « все виды лесопользования». Согласно ст. 65 Лесного кодекса Украины, лесопользование может быть двух видов — общее и специальное.

Согласно ст. 67 данного кодекса, одним из видов специального лесопользования является заготовка древесины. Согласно ст. 256

Налогового кодекса Украины, к специальному лесопользованию относится заготовка древесины во время санитарных выборочных и санитарных сплошных рубок.

Таким образом, санитарные выборочные и санитарные сплошные рубки относятся к видам лесопользования и незаконны в природных заповедниках и заповедных зонах).

Таким образом все виды рубок леса грубо нарушают соответствующие статьи вышеперечисленных Законов Украины и международных соглашений, так как при проведении рубок леса на территориях заповедников, национальных парков и других объектов природно-заповедного фонда происходит:

— уничтожение видов животных и растений из Бернской конвенции, Красной книги Украины и охраняемых Соглашением об охране летучих мышей в Европе и Конвенцией об охране мигрирующих видов животных,

— уничтожение или ухудшение мест обитания охраняемых международными документами данных видов,

— уничтожение мест выведения потомства охраняемых международными документами данных видов.

 

Несоответствие «Санитарных правил в лесах Украины», «Правил улучшения качественного состава лесов» и

«Порядка специального использования лесных ресурсов» международному и украинскому экологическому

законодательству

 

В 1995-2007 гг. Постановлением Кабинета Министров Украины были утверждены три ведомственных лесохозяйственных документа — «Санитарные правила в лесах Украины», «Правила улучшения качественного состава лесов» и «Порядок специального использования лесных ресурсов». Как ни странно, именно они, а не закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» используются лесниками, а также руководителями ряда заповедников и национальных парков при организации санитарных и других рубок в заповедниках и иных объектах ПЗФ.

Вместе с тем все три вышеперечисленных ведомственных документа грубо нарушают международное и национальное экологическое законодательство. Так, «Санитарные правила в лесах Украины» (статьи 12, 32-34) и «Правила улучшения качественного состава лесов» (статьи 19-24) требуют проводить в лесах объектов ПЗФ рубку сухостойных деревьев и сбор мертвой древесины (1, 2).

Однако именно в сухостойных деревьях имеются дупла, заселенные видами летучих мышей и птиц, занесенных в Красную книгу

Украины и список Бернской конвенции (10, 118). А мертвая древесина является местом обитания многих грибов, папоротников, лишайников, насекомых, также занесенных в Красную книгу Украины (10, 11).

Часть первая статьи 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» запрещает в природных заповедниках (а также в имеющих подобный режим заповедных зонах региональных ландшафтных парков, биосферных заповедников, национальных парков и заповедных урочищах) «уничтожение диких животных, нарушение условий их проживания и гнездования». Часть вторая статьи 16 данного Закона разрешает проведение санитарных мероприятий при условии, что не будет нарушен режим заповедника, т.е. не будут уничтожаться дикие животные и условия их проживания и гнездования. Однако ст. 6 «Правил улучшения качественного состава лесов» разрешает проведение в природных заповедниках, заповедных урочищах и заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков 7 видов рубок, в том числе выборочные санитарные рубки, а также расчистку леса от мертвой древесины, которые являются причиной гибели 89 видов животных, занесенных в Красную книгу Украины или их мест обитания (10).

Таким образом ст. 6 «Правил улучшения качественного состава лесов» грубо нарушает не только ст. 16 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», но и ст. 20 Закона «О Красной книге Украины», которая запрещает уничтожение краснокнижных видов.

Однако дело касается не только природных заповедников, заповедных урочищ, заповедных зон национальных парков, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков. Статья 6 «Правил улучшения качественного состава лесов» разрешает проводить 7 видов рубок и сбор мертвой древесины также в памятниках природы (1). Статья 28 Закона «О природно-заповедном фонде Украины» запрещает проводить в памятниках природы «какую-либо деятельность, которая грозит сохранению или приводит к деградации или изменению первоначального их состояния» (117). Однако именно рубки леса отрицательно влияют на водный режим почв, накопление гумуса, разрушают подстилку, способствуют заболачиванию и изменению структуры растительного покрова, то есть, приводят к изменению первоначального состояния памятника природы (103, 105, 106, 107). Таким образом статья 6 «Правил улучшения качественного состава лесов» грубо нарушает еще и статью 28 Закона «О природно-заповедном фонде Украины».

Статья 6 Бернской конвенции запрещает преднамеренное убийство диких животных, а также нанесение преднамеренного ущерба местам выведения потомства или отдыха или их уничтожение, а также преднамеренное нарушение покоя дикой фауны (118). Статья 3

«Соглашения об охране летучих мышей в Европе» запрещает убийство летучих мышей (123).

Однако статьи 11, 27, 33 «Санитарных правил в лесах Украины» разрешают проводить сплошные и выборочные санитарные рубки, а также сбор мертвой древесины во всех объектах природно-заповедного фонда, в том числе специализированных для охраны фауны — общезоологических, орнитологических заказниках, зоологических памятниках природы (2).

Статья 4 «Порядка специального использования лесных ресурсов» разрешает проводить рубки главного пользования в заказниках, причем в том числе специализированных для охраны фауны — общезоологических и орнитологических заказниках (119). Вместе с тем от рубок и сбора мертвой древесины страдает или гибнет 119 видов животных, внесенных в списки Бернской конвенции, 12 видов летучих мышей, охраняемых Соглашением об охране летучих мышей, 89 видов животных, охраняемых Красной книгой Украины (10, 118, 123). То есть, статьи 11, 27, 33 «Санитарных правил в лесах Украины» и статьи 4 «Порядка специального использования лесных ресурсов» грубо нарушают международное экологическое законодательство, ратифицированное Украиной — статью 6 Бернской конвенции и статью 3 «Соглашения об охране летучих мышей в Европе». Кроме этого, рубки в объектах ПЗФ нарушают статьи 2, 4, 5 Директивы Совета Европы от 2.04.1979 г. «Об охране диких птиц» и статьи 6, 12, 13 Директивы Совета Европы от 21.05.1992 г. «Об охране природных мест обитания и дикой фауны и флоры», которые, хочется надеяться, будут в ближайшее время ратифицированы Украиной.

В настоящее время в Украине много говорится о необходимости приведения украинского экологического законодательства в соответствии с европейским. На имплементацию украинского экологического законодательства выделяются большие деньги. В первую очередь коренной доработки требуют три вышеперечисленных ведомственных лесохозяйственных документа. Однако пока все ограничивается разговорами и проеданием зарубежных грантов. Единственное исключение — принятый в мае 2015 г. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по охране биоразнообразия», разработанный Киевским эколого-культурным центром и Громадой рыбалок Украины и поддержанной народным депутатом Украины Н. Томенко. Этот Закон запрещает проведение всех видов постепенных и сплошных рубок, а также вырубку дуплистых деревьев в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков (120).

 

Как санитарные рубки и расчистка леса

от захламленности в объектах ПЗФ из экологически

вредных превратились в «природоохранные мероприЯтиЯ»

 

Санитарные рубки — это изъятие в лесу сухостойных, усыхающих, сильно ослабленных, поврежденных вредителями, болезнями или в следствии стихийных явлений , техногенных влияний отдельных деревьев или их групп. Санитарные рубки могут быть выборочными (когда рубится одно дерево или их группа с запасом 5 и более куб. м. на гектар) или сплошными (когда вырубаются деревья на площади 0,1 га и более). Санитарные рубки относятся к так называемым» санитарно-оздоровительным мероприятиям». Проводятся силами лесопользователей. Согласно Санитарных правил в лесах Украины, утвержденных Кабмином Украины 27 июля 1995 г. № 555, Правил улучшения качественного состава лесов, утвержденных Кабмином Украины 12 мая 2007 г, № 724 санитарные рубки является обязательным мероприятием в лесах Украины.

Расчистка леса от захламленности (от мертвой древесины) — убирание в лесах мертвой древесины (поваленного сушняка, хвороста и порубочных остатков). Относится к так называемым «санитарно-оздоровительным мероприятиям». Проводится силами лесопользователей. Согласно Санитарных правил в лесах Украины, утвержденных Кабмином Украины 27 июля 1995 г. № 555, Правил улучшения качественного состава лесов, утвержденных Кабмином Украины 12 мая 2007 г, №724, расчистка леса от захламленности является обязательным мероприятием в лесах Украины. Согласно Санитарных правил в лесах Украины, на одном гектаре леса должно оставаться не более 5 куб. метров мертвой древесины.

Уборка мертвой древесины при помощи санитарных рубок и расчистка леса от захламленности в объектах ПЗФ (природно-заповедного фонда) однозначно считаются экологами экологически вредными, так как благодаря ним уничтожаются места обитания 122 краснокнижных видов (89 видов фауны и 33 вида флоры из Красной книги Украины), а также 119 видов животных, занесенных в список 2 Бернской конвенции (1 вид рептилий, 6 видов насекомых, 4 вида земноводных, 15 видов млекопитающих, 93 вида птиц).

Однако ушлыми чиновниками от лесного хозяйства проведена гениальная мистификация, при помощи которой произошла подмена понятий и «плохое» превращено в «хорошее». Согласно п. 4 Санитарных правил в лесах Украины, выборочные и сплошные санитарные рубки, а также расчистка леса от захламленности отнесены к «санитарно-оздоровительным мероприятиям». Теперь, заготавливая в объектах ПЗФ Украины каждый год около 1 млн. куб. м древесины на 44 тыс.га, уничтожая места обитания редких видов растений и животных, лесники, оказываются, не губят природу, а «охраняют» ее путем санитарно-оздоровительных мероприятий.

Еще можно согласиться, когда эти «санитарно-оздоровительные мероприятия» проводятся в хозяйственно-коммерческих лесах, где древесина выращивается на продажу. Однако причем тут объекты ПЗФ, цель которых — охрана природы, а не продажа древесины? Однако, согласно трех вышеприведенных документов, утвержденных Кабмином Украины, в обход Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины», в различных категориях объектов природно-заповедного фонда разрешены санитарные и другие виды рубок, а также расчистка леса от захламленности.

Поэтому, например, в заповедниках, хозяйственных зонах национальных парков и региональных ландшафтных парков разрешено 13 видов рубок и сбор мертвой древесины, в зонах регулируемой рекреации и буферных зонах национальных парков и биосферных заповедников — 11 видов рубок и уборка мертвой древесины, даже в природных заповедниках, заповедных урочищах и заповедных зонах национальных парков, биосферных заповедников и региональных ландшафтных парков разрешена расчистка леса от мертвой древесины и несколько видов рубок .

Опасный миф о том, что санитарные рубки и расчистка леса от захламленности являются «природоохранными мероприятиями», глубоко вошел в «плоть и кровь» не только работников лесного хозяйства, но и природоохранных чиновников. В 2015 г. мы подняли перед департаментами экологии областных Госадминистраций вопрос о введении моратория на сплошные рубки леса в объектах ПЗФ местного значения, как это сделано в Киевской области. И все департаменты, кроме нескольких, ответили отрицательно, аргументируя тем, что санитарные рубки есть природоохранные меры и проводятся с пользой для леса.

 

Порядок удаления деревьев, кустов, газонов

и цветников в населенных пунктах и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины

нарушают украинское и международное экологическое законодательство

 

Зеленые насаждения, находящиеся в населенных пунктах, согласно ст. 4 Лесного кодекса Украины, не относятся к лесному фонду, и поэтому на них не распространяются Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, регламентирующие санитарные рубки в лесах Украины, и, в том числе, в лесных объектах ПЗФ (128).

Санитарные рубки в городских зеленых насаждениях, в том числе в объектах ПЗФ, находящихся в населенных пунктах, регламентируют другие подзаконные акты. Они разработаны не лесниками, как Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, а коммунальщиками, и вернее, работниками коммунальных предприятий по содержанию зеленых насаждений. И понятно, также из своих корыстных убеждений, направленных на коммерческую заготовку древесины, растущей в городских парках и скверах. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденных Кабмином Украины 1 августа 2006 г., удаление зеленых насаждений производится в том числе тогда, когда имеются аварийные,

сухостойные и фаутные деревья, а также самосевные и порослевые деревья с диаметром корневой системы не более чем 5 см (130).

То есть, если в населенном пункте обнаружено сухостойное, аварийное или фаутное дерево, его сразу нужно рубить. Рубить также следует и все самосевные и порослевые деревья, имеющие корневую шейку не более 5 см.

При этом, в трех основных юридических документах, регламентирующих в Украине содержание в населенных пунктах зеленых насаждений, ни в Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, ни в Порядке удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, ни в Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» нет пояснения, какое дерево относится к сухостойным или фаутным (127, 130, 131). Такая неопределенность позволяет коммунальщикам любое дерево, имеющее одну-две сухие ветки, объявлять сухостойным и спиливать. Также коммунальщики к фаутному дереву могут отнести любое дерево с наличием пороков ствола — дупел, сухобокости, трещин, наплывов древесины, механических повреждений, повреждений вредителями, болезнями и т.п.

В Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 (пункт 9.1.12) имеется только пояснение термина «аварийное дерево» — это дерево, которое может составлять угрозу для жизни и здоровья пешеходов, транспортных средств, повредить линии электропередач, дом, сооружение или находится в поврежденном состоянии вследствие снегопадов, ветролома, урагана и других стихийных природных явлений, или при наличии гнилой сердцевины ствола, значительной суховершинности, достижение вековой границы» (131).

Последние три характеристики «аварийного дерева» — гнилая сердцевина, значительная суховершинность и достижение вековой границы не только дают юридическое обоснование коммунальщикам уничтожать все дуплистые деревья, играющие огромную роль для охраны биоразнообразия, но и причислять к «аварийным» значительное количество деревьев в парках, скверах и городских объектах ПЗФ, не представляющих никакой угрозы для людей, транспорта, домов и других сооружений. Ибо, например, по каким параметрам можно определить «достижение» деревом «вековой границы»?

Как мы видим, благодаря неопределенности терминов «сухостойное дерево», «фаутное дерево», а также расплывчатости и нечеткости определения термина «аварийное дерево», под эти категории деревьев, подлежащих безоговорочному сносу, попадает значительное количество деревьев, растущих в городских объектах ПЗФ, парках, скверах, что ведет не только к уничтожению мест обитания

многих диких животных, обитающих в дуплах городских деревьев (белки, летучие мыши, совы, дятлы, синицы, личинки жука-отшельника и т.п.), но и гибели уникальных вековых деревьев, которые являются настоящими памятниками природы, однако «достигли вековой границы» и, по мнению коммунальщиков, превратились в «аварийные» деревья (130, 131).

Следует также подчеркнуть один очень характерный момент. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, обновленная стоимость за вырубку аварийных, сухостойных и фаутных деревьев не начисляется (4).

То есть коммунальщики, вырубая в городских объектах ПЗФ, парках, скверах огромное количество деревьев, благодаря «дыркам» в законодательстве, относят большое число деревьев к «сухостойным, фаутным и аварийным», а затем реализуя эту древесину по рыночной цене предприятиям и гражданам, получают чистый доход за счет уничтожения биоразнообразия и ухудшения городской окружающей среды. При этом не оплачивая обновленную стоимость.

Как мы видим, коммунальщикам создан великолепный механизм для зарабатывания денег путем организации в городах и населенных пунктах широкомасштабных лесосек под видом санитарных рубок.

Так, в декабре 2016 г., коммунальное предприятие по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района г. Киева, под видом борьбы с «аварийными и сухостойными» деревьями в заповедной зоне РЛП «Лысая гора» вырубило 228 деревьев (129).

И если лесники для идеологического обоснования санитарных рубок в лесах используют миф о необходимости «защиты» леса от лесных вредителей, то коммунальщики довольно успешно эксплуатируют страхи, основанные на «защите» горожан от падения «аварийных» деревьев.

Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, способствуя уничтожению дуплистых и сухостойных деревьев, являющихся местами обитания редких видов фауны и флоры , нарушают следующие Законы Украины и международные акты:

1. Статью 39 Закона Украины «О животном мире», требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных при лесохозяйственных мероприятиях.

2. Статью 27 Закона Украины «О растительном мире», которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произрастания растений.

3. Статью 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания

(произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.

4. Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.

5. п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.

6. п.4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.

7. п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренный ущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения.

8. В связи с вхождением Украины в Евросоюз, нарушаются ст. 2, 4, 5 Директив Совета Европы «Об охране диких птиц» от 2.04.1979 г. и ст. 6, 12, 13 Директивы Совета Европы «Об охране мест обитания дикой фауны и флоры» от 21.05.1992 г.

 

В связи с вышеизложенным необходимо добиваться внесения изменений в Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и в Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, исключив из этих документов понятие «сухостойные» и «фаутные» деревья, а также уточнив термин «аварийное» дерево, исключив из него понятие сухостойности, достижение вековой границы, а также наличие гнилой сердцевины. Кроме этого необходимо добиться, чтобы за рубку всех без исключения деревьев выплачивалась обновленная стоимость.

 

Более подробно о злоупотреблениях и нарушениях закона  при санитарных рубках  смотри=

 

1. Великолепный анализ М.Попкова  Рубки леса в Украине. Практика, теория, проблемы   http://www.lesovod.org.ua/webfm_send/114

 

 

2. новую  книгу- Вл.Борейко и Г. Левина,  Санитарные рубки в обьектах ПЗФ. Экологический вред и противозаконный вид деятельности, К., КЭКЦ, 132 стр.

http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2016/04/int_sanitarnie_rubki_2016.pdf

 

Пресс-служба КЭКЦ

 

18.09.2016   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости