Санитарные правила в лесах Украины, Правила улучшения качественного состава лесов и Порядок специального использования лесных ресурсов нарушают украинское и международное экологическое законодательство

Санитарные правила в лесах Украины, Правила улучшения качественного состава лесов и Порядок специального использования лесных ресурсов нарушают украинское и международное экологическое законодательство

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

Предисловие

Моя аналитическая статья «Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах» и «Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины» нарушают украинское и международное экологическое законодательство», произвела настоящий фурор в Интернете. Уже в первые несколько дней ее прочитало более 700 человек. Что говорит об ее актуальности и важности для охраны городских зеленых насаждений. Чтобы успешно бороться с врагом – лесорубами из коммунальных служб, защитники скверов и парков должны хорошо знать законодательную базу.

Успех этой статьи подвигнул меня на написание нового аналитического материала, касающегося эколого-юридического разбора нормативно-правовых актов, регламентирующих санитарные и другие рубки в лесах Украины. Надеюсь, что и эта моя статья будет широко востребована защитниками лесов.

Вступление

Санитарные рубки (выборочные и сплошные), а также примыкающее к ним мероприятие – расчистка леса от мертвой древесины, необыкновенно распространены в объектах природно-заповедного фонда Украины. По нашим данным каждый год в объектах ПЗФ заготавливается около  1 млн. 2тыс. куб. м. древесины на площади около44000 га, что равняется территории 2-3 средних по размеру национальных парков (9). При этом в первую очередь вырубаются дуплистые, сухостойные, гниющие деревья, являющиеся самыми ценными с точки зрения охраны биоразнообразия. Именно в них, по нашим подсчетам, обитает 122 вида растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины, а также 119 видов, охраняемых Бернской конвенцией (8, 9).

Чем же объясняется такое небывалое распространение санитарных рубок в объектах ПЗФ? Неужели никому не ясно, что санитарные рубки в объектах ПЗФ – это настоящее преступление против дикой природы?

Давайте попробуем разобраться. На наш взгляд все дело в четырех  профессионально организованных чиновниками от лесного хозяйства мистификациях.

Мистификация первая. Экологически вредные санитарные рубки названы «санитарно-оздоровительными» мероприятиями.

Для того, чтобы сбить общественность с толку, чиновники  называют черное белым. Так, в романе Дж. Оруэлла «1984» брехливое министерство пропаганды тоталитарного режима называется не иначе как «Министерство правды».

Правила улучшения качественного состава лесов, утвержденные Кабмином Украины 12.05.2007 № 724, разрешающие уничтожение в лесах дуплистых, сухостойных деревьев и мертвой древесины, являющихся местами обитания сотен видов редких животных и растений, согласно п. 1 данных Правил, разработаны оказывается для того, чтобы способствовать «сохранению биоразнообразия лесов» (3).

Согласно данных Правил (п. 2), губительные для лесного биоразнообразия и в целом для лесных экосистем санитарные рубки получили название «рубки формирования и оздоровления лесов» (3). То -есть широкомасштабные вырубки ,которые сейчас ведутся в объектах ПЗФ, особенно вырубки сплошные, напоминающие кровопускание для леса, во время которых гектары деревьев снимаются как бритвою, полностью, и остается лунный пейзаж, оказывается, считаются «оздоровлением» леса.

Санитарные рубки и сбор мертвой древесины в лесах регламентируются также и Санитарными правилами в лесах Украины, утвержденные Кабмином Украины 27.07.1995 г. № 555. Пункт 1 данных правил относит санитарные рубки и сбор мертвой древесины к «санитарно-оздоровительным мероприятиям» (3), а отнюдь не к обыкновенной коммерческой заготовке древесины и уничтожению лесного биоразнообразия и самих лесов, чем они на самом деле являются.

Согласно ст. 84 Лесного кодекса Украины санитарные рубки проводятся с целью «оздоровления» лесов (5).

И эта вредная мифология, не только оболванивает доверчивую общественность, но  даже используются в судах в качестве аргумента. Например, во время судебных процессов января-марта 2016 г., которые вели Киевский эколого-культурный центр и ЭкоПраво-Киев против департаментов экологии  Сумской, Полтавской и Черниговской облгосадминистраций по поводу незаконно выданных чиновниками лимитов и разрешений на проведение санитарных рубок в объектах ПЗФ, чиновники-ответчики пытались доказать важность санитарных рубок на том основании, что согласно вышеприведенных Правил и Лесного кодекса санитарные рубки относятся к «рубкам оздоровления лесов», к «санитарно-оздоровительным мероприятиям» и поэтому они очень полезны для леса.

Мистификация вторая. Двойное дно украинского экологического законодательства

Лесной кодекс Украины и Закон «О природно-заповедном фонде Украины» являются «экологически» чистыми и гламурными законами, они не несут грех за проведение санитарных рубок в объектах ПЗФ.  Нигде  в Лесном Кодексе Украины нет ссылки на то, что санитарные рубки можно проводить в объектах ПЗФ (5).

Закон «О природно-заповедном фонде Украины» нигде прямо не указывает, что санитарные рубки можно проводить в заказниках, памятниках природы, заповедных урочищах, национальных парках, РЛП и заповедниках (6).

Законы в Украине принимаются более-менее гласно, в их разработке принимают участие много народных депутатов, общественных экологических организаций, СМИ, ученых-экологов, которые бы не позволили прописать в эти законы норму о том, что санитарные рубки, тем более сплошные, возможны в объектах ПЗФ.

Поэтому ушлыми лесниками был выбран другой, более безопасный ход. Это принятие постановления Кабмина Украины, которое делается узким кругом проверенных лиц при полном отсутствии контроля со стороны общественности и СМИ.

Поэтому в кабминовских постановлениях можно прописать все,  что угодно. А чтобы этот механизм заработал, в статьях 37, 38 Лесного кодекса Украины было записано, что разрабатывает такие постановления лесное ведомство, а утверждает их Кабмин Украины. То-есть Лесной кодекс ” не содержит правил, регулирующих главное пользование, санитарные и прочие рубки,заменяя их многочисленными отсылочными нормативами ” ( 14).  Настоящим маразмом является также и то, что , по мнению лесников, которое они упрямо отстаивают, санитарные рубки не являются специальным использованием леса , хотя в ходе их проведения заготавливается больше половины древесины, и  к тому же хорошего качества  ( 14).

 Постановления, утверждающие  Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов  работают  для «внутреннего» пользования, они известны только узкому кругу специалистов, и по ним рубят лес в ПЗФ, а для широкой общественности, СМИ и заграницы существуют «экологически» чистые и гламурные законы, которые никакого отношения к рубкам в ПЗФ не имеют.

Мистификация третья.  Что экономически выгоднее= выполнять закон или обманывать

Рубки, направленные на коммерческую заготовку леса называются рубками главного пользования (1). Однако их не везде можно проводить. Они запрещены  в природных  и боисферных заповедниках, памятниках природы, заповедных урочищах,  дендропарках, парках-памятниках садовово-паркового искусства, ботсадах,  особо защитных лесных участках,,  во всех зонах ( кроме хозяйственной) национальных природных  и региональных  ландшафтных парков (1). А рубить то хочется везде, и как быть?

Кроме того, согласно ст. 2  Закона  Украины  ” Про мораторій на проведення суцільних рубко на гірських схилах в ялицево-букових лісах Карпатського регіону”,   рубки главного пользования запрещены в Карпатских горах выше 1100 метров над уровнем  моря, а также в берегозащитных участках лесов, в лесах селеопасных и лавиноопасных .

Поэтому  ушлые лесники  решили  коммерческую  заготовку древесины проводить под видом санитарных рубок, которые разрешены везде,  в том числе во всех обьектах ПЗФ  ( 2, 3).

Но это еще не все. Если рубить деревья под видом рубок главного пользования, то нужно  платить рентную плату. А если их рубить под видом  выборочных санитарных рубок, то Налоговый кодекс Украины  ( статья 256.2.2) разрешает  не платить рентную плату в том случае, если деревья еще не достигли 40-летнего возраста (11). А статья 256.9 того же Кодекса  гласит, что за выборочные рубки  главного пользования предоставляется  снижение рентной     платы всего  на 20%, а за выборочные санитарные рубки- на  все 50%.

И самое главное, в чем собака зарыта.  Статья 256.3.1.  указывает, что за получение одного куб. м. деловой древесины , скажем, сосны ,платится рента в размере 239 гривен.А за получение одного куб. м.  сосновых дров-всего 6 гривен. По дубу соотвественно 629 гривен и 10 гривен, по ясеню-256 гривен и 10 гривен и т.п. ( 11).  При рубке главного пользования получается только деловая древесина, а при санитарных рубках-деловая древесина и дрова, которые стоят в 20-60 раз меньше деловой древесины. Поэтому , что бы заработать, лесники  во время санитарных рубок в основном заготавливают деловую древесину, а по бумагам показывают ее как дрова . И соответственно, платят  минимальную рентную плату в госбюджет.

Поэтому с каждым годом все больше лесхозов отказываются от невыгодных им рубок главного пользования и переходят на санитарные рубки.

Мистификация четвертая.  Строгий государственный контроль

Если  лесникам гораздо выгоднее проводить санитарные рубки, чем руки главного пользования, то по логике, чтобы не было подтасовок с  оформлением документов на санитарные рубки, необходим действенный контроль.  Особенно за сплошными санитарными рубками и особенно на территории обьектов ПЗФ. И такой контроль формально создан. Статья 27 Санитарных правил в лесах Украины  требует , что для обследования участка леса в обьекте ПЗФ, где планируется проводить сплошную санитарную рубку,кроме лесников и лесопатологов ( это свои ребята)  нужно привлекать еще чиновника из облгосадминистрации.Если он человек честный и порядочный, то априори не подпишет сомнительный акт обследования леса.

Однако статья 52 этих же Правил, вводит уже другую,взаимоисключающую правовую норму . Вместо чиновника из облгосадминистрации она требует ,чтобы акт обследования лесного участка  под сплошную санитарную  рубку в обьектах ПЗФ  подписывал представитель госэкоинспекции (3).

В результате не понятно-кто должен подписывать акт-чиновник из облгосадминистрации или экоинспектор и  на деле контроля нет никакого. Акт обследования, и такой, какой им нужен,  подписывают только сами лесники.

Мистификация пятая. Как можно рубить законно и по беспределу?

Рубки главного пользования-это рубки, направленные на коммерческую заготовку древесину по честному. Однако они не выгодны лесникам, и не только потому, что за них приходится платить высокую ренту.  И не только потому, что их нельзя проводить во многих категориях природно -заповедного фонда и в особо защитных лесных участках. Главная их неприятность для лесников состоит в том, что их много  в лесу не проведешь. Во-первых, рубки главного пользования не должны превышать обьемы расчетной лесосеки (1), и их нельзя проводить в лесу каждый год ( 12). В различных лесах  повторение  рубок  главного пользования возможно лишь  через 5-10 лет.( 12). Имеются и другие ограничения. А вот для санитарных рубок никаких таких ограничений нет. Поэтому проводить санитарные рубки леса, или, как говорят лесники- ” санитарить” -можно хоть каждый год! Лишь липовые акты обследования лесов, что они или усыхают, или заражены вредителями вовремя составляй. Так этому лесники давно уже наловчились.

 Недаром  с 1958 г. по 2006 г.  динамика заготовки  ликвидной древесины  при помощи сплошных санитарных рубок  в Украине возрасла в 8 раз (14). Еще в 1980-е годы сплошными санитарными рубками заготавливалось  всего 2-4 % от общего обьема древесины ( 14). Заготовка древесины при помощи санитарных рубок давно уже обогнала заготовку древесины при помощи рубок главного пользования. Если в 2000 г. при  помощи рубок главного пользования в Украине заготавливалось 46,5 % древесины, а при помощи санитарных-53, 5 % древесины, то в 2013 г. рубками главного пользования заготавливалось уже 41,7 % , а санитарными рубками-58,3 % (15).

Как справедливо отмечает лесовод М.Попков, рубки главного пользования не выгодны лесникам- ” рубки главного пользования относятся к специальному пользованию, за заготовленную при их проведении древесину нужно платить, лимит заготовки расчитывается централизованно, разрешены только в определенных категориях леса, возраст проведения, площадь и ширина лесосеки лимитированы ” ( 14). А вот санитарные рубки ” до последнего времени лесопользованием не считались, плату за древесину, заготовленную при их проведении, государство не требовало,  лимиты заготовки отсутствовали, обьемы заготовки определялись на местном уровне, разрешены во всех категориях леса, кроме строго заповедных, не ограничены по ширине, площади и примыканию лесосек,  назначаются исходя из относительной полноты и состояния древостоя(14). Можно любить рубить деревья любого возраста- как спелые, так и не достигшие спелости.  То-есть, за  санитарные рубки до последного  времени не платили, площадь их проведения гораздо больше, чем у рубок  главного пользования, и процедура их согласования и назначения гораздо проще.Любопытно, что в среднем по Украине, расхождение между площадями, назначенными лесоустройством  и фактически проведенными, имело расходжение  при санитарных рубках  более чем в 3 раза ( 14).  То-есть рубилось в 3 и более раз больше, чем назначалось лесоустройством.Выборочные санитарные рубки могут проводиться в лесах всех категорий и возрастов,( даже во всех категориях ПЗФ-кроме рубки дуплистых деревьев в заповедниках и заповедных зонах).  В Украине выборочными санитарными рубками заготавливается очень много древесины-более 2 млн. куб. м ( 14).  Причем основанием  для их проведения служит наличие 5 куб. м. сухостоя на 1 га. (13). А такое количество сухостоя есть везде, ибо средний запас стоящего в лесах  сухостоя по Украине не менее 10 куб. м на 1 га. ( 14).  Таким образом, как пишет М.Попков ”  выборочные санитарные рубки можно проводить где угодно,  их крайне трудно контролировать,  в ходе их проведения можно заготовливать  высокосортные  сортименты, причем как  официально ( дрова, из которых можно изготовить пиломатериалы экспертного качеств, так и не официально ( 14). А ведь сухостой-это необходимый элемент здорового леса. По мнению М.Попкова его должно быть более чем 10-30 куб. м на 1 га (14). Основанием для проведения сплошных санитарных рубок  часто является снижение полноты насаждений ниже 0,5-0,4  ( 13), что есть настоящий  абсурд. Ну растут деревья не так густо, как хотелось бы лесникам, разве это есть основанием для того, чтобы их все срубить, причем даже если они не достигли  своей спелости. Выборочные санитарные рубки чаще всего проводятся в твердолиственных  древостоях, а сплошные санитарные рубки-в хвойных ( 14).

В.Попков  называет санитарные рубки фарисейскими и делает такие выводы= ”  1.В подавляющем большинстве случаев выборочные санитарные рубки проводятся не обоснованно с точки зрения лесной науки.2. Их проведение препятствует сохранению и восстановлению биологического разнообразия лесов.3. Законодательно утвержденная процедура планирования и проведения выборочных санитарных рубок создает идеальные условия для их трансформации в приисковые рубки, нацеленные на заготовку лучших деревьев. 4. Контроль за проведением выборочных санитарных  рубок практически не возможен в связи с тем, что срок между их назначением и проведением минимален, площади очень велики, а заготовки низко  интенсивны и бессистемно размещены по территории” (14).

Когда тайное становится явным

Согласно п. 10 Санитарных правил в лесах Украины, выборочным санитарным рубкам подлежат «сухостойные, усыхающие, сильно ослабленные, поврежденные вредителями, болезнями и стихийными природными  явлениями и техногенным влиянием» деревья или группы деревьев (3). К таким относятся деревья, имеющие 2/3 или больше усыхающей кроны, растущих на стволе грибов-трутовиков, места соковыделения, следы заселения стволовыми вредителями и т.п. Однако даже с такими признаками дерево может прожить еще много лет, тем более, что объекты ПЗФ, в отличии от хозяйственных лесов, своей задачей ставят охрану природы, а не заготовление коммерчески ценной древесины. В объектах ПЗФ дерево ценится совсем по иным критериям – чем оно «сухостойнее», чем гнилее, чем больше в нем дупел и трутовиков – тем оно ценнее для охраны биоразнообразия.

Тем не менее, кулуарно разработанные лесниками и утвержденные Кабмином Украины Правила улучшения качественного состава лесов и Санитарные правила в лесах Украины направлены на  то, чтобы уничтожать в объектах ПЗФ именно эти самые ценные для леса и его дикой жизни деревья.

Пункт 6 Правил улучшения качественного состава лесов разрешает проводить санитарные рубки, а также рубки ухода, лесовосстановительные, переформирования, реконструкции и ландшафтные (сплошные и выборочные) в самых строго охраняемых объектах и зонах ПЗФ – в заповедных зонах биосферных заповедников, национальных природных и региональных ландшафтных парков, а также в  природных заповедниках, памятниках природы и заповедных урочищах. Правда в исключительных случаях, при наличии научного обоснования и согласования   Минприроды Украины (2).

Однако, что это за «исключительные случаи» – в Правилах не указано,  что касается «научных обоснований», то за умеренную плату их может выдать любое лесохозяйственное научное учреждение. А  получить согласование на рубки в ПЗФ у министерских чиновников  - вообще проще пареной репы.

В результате в памятниках природы Украины ежегодно в среднем заготавливается 4,5 тыс. куб. м древесины на площади около 190 га, а в заповедных урочищах – около 105,4 тыс. куб. м древесины на площади 2040 га (9).

А это уже далеко не «исключительные случаи», а система.

Согласно пунктам 10, 11, 27, 28, 33 Санитарных правил в лесах Украины сплошные и выборочные санитарные рубки, а также очистка леса от захламленности (мертвой древесины) может происходить в любых объектах ПЗФ по согласованию с областными госадминистрациями (3). При этом санитарные рубки и расчистка леса от захламленности в хозяйственных зонах национальных парков, региональных парков и заказников (!), что вообще является нонсенсом ,  никаких согласований не требует (3). То-есть, как лесники решили, так лес и порешили. Но и это еще не все. Согласно Порядка специального использования лесных ресурсов, утвержденного Кабинетом Министров Украины 23.08.2007 г. № 761, в хозяйственных зонах национальных парков, региональных ландшафтных парков, а также в заказниках, могут проводиться даже рубки главного пользования (1). В результате ежегодно в заказниках Украины ежегодно заготавливается почти пол миллиона куб. м. древесины на площади 9600 га (9). В некоторых карпатских заказниках – Странзул-Задня-Кедрин, Керничный, Лихоборский, Грофа, Горганы и др. сплошными рубками вырублено 10%-20% лесной площади. Причем площадь сплошных санитарных рубок как в карпатских хозяйственных лесах, так и в лесных карпатских заказниках за последние 10-12 лет одинаковая и составляет 7 % от лесной площади (9). То-есть, по сути, в масштабах  рубок заказники ни чем не отличаются от хозяйственных лесов.

Понятно, что подобные юридические нормы никогда бы не прошли в законы, поэтому лесники, пользуясь кулуарным характером подготовки кабминовских документов, ловко протянули их в постановления правительства Украины.

Правда Киевскому эколого-культурному центру, народному депутату Н. Томенко, ЭкоПраво-Киев, Громаде рыбалок Украины, благодаря принятому в мае 2015 г. закону, а затем новому постановлению Кабмина Украины от 23.03.2016 г. № 213 удалось запретить проведение сплошных санитарных рубок в природных заповедниках, памятниках природы, заповедных урочищах, заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков и региональных ландшафтных парков (4, 7).

Однако  пока  остается возможность  проведения в  этих обьектах ПЗФ выборочных санитарных рубок, расчистки леса от захламленности. Что же касается других зон биосферных заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков, а также заказников, дендрологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства, зоологических парков, ботанических садов, то они от угрозы сплошных санитарных рубок  еще не избавлены.

Нарушение украинского и международного экологического законодательства

Санитарные правила в лесах Украины, Правила улучшения качественного состава лесов и Порядок специального использования лесных ресурсов нарушают следующие нормы украинского и международного экологического законодательства:

1. Статью 39 Закона Украины «О животном мире», требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных при лесохозяйственных мероприятиях, а также запрет на проведение санитарных рубок леса (как сплошных, так и выборочных) в период массового размножения диких животных, с 1 апреля по 15 июня (10).

  1. Статью 27 Закона Украины «О растительном мире», которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произрастания растений.
  2. Статью 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.
  3. Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.
  4. п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.
  5.   4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.
  6. п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренныйущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения.
  7. В связи с вхождением Украины в Евросоюз, нарушаются ст. 2, 4, 5 Директив Совета Европы «Об охране диких птиц» от 2.04.1979 г. и ст. 6, 12, 13 Директивы Совета Европы «Об охране мест обитания дикой фауны и флоры» от 21.05.1992 г.
 9.  В связи с вышеизложенным, в Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов нужно внести изменения, запрещающие любые санитарные рубки во всех лесах Украины, в том числе в ПЗФ, с 1 апреля по 15 июня, а также запрещающие проведение сплошных санитарных рубок и вырубку дуплистых деревьев в заказниках, зоопарках, парках-памятниках садово-паркового искусства, в хозяйственных и рекреационных зонах национальных парков, региональных ландшафтных парков, в буферной зоне, зоне  антропогенных ландшафтов и зоне регулируемого заповедного режима биосферных заповедников.

Необходимо запретить любые виды выборочных рубок и расчистку леса от захламленности в природных заповедниках, заповедных урочищах, памятниках природы, заповедных зонах биосферных заповедников, национальных парков, региональных ландшафтных парков, ботанических садов и дендропарков. В других зонах ботанических садов и дендропарков должны быть запрещены любые виды сплошных рубок и вырубка дуплистых деревьев.

Кроме этого необходимо внести изменения в Порядок специального использования лесных ресурсов, запретив проведение рубок главного пользования в заказниках,  хозяйственных зонах национальных парков и региональных ландшафтных парков. Без этих мер невозможно  наличие  в объектах ПЗФ настоящей заповедности.

Литература

  1. Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затверджено Кабміном України 23.05.2007 № 761.
  2. Правила поліпшення якісного складу лісів, затверджено Кабміном України 12.05.2007 № 724.
  3. Санітарні правила в лісах України, затверджено Кабміном України 27.07.1995 № 555.
  4. Про внесення змін до постанов Кабінету Міністрів України від 27 липня 1995 р.№ 555 та від 12 травня 2007 р. № 724, затверджено Кабміном України 23.03.2016 № 213.
  5. Лісовий кодекс України.
  6. Закон України «Про природно-заповідний фонд України».
  7. Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо охорони біорізноманіття від 09.04.2015 р. № 323-VIII.
  8. Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (Бернская конвенция).
  9. Борейко В.Е., 2015, Санитарные рубки в объектах ПЗФ Украины. Объемы, экологический вред, нарушение природоохранного законодательства. Аналитический отчет, Гуманитарный экологический журнал, № 4, стр. 1-32.
  10.  Закон України «Про тваринний світ».

11.Бюджетный кодекс Украины

12.Правила рубок головного користування, затверджено Держкомлісгоспом  23.12.2009, № 364.

 13. Борейко В.Е., Левина Г. Н., Санитарные рубки в обьектах ПЗФ. Экологический вред и противозаконный вид деятельности, 2016, КЭКЦ, К., 132 стр.

14. Попков М., Рубки леса в Украине=практика, теория, проблемы, www.lesovod.org.ua./node/8402

15. Статистична інформація , www.ukrstat.gov.ua

10.04.2016   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости