ПРАВА ПРИРОДЫ

Концепция прав природы

Права природы – защищаемые морально и законом потребности, притязания, интересы природы, рассматриваемой как моральный партнер. Права природы – важнейший раздел экологической этики.

Права природы можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право природы в объективном смысле – это система правил поведения, система регулирования общественных отношений с природой. Права природы в субъективном смысле – это признаваемое притязание какого-либо живого существа, экосистемы на какое-либо благо, какой-либо интерес в чем-либо.

Сама природа морального субъекта такова, что ему можно причинять вред или пользу. Но в отличие от косули, волка или экосистемы отдельные неодушевленные предметы — камни, песчинки, лужи воды, огонь — сами по себе не являются моральными субъектами, так как они не имеют ни собственного блага, ни внутренней ценности, им нельзя причинить ни вреда, ни пользы.

Так же как мы должны относиться с уважением и не причинять вред человеческим моральным субъектам — новорожденным, психически больным людям, так же мы должны относиться с добром и к нечеловеческим моральным субъектам — видам и индивидам всех живых существ, экосистемам, крупным объектам неживой природы, как имеющим свою внутреннюю ценность, собственное благо и моральные права.

Права природы не существуют сами по себе, а являются отражением морали и этики конкретного человеческого общества или его групп. Они являются своеобразным средством контроля за властью человека, который не должен преступать границу свободы, очерченной правами природы. Право – это регулятор общественных отношений. В данном случае права природы регулируют наши отношения с природой. Природа имеет права в той степени, в какой мы принимаем ограничения своего собственного поведения ради ее интересов.

Многие специалисты в области прав природы, например, американский юрист Кристофер Стоун считают, что введение прав природы в юридическую практику в будущем позволит более эффективно проводить охрану видов и экосистем при помощи судебной практики (14).

Принципы уважения прав природы и ограничения прав человека являются основными в экологической этике (недаром еще Олдо Леопольд писал, что этика — «это ограничение свободы действий в борьбе за существование») (6). Права природы — это новая мощная культурная идея XXI века. Это даже больше чем идея — это целое новое общественно-политическое и экологическое движение.

«Право — это то, что гарантирует жизненные интересы, помогает удовлетворению потребностей, достижению целей. Право принадлежит тому, кто им пользуется, а не тому, кто изъявляет волю. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом, задача права — гарантировать ему это право», — писал в 1903 г. в своей книге «О правах животных» П.В. Бе-зобразов (2). Другими словами, право — это то, что вызвано необходимостью. Следует отметить, что наличие прав не всегда предполагает наличие

обязанностей. Так младенцы и душевнобольные люди имеют права, но не имеют обязанностей. Также и с животными, растениями и экосистемами: у них есть права, но нет обязанностей.

История разработки концепции прав природы

Права природы поддерживались разными народами в разные времена и различными культурами, имея этическое, религиозное, а то и правовое наполнение. Так, судебные споры с участием различных животных известны в Древнем Египте и Средневековой Европе. Христианство и иудаизм объявили право для скота на отдых в седьмой день недели. О правах природы писали юристы Древнего Рима, в частности Ульпиан. В XIII веке арабский мыслитель Изз-Дин ибн Абд-Салам написал специальный трактат о правах животных. У североамериканских индейцев права некоторых видов животных, например, лосося, приравнивались к правам целой нации. Некоторые виды съедобных растений народы Сибири считали собственностью определенных видов животных и относились с уважением к этому праву собственности. Права природы поддерживались и буддистами. О правах природы писал известный английский поэт Вильям Вордсворт и американский писатель Сетон-Томпсон, президент США А. Линкольн, эколог О. Леопольд, основатель американского заповедного дела Джон Мюир. Известен случай, что собака Шопенгауэра после его смерти унаследовала все имущество философа. В своей статье «Дебаты по поводу закона о краже леса» понятие моральных прав деревьев ввел К. Маркс. В 1820 г. немецкий философ Краузе заявил, что все существа, обладающие душой, должны иметь права. В том числе и животные. В 1894 г. немецкий судья Брегенцер написал книгу об юридических правах животных. В 1900 г. подобный труд издал французский дипломат Энгельгард. Однако наиболее основательно права животных рассматривались в книге англичанина Сольта «Права животных», изданной в 1893 г.

В Российской империи впервые о правах природы (вначале только о правах животных) заговорили в конце XIX века. В 1898 г. председатель Ковенского отделения Российского общества покровительства животным А. Даронов писал, что животные «по высшей справедливости» имеют право на «безобидное существование». В 1899 г. петербургский доктор-медик С. Фишер в своей книге «Человек и животные. Этико-юридический очерк» заявил: «Государство должно охранять интересы животных. Эта охрана должна выразиться в правовых нормах. Лучшим средством для этого является признание правовой личности животных, то есть наделения животных известной долей правоспособности» (10).

В 1903 г. в Москве вышла книга ученого-историка Московского университета П.В. Безобразова «О правах животных» (2).

В 1909 г. классик российского заповедного дела профессор Московского университета Г.А. Кожевников поднял вопрос о «праве первобытной природы на существование» (5), а его коллега, петербургский профессор А.П. Се менов-Тян-Шанский в 1912, 1917 и 1921 годах — о священном праве на жизнь живых существ. О правах животных писал в 1912 г. В.Г. Чертков, И. Горбунов-Посадов.

Вновь к идее прав природы обострился интерес в 1965 г., когда известная писательница Бриджит Брофи опубликовала свое эссе «Права животных». В 1970-1980 гг. в США, Великобритании, Австралии и других странах стало выходить множество книг и статей, посвященных разработке теории прав природы. Наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию идеи прав природы внесли такие видные западные экофилософы, экологи и юристы, как Ричард Райдер, Питер Сингер, Том Риган, Эндру Линзи, Кристофер Стоун, С. Кларк, Ю. Бенсон и другие. С 1984 г. в CША действует организация «Юристы за права животных».

Сейчас во многих высших и средних учебных заведениях Запада теория прав природы преподается студентам философских, юридических и экологических специальностей, различные природоохранные организации празднуют

10 декабря – День прав животных. Следует особо подчеркнуть, что идея прав природы поддерживается принятой в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной хартией природы, в которой записано, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. В 2008 г. в Эквадоре путем принятия Новой Конституции утверждены права природы (11).

О правах животных сказано в Законе Украины «О защите животных от жестокого обращения».

Права живых существ и экосистем

За всеми живыми существами (животные, растения, микроорганизмы) на уровне видов и особей могут быть признаны следующие права:

• На уровне видов – право на существование, право наследования, право на жизненное пространство, право на возмещение ущерба по вине человека, право на генетическое разнообразие (защита от генетического загрязнения), право на процветание.

• На уровне особей – право на жизнь, право на естественную свободу, право наследования, право на защиту от страданий по вине человека (на защиту от жестокости), право на необходимую для жизни долю земных благ, право на генетическое разнообразие (защита от генетического загрязнения), право на отсутствие ответственности перед человеком, право на опеку (для домашних и сельскохозяйственных животных и растений).

На уровне экосистем (дикой природы) – право на существование, право на процветание, право на свободу, право на возмещение ущерба, право на жизненное пространство.

Природа может обладать естественными правами (имеющими этическое значение) и юридическими правами (закрепленных в законах). Теоретически правами должны обладать экосистемы, все животные, растения и микроорганизмы. Однако в практической плоскости можно говорить пока только о признании права некоторых близких к человеку по
умственному развитию животных – дельфинов, китов, слонов, обезьян, а также краснокнижных животных, древних деревьев-памятников и ряда заповедных и редких экосистем (3).

Литература

1. Агафонов В., Зарубежная юридическая практика признания прав природы// Гуманитарный экологический журнал, спецвыпуск, т. 5, 2003, – с. 33-35.

2. Безобразов П.В., О правах животных, М., Печатня А.Н. Снегиревой, 1903 – 220 с.

3. Борейко В.Е.. Этика и практика охраны биоразнообразия. К., КЭКЦ, 2008 – 360 с.

4. Горбунов-Посадов И., Сострадание к животным и воспитание наших детей//Друг животных, Книга о воспитании, сострадании и любви к животным, 1910.

5. Кожевников Г.А., О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы//Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, К.. КЭКЦ, 1997 – с. 81-91.

6. Леопольд О., Календарь песчаного графства, М., Мир, 1980 – 216 с.

7. Нэш Р., Права природы. История экологической этики, К.. КЭКЦ, 2001, – 180 с.

8. Патон Б.Е., Прав природы так же незыблемы, как и права человека// Зеркало недели, 2002, № 318 (413), с. 16.

9. Сингер П., Освобождение животных, К., КЭКЦ, 2002, – 136 с.

10. Фишер С.. Человек и животные. Этико-юридический очерк, СПб, 1899-280 с.

11. Articles approved by Ecuador’s Constitutional Assambly, 2008, www.ecoist.Livejornai.com

12. Linzey A. Christianity and the rights of animals, New York, Crossroad, 1987 – 197 p.

13. Regan T., The case for animal rights. – Berkley: University of California Press, 1983 – 160 p.

14. Stone Ch., Should trees nave standing? – Los Altos, California, Kaufman, 1974 – 29 p.

Ресурсы интернета

Украинские дельфины должны, вслед за человеком, получить гражданские права http://ecoethics.ru/ukrainskie-delfinyi-prava/

Естественные права биологических видов http://ecoethics.ru/estestvennyie-prava-biologicheskih-vidov/

Декларация о правах китообразных http://ecoethics.ru/deklaratsiya-o-pravah-kitoobraznyih-kitov-i-delfinov/

О необходимости введения в Украине должности Уполномоченного по правам животных http://ecoethics.ru/o-neobhodimosti-vvedeniya-v-ukraine-dolzhnosti-upolnomochennogo-po-pravam-zhivotnyih-otkryitoe-pismo-prezidentu-ukrainyi-v-yanukovichu/

Владимир Борейко=Экологическая демократия невозможна без соблюдения прав природы http://ecoethics.ru/ekologicheskaya-demokratiya/

Декларации прав природы http://ecoethics.ru/dekl-prav-zhyvyh-suschestv/

Родерик Нэш, права природы.История экологической этики http://www.ecoethics.ru/old/b22/

24.09.2013   Рубрики: Новости, Права природы и их лоббирование