Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины нарушают украинское и международное экологическое законодательство
В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр
Зеленые насаждения, находящиеся в населенных пунктах, согласно ст. 4 Лесного кодекса Украины, не относятся к лесному фонду, и поэтому на них не распространяются Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, регламентирующие санитарные рубки в лесах Украины, и, в том числе, в лесных объектах ПЗФ.
Санитарные рубки в городских зеленых насаждениях, в том числе в объектах ПЗФ, находящихся в населенных пунктах, регламентируют другие подзаконные акты. Они разработаны не лесниками, как Санитарные правила в лесах Украины и Правила улучшения качественного состава лесов, а коммунальщиками, и вернее, работниками коммунальных предприятий по содержанию зеленых насаждений. И понятно, также из своих корыстных убеждений, направленных на коммерческую заготовку древесины, растущей в городских парках и скверах. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, утвержденных Кабмином Украины 1 августа 2006 г., удаление зеленых насаждений производится в том числе тогда, когда имеются аварийные, сухостойные и фаутные деревья, а также самосевные и порослевые деревья с диаметром корневой системы не более чем 5 см (4).
То-есть, если в населенном пункте обнаружено сухостойное, аварийное или фаутное дерево, его сразу нужно рубить. Рубить также следует и все самосевные и порослевые деревья, имеющие корневую шейку не более 5 см.
При этом, в трех основных юридических документах, регламентирующих в Украине содержание в населенных пунктах зеленых насаждений, ни в Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, ни в Порядке удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, ни в Законе Украины «О благоустройстве населенных пунктов» нет пояснения, какое дерево относится к сухостойным или фаутным (1, 4, 5). Такая неопределенность позволяет коммунальщикам любое дерево, имеющее одну-две сухие ветки, объявлять сухостойным и спиливать. Также коммунальщики к фаутному дереву могут отнести любое дерево с наличием пороков ствола – дупел, сухобокости, трещин, наплывов древесины, механических повреждений, повреждений вредителями, болезнями и т.п.
В Правилах содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, утвержденных Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины 10.04.2006 (пункт 9.1.12) имеется только пояснение термина «аварийное дерево» – это дерево, которое может составлять угрозу для жизни и здоровья пешеходов, транспортных средств, повредить линии электропередач, дому, сооружению или находится в поврежденном состоянии вследствие снегопадов, ветролома, урагана и других стихийных природных явлений, или при наличии гнилой сердцевины ствола, значительной суховершинности, достижение вековой границы» (5).
Последние три характеристики «аварийного дерева» – гнилая сердцевина, значительная суховершинность и достижение вековой границы не только дают юридическое обоснование коммунальщикам уничтожать все дуплистые деревья, играющие огромную роль для охраны биоразнообразия, но и причислять к «аварийным» значительное количество деревьев в парках, скверах и городских объектах ПЗФ, не представляющих никакой угрозы для людей, транспорта, домов и других сооружений. Ибо, например, по каким параметрам можно определить «достижение» деревом «вековой границы» ?
Как мы видим, благодаря неопределенности терминов «сухостойное дерево», «фаутное дерево» и расплывчивость и нечетности определения термина «аварийное дерево», под эти категории деревьев, подлежащих безоговорочному сносу, попадает значительное количество деревьев, растущих в городских объектах ПЗФ, парках, скверах, что ведет не только к уничтожению мест обитания многих диких животных, обитающих в дуплах городских деревьев (белки, летучие мыши, совы, дятлы, синицы, личинки жука-отшельника и т.п.), но и гибели уникальных вековых деревьев, которые являются настоящими памятниками природы, однако «достигли вековой границы» и, по мнению коммунальщиков, превратились в «аварийные» деревья (4, 5).
Следует также подчеркнуть один очень характерный момент. Согласно Порядка удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, обновленная стоимость за вырубку аварийных, сухостойных и фаутных деревьев не начисляется (4).
То-есть, коммунальщики вырубая в городских объектах ПЗФ, парках, скверах огромное количество деревьев, благодаря «дыркам» в законодательстве, относят огромное количество деревьев к «сухостойным, фаутным и аврийным» , а затем реализуя эту древесину по рыночной цене предприятиям и гражданам, получают чистый доход за счет уничтожения биоразнообразия и ухудшения городской окружающей среды. При этом не оплачивая обновленную стоимость.
Как мы видим, коммунальщикам создан великолепный механизм для зарабатывания денег путем организации в городах и населенных пунктах широкомасштабных лесосек под видом санитарных рубок.
Так, в декабре 2016 г., коммунальное предприятие по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района г. Киева, под видом борьбы с «аварийными и сухостойными» деревьями в заповедной зоне РЛП «Лысая гора» вырубило 228 деревьев (3).
И если лесники для идеологического обоснования санитарных рубок в лесах используют миф о необходимости «защиты» леса от лесных вредителей, то коммунальщики довольно успешно эксплуатируют страхи, основанные на «защите» горожан от падения «аварийных» деревьев.
Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах, и Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, способствуя уничтожению дуплистых и сухостойных деревьев, являющихся местами обитания редких видов фауны и флоры , нарушают следующие Законы Украины и международные акты:
- Статью 39 Закона Украины «О животном мире», требующую обеспечивать охрану мест обитания и условий размножения животных при лесохозяйственных мероприятиях.
- Статью 27 Закона Украины «О растительном мире», которая запрещает технологии, которые вызывают нарушения состояния и условий произрастания растений.
- Статью 20 Закона Украины «О Красной книге Украины», которая гласит об ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины.
- Статью 90 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая привлекает к ответственности виновных в ухудшении условий обитания (произрастания) животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины. Статья 87 данного Кодекса привлекает к ответственности виновных в нарушении условий охраны мест обитания животных.
- п. Д, статьи 8 Конвенции об охране биологического разнообразия, который обязывает наладить охрану естественных мест обитания видов флоры и фауны и сохранение популяций видов в естественных условиях.
- п.4, статьи 3 Соглашения об охране летучих мышей в Европе, который обязывает принимать необходимые действия с целью охраны летучих мышей.
- п. б, статьи 6 Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (Бернская конвенция), который запрещает наносить преднамеренный ущерб местам выведения потомства или отдыха или их уничтожения.
- В связи с вхождением Украины в Евросоюз, нарушаются ст. 2, 4, 5 Директив Совета Европы «Об охране диких птиц» от 2.04.1979 г. и ст. 6, 12, 13 Директивы Совета Европы «Об охране мест обитания дикой фауны и флоры» от 21.05.1992 г.
В связи с вышеизложенным необходимо добиваться внесения изменений в Порядок удаления деревьев, кустов, газонов и цветников в населенных пунктах и в Правила содержания зеленых насаждений в населенных пунктах Украины, исключив из этих документов понятие «сухостойные» и «фаутные» деревья, а также уточнив термин «аварийное» дерево, исключив из него понятие сухостойности, достижение вековой границы, а также наличие гнилой сердцевины. Кроме этого необходимо добиться, чтобы за рубку всех без исключения деревьев выплачивалась обновленная стоимость.
Литература
- Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов».
- Лесной кодекс Украины.
- Ответ Коммунального предприятия по содержанию зеленых насаждений Голосеевского района г. Киева от 24.02.2016 г. № 61.
- Порядок видалення дерев, кущів, газонів і квітників у населених пунктах, затверджено Постановою Кабінету Міністрів України 1 серпня 2006 р. № 1045.
- Правила утримання зелених у населених пунктах України, затверджено наказом Міністерства будівництва, архітектури та житлово-комунального господарства України 10.04.2006 р. № 105.
23.03.2016
Рубрики: Борьба за заповедность, Новости, Спасем украинский лес