Права местных советов по охране природы, биоразнообразия и заповедному делу | Киевский эколого-культурный центр

Права местных советов по охране природы, биоразнообразия и заповедному делу

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

В последнее время в Украине нимало говорится о необходимости усиления роли местного самоуправления и их органов- местных советов (областных, городских, районных, сельских) в организации местного самоуправления. Актуальность этого вопроса касается и природоохранной сферы. Действительно, почему местные советы, которые согласно ст. 140 Конституции Украины, представляют общие интересы территориальных сообществ (19), не должны контролировать использование природных ресурсов на своих территориях и защищать экологические права членов своих территориальных сообществ? Почему центральные органы власти, занимающиеся использованием природных ресурсов – Гослесагенство Украины, Госрыбагенство Украины и др. могут, без согласования с местными сообществами, организовывать на территории этих сообществ, бесконтрольный вылов рыбы, других водных биоресурсов, отстрел охотничьих животных, проводить широкомасштабные сплошные рубки, уничтожающие леса и т.п.?

Анализ украинского экологического законодательства в плане предоставления экологических прав местным советам

Нами были проанализированы все восемнадцать Законов и Кодексов Украины, имеющих отношение к экологическому законодательству (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18).

К сожалению, шесть Законов Украины (то-есть одна треть), не имеют даже специальных статей, где бы регламентировались права местных советов по охране природы. Это – следующие Законы Украины: – «О растительном мире», «О природно-заповедном фонде Украины», «О Красной книге Украины», «Об атмосферном воздухе», «О рыбном хозяйстве, промысловом рыболовстве и охране водных биоресурсов», «О защите животных от жестокого обращения»  (1, 4, 8, 10, 14, 18). В некоторых законах права местных советов прописаны недостаточно четко . Например, в ст. 37 Закона Украины «О животном мире» сказано о возможности утверждения региональных списков редких видов животных, однако, в отличии от Закона Украины «О растительном мире», в нем  не прописано, что эти списки и положения о них утверждаются областными советами (1, 15, 20).

В настоящее время, по предложению Киевского эколого-культурного центра и Экоправо-Киев  одна треть областных советов Украины (Киевский, Закарпатский, Херсонский, Винницкий, Волынский, Полтавский,Днепропетровский , а также Киевский городской), и некоторые районные – (Старосамборский и Золочевский  во Львовской области) приняли решения о запрете сплошных рубок в объектах природно-заповедного, или даже, во всех лесах (21).

Однако, к сожалению, ни Лесной кодекс Украины, ни Законы Украины «О природно-заповедном фонде Украины», «О растительном мире» четко не прописывают право местных советов выступать с такой важной инициативой (1, 4, 7).

Некоторые экологические Законы Украины вообще противоречат друг другу. В законах «Об охране окружающей природной среды» и «О местном самоуправлении» не прописаны права местных советов по утверждению региональных списков редких видов животных и растений, которые, в свою очередь, предоставляют местным советам Законы Украины «О животном мире» и «О растительном мире» (1, 5, 6, 15).

Многими местными советами, согласно ст. 15 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», принимаются местные экологические программы . Однако, как показывает практика, они нередко не выполняются должностными лицами. И оштрафовать их невозможно, так как в Кодексе Украины об административных правонарушениях нет соответствующей статьи (2, 5).

В ряде Законов Украины экологические права местных советов прописаны  формально (Лесной кодекс Украины, Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» (3, 7).

Необходимые права, которые следует дать местным советам в области охраны природы, биоразнообразия и заповедного дела

Согласно ст. 140 Конституции Украины, местное самоуправление может самостоятельно  решать вопросы местного значения в рамках Конституции Украины и законов Украины (19).

Поэтому нам  предоставляется необходимым, чтобы органы местного самоуправления- местные советы получили через добавки в экологические законы право ограничивать или запрещать в объектах ПЗФ, а также полностью на  всей своей территории рыбалку, охоту, рубки леса, другие виды специального пользования природными ресурсами. С целью охраны выращивания потомства диких животных местные советы должны иметь право расширять длительность «сезона тишины» с ограничением хозяйственной деятельности и добыванием объектов животного мира в сроки более широкие, указанные в Законе « О животном мире»,то-есть   до 1 апреля и после 15 июня.

В Кодекс Украины об административных правонарушениях  следует добавить статью, согласно которой можно штрафовать должностных лиц за невыполнение местных экологических программ, принятых местными советами. В ст. 5, 88-1 и 90 данного Кодекса следует внести дополнения, позволяющие штрафовать виновных в уничтожении или продаже редких видов животных или растений, занесенных в региональные списки. В ст. 8 Закона Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» следует внести дополнения, запрещающие охоту на редкие виды животных, занесенные в региональные списки.

В октябре 2016 г. в Украине были утверждены  новые Санитарные правила в лесах Украины, которыми лесники обязаны создавать охранные зоны вокруг гнезд и токовищ  редких видов  птиц (21). Однако, как показывает практика, лесники неохотно идут на создание таких зон. Пока такие зоны созданы только в 20% всех имеющихся лесхозов и навряд ли эта цифра будет расти. Поэтому есть смысл дать право местным советам своими решениями создавать охранные зоны ( участки) вокруг токовищ и гнезд редких видов  птиц, а также вокруг мест обитания других редких видов растений и животных, запрещая там санитарные и другие рубки, а также борьбу с захламлением ( сбор валежника).

Литература

1. Закон України «Про рослинний світ».

2. Кодекс України про адміністративні правопорушення.

3. Закон України «Про мисливське господарство та полювання».

4. Закон України «Про природно-заповідний фонд України ».

5. Закон України «Про охорону навколишнього природного середовища».

6. Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні».

7. Лісовий кодекс України.

8. Закон України «Про захист тварин від жорстокого поводження».

9. Закон України «Про Червону книгу України».

10.Закон України «Про екологічну експертизу».

11. Кодекс України про надра.

12. Земельний кодекс України.

13. Закон України «Про рибне господарство, промислове рибальство та охорону водних біоресурсів».

14. Закон України «Про тваринний світ».

15. Закон України «Про екологічну мережу України».

16. Закон України «Про благоустрій населених пунктів».

17. Закон України «Про атмосферне повітря».

18. Конституція України.

19. Левіна Г.М., Регіональні «червоні» переліки (в контексте регіональної охорони рідкісних видів диких тварин), www.ecoethics.ru/regionalni-chervoni-pereliki-v-konteksti-regionalnoyi-ohoroni-ridkisnix-vidiv-dikih-tvarin/

20. Борейко В., Облсоветы и райсоветы Украины выступили на защиту заповедных лесов и запрещают там вырубки, www.ecoethics.ru/oblsovetyi-ukrainyi-vystupili-na-zashitu-zapovednyih-lesov-i-zaprechhayut-tam-vyirubki/

21. Санітарні правила в лісах України  , затверджено  постановою Кабінету  Міністрів України від 26 жовтня 2016 р. № 756

12.04.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости