Ретроспективный анализ юридического обеспечения заповедности в положениях об украинских заповедниках

В.Е. Борейко. Киевский эколого-культурный центр

В 1908 г. профессором Московского университета, известным пионером охраны природы Г.А. Кожевниковым была высказана идея о создании нового типа территориальной охраны природы – природного заповедника. Она состояла в новаторском подходе к изучению экосистем в условиях их полной неприкосновенности. Г.А. Кожевников писал: « Чтобы иметь возможность изучать природу, мы должны стараться сохранять в ее первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных формаций (…) Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (2). Для обеспечения этой цели в заповедниках должен был вводиться режим абсолютной (строгой,полной ) заповедности, предполагающий полное прекращение хозяйственного использования дикой природы заповедника и прекращение прямого и непосредственного антропогенного влияния на нее. Абсолютная (строгая,полная ) заповедность впервые получила свое юридическое в Положении о российских заповедниках Наркомпроса РСФСР в 1929 г. (4) и в Положении о государственных заповедниках Наркомзема УССР в 1930 г. (7).

Однако на состоявшаяся в 1933 г. в Москве первом Всесоюзном сьезде по охране природы идея абсолютной (строгой,полной ) заповедности была названа «буржуазной» и предана анафеме (6). Поэтому ,начиная с 1933 г. , заповедники стали лишаться режима абсолютной (строгой,полной ) заповедности и превращаться в так называемые «заповедные хозяйства», направленные на достижение прагматических, хозяйственных целей в интересах социалистического строительства (6).

Отсутствие невмешательства в природные процессы в заповедниках становилось невозможно, так как эта деятельность противоречила идеологическому курсу ВКП (б) на покорение природы и изменение ее в угоду советского человека.

Строгий заповедный режим в заповедниках отменялся. В результате они теряли свою эталонную, научную и информационную ценности. И природным экосистемам и биоразнообразию нанесли непоправимый ущерб.

В 1992 г., когда уже коммунистический режим рухнул, и Украина стала независимой, в Украине был принят Закон «О природо-заповедном фонде Украины» (1). В статьях 15 и 16 в нем регламентировался режим природных заповедников. Можно было ожидать, что в отсутствии коммунистической идеологии и давления союзного центра в законе будет сделано возвращение к классическом идеям Г.А. Кожевникова об абсолютной (строгой,полной ) заповедности для изучения экосистем в условиях их полной неприкосновенности. Однако этого не произошло. Наоборот, охранный режим в природных заповедниках Украины, согласно данного закона, оказался еще слабее, чем он регламентировался в Положении о заповедниках УССР 1962 г., Положении о заповедниках СССР 1981 г., и даже частичнов Положении о государственных заповедниках и памятниках природы на территории УССР 1946 г. (3,5,8).

Во первых, все четыре нормативных акта разрешили проводить в заповедниках различные регуляционные мероприятия, что создавало широкую возможность для легальных нарушений заповедного режима (рубка леса, сенокошение, отстрел животных, добыча песка и т.п.) (1,3, 5). Во вторых, в отличии от Положений о заповедниках 1962 г. и 1981 г. , закон 1992 г. не запрещает сенокошение, распашку целины, сбор птичьего пуха, повреждение деревьев, кустов, заготовку древесины, строительство трубопроводов и линий электропередач, сбор грибов, ягод, плодов, орехов, листьев,хвои (1,3,5). В третьих, закон 1992 г. не запрещает, в отличие от Положения о заповедниках 1981 г., все формы отдыха населения (1,5), что привело к массовому использованию украинских заповедников для различных легальных видов отдыха – проведение экскурсий, катание на яхтах по заповедной акватории, катание на лошадях и велосипедах, посещение пещер и т.п.

В четвертых, в отличии от Положения о заповедниках 1981 г. ,закон 1992 г. не предоставляет в бессрочное пользование заповедника участки земли, ее недра и водного пространства (1,5), что создает угрозу закрытия заповедников или отторжения от них части территории. Кроме этого, действующий закон 1992 г. не запрещает такие явные виды нарушений заповедного режима как устройство пасек (пасеки легально существуют практически во всех заповедниках Украины), сбор валежника, катание на лыжах, санках, пролет дельтапланов, повреждение оборудования заповедников (охранных знаков, шлагбаумов и т.п.). В пятых, закон 1992 г., в отличие от Положения о государственных заповедниках 1946 г., не запрещал ( до 2010 г.), проведение охоты, а также любое уничтожение животных в охранной зоне заповедников (1,8).

Таким образом, закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» 1992 г. не дает необходимых юридических условий для выполнения целевых задач природных заповедников и требует своей доработки по усилению охранного режима природных заповедников.

Литература

1. Закон України «Про природно-заповідний фонд України».

2. Кожевников Г.А., 1909, О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы, В Кн. Труды Всероссийского юбилейного акклиматизационного съезда 1908 г. в Москве, вып. 1.

3. Положення про державні заповідники Української РСР (1962), 1962,ЗП УССР, № 10, ст. 141.

4. Типовое положение о заповедниках, состоящих в ведении Наркомпросса, 1929. Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР, № 14, стр. 33-37.

5. Типовое Положение о государственных заповедниках (1981), Постановление Госплана СССР № 77, ГКНТ СССР № 106 от 24.04.1981 г.

6. Труды Первого Всесоюзного съезда по охране природы в СССР, 1935, М.

7. Чорна Л.О., 2005, Природоохранна та наукова діяльність Канівського заповідника у 20-30-х рр. XX ст,. Заповідна справа в Україні, в.1, стр. 64-74.

8. Положення про державні заповідники та пам’ятки природи на території УРСР, затверджено постановою Ради Міністрів УРСР 26 липня 1946 р. № 1273.

03.03.2014   Рубрики: Идем в Европу-строим заповедность, Новости