Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины нарушают украинское и международное экологическое законодательство

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

 

Зеленые насаждения, находящиеся в населенных пунктах, согласно ст. 4 Лесного кодекса Украины, не относятся к лесному фонду, и поэтому на них не распространяются Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, регламентирующие санитарные рубки в лесах Украины, и, в том числе, в лесных объектах ПЗФ.

Санитарные рубки в городских зеленых насаждениях, в том числе в объектах ПЗФ, находящихся в населенных пунктах, регламентируют другие подзаконные акты. Они разработаны не лесниками, как Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, а коммунальщиками, и вернее, работниками коммунальных предприятий по содержанию зеленых насаждений. И понятно, также из своих корыстных убеждений, направленных на коммерческую заготовку древесины, растущей в городских парках и скверах. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденных Кабмином Украины 1 августа 2006 г., удаление зеленых насаждений производится в том числе тогда, когда имеются аварийные, сухостойные и фаутные деревья, а также самосевные и порослевые деревья с диаметром корневой системы не более чем 5 см (4).

То-есть, если в населенном пункте обнаружено сухостойное, аварийное или фаутное дерево, его сразу нужно рубить. Рубить также следует и все самосевные и порослевые деревья, имеющие корневую шейку не более 5 см.

При этом, в трех основных юридических документах, регламентирующих в Украине содержание в населенных пунктах зеленых насаждений, ни в Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, ни в Порядке удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, ни в Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» нет пояснения, какое дерево относится к сухостойным или фаутным (1, 4, 5). Такая неопределенность позволяет коммунальщикам любое дерево, имеющее одну-две сухие ветки, объявлять сухостойным и спиливать. Также коммунальщики к фаутному дереву могут отнести любое дерево с наличием пороков ствола – дупел, сухобокости, трещин, наплывов древесины, механических повреждений, повреждений вредителями, болезнями и т.п.

В Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных  Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 (пункт 9.1.12) имеется только пояснение термина «аварийное дерево» – это дерево, которое может составлять угрозу для жизни и здоровья пешеходов, транспортных средств, повредить линии электропередач, дому, сооружению или находится в поврежденном состоянии вследствие снегопадов, ветролома, урагана и других стихийных природных явлений, или при наличии гнилой сердцевины ствола, значительной суховершинности, достижение вековой границы» (5).

Последние три характеристики «аварийного дерева» – гнилая сердцевина, значительная суховершинность и достижение вековой границы не только дают юридическое обоснование коммунальщикам уничтожать все дуплистые деревья, играющие огромную роль для охраны биоразнообразия, но и причислять к «аварийным» значительное количество деревьев в парках, скверах и городских объектах ПЗФ, не представляющих никакой угрозы для людей, транспорта, домов и других сооружений. Ибо, например, по каким параметрам можно определить «достижение»   деревом «вековой границы» ?

Как мы видим, благодаря неопределенности терминов «сухостойное дерево», «фаутное дерево» и расплывчивость и нечетности определения термина «аварийное дерево», под эти категории деревьев, подлежащих безоговорочному сносу, попадает значительное количество деревьев, растущих в городских объектах ПЗФ, парках, скверах, что ведет не только к уничтожению мест обитания многих диких животных, обитающих в дуплах городских деревьев (белки, летучие мыши, совы, дятлы, синицы, личинки жука-отшельника и т.п.), но и гибели уникальных вековых деревьев, которые являются настоящими памятниками природы, однако «достигли вековой границы» и, по мнению коммунальщиков, превратились в «аварийные» деревья (4, 5).

Следует также подчеркнуть один очень характерный момент. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, обновленная стоимость за вырубку аварийных, сухостойных и фаутных деревьев не начисляется (4).

То-есть, коммунальщики вырубая в городских объектах ПЗФ, парках, скверах огромное количество деревьев, благодаря «дыркам» в законодательстве, относят  огромное количество деревьев  к «сухостойным, фаутным и аврийным» , а затем реализуя эту древесину по рыночной цене предприятиям и гражданам, получают чистый доход за счет уничтожения биоразнообразия и ухудшения городской окружающей среды. При этом не оплачивая обновленную стоимость.

Как мы видим, коммунальщикам создан великолепный механизм для зарабатывания денег путем организации в городах и населенных пунктах широкомасштабных лесосек под видом санитарных рубок.

Так, в декабре 2016 г., коммунальное предприятие по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района г. Киева, под видом борьбы с «аварийными и сухостойными» деревьями в заповедной зоне РЛП «Лысая гора» вырубило 228 деревьев (3).

И если лесники для идеологического обоснования санитарных рубок в лесах используют миф о необходимости «защиты» леса от лесных вредителей, то коммунальщики довольно успешно эксплуатируют страхи, основанные на «защите» горожан от падения «аварийных» деревьев.

Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, способствуя уничтожению дуплистых и сухостойных деревьев, являющихся местами обитания редких видов фауны и флоры , нарушают следующие Законы Украины и международные акты:

  1. Статью 39 Закона Украины «О животном мире», требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных при лесохозяйственных мероприятиях.
  2. Статью 27 Закона Украины «О растительном мире», которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произрастания растений.
  3. Статью 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.
  4. Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.
  5. п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.
  6. п.4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.
  7. п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренный ущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения.
  8. В связи с вхождением Украины в Евросоюз, нарушаются ст. 2, 4, 5 Директив Совета Европы «Об охране диких птиц» от 2.04.1979 г. и ст. 6, 12, 13 Директивы Совета Европы «Об охране мест обитания дикой фауны и флоры» от 21.05.1992 г.

 

В связи с вышеизложенным необходимо добиваться внесения изменений в Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и в Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, исключив из этих документов понятие «сухостойные» и «фаутные» деревья, а также уточнив термин «аварийное» дерево, исключив из него понятие сухостойности, достижение вековой границы, а также наличие гнилой сердцевины. Кроме этого необходимо добиться, чтобы за рубку всех без исключения деревьев выплачивалась обновленная стоимость.

 

Литература

  1. Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов».
  2. Лесной кодекс Украины.
  3. Ответ Коммунального предприятия по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района г. Киева от 24.02.2016 г. № 61.
  4. Порядок видалення дерев, кущів, газонів і квітників у населених пунктах, затверджено Постановою Кабінету Міністрів України 1 серпня 2006 р. № 1045.
  5. Правила утримання зелених  у населених пунктах України, затверджено наказом Міністерства будівництва, архітектури та житлово-комунального господарства України 10.04.2006 р. № 105.

 

23.03.2016   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости