«Египетские пирамиды»

— Делается все возможное, товарищ Сталин!

— Мы вас не ограничиваем. Делайте и невозможное...

Из анекдота

Жизнь в СССР определяли люди, которым была известна лишь одна истина — разгром противника. Даже если этим врагом становились реки, горы и долины.

Сталинский план преобразования природы спровоцировал «великие стройки коммунизма» — крупные ГЭС на Днепре, Волге и Аму-Дарье, новые мелиоративные каналы. План спровоцировал и беду белорусского и украинского народов — беспрецедентное осушение Полесья. Этим, правда, занимались еще в 1941 году, когда за один день на болота сгонялось до 100 тысяч зэков. В 15 лет планировалось осушить 4 млн. гектаров, да помешала война. Теперь же, под прикрытием Сталинского плана, под «болотную» авантюру вновь выбили средства.

В июне 1952 года секретарь ЦК КП(б)У Л. Мельников писал Сталину: «Центральный комитет КП(б)У Украины просит Вас, товарищ Сталин, оказать помощь Украинской ССР в осуществлении работ по восстановлению и реконструкции осушительных систем в районах Полесья...» (ЦГАОО Украины. — Ф. 1, оп. 30, д. 2879, л. 92). Генеральной схемой по «преобразованию» Полесья намечалось: строительство 37 водохранилищ и 2100 прудов, спрямление 24 тыс. километров рек, осушение 4810 тыс. гектаров болот (по Украине — 1897 тыс. га), сооружение 81 ГЭС. На что предлагалось угрохать в течении 15 лет 16,8 млрд. рублей (по Украине — 6,8 млрд. руб.) (ЦГАОО Украины. — Ф. 1, оп. 31, д. 131, л. 104—105).

Ожидание чуда — свойство характера советского народа. Если посмотреть на всю историю СССР, то перед глазами возникнет бесконечная вереница грандиозных программ, планов, намерений, решений и конкретных действий, почти всегда утопических. В ряду крупнейших мифов — построение социализма, Сталинский план преобразования природы, «великие» стройки коммунизма... Еще немного, еще чуть- чуть. Всего три года упорного труда и 10000 лет счастья.

Пристрелка началась еще при Ленине. Разрекламированный план ГОЭЛРО в 100 электростанций на самом-то деле вначале сократили до 27, а затем тихо и похоронили. Что, правда, не истребило у комсомольцев-родителей желания называть своих дочерей Электростанциями.

При Сталине «планов громадье» уже не корректировали. Беломоро-Балтийский канал (с правого берега его строили те, кто задавал вопросы, с левого — кто отвечал на них), Днепрогэс, первые осушительные каналы в белорусском Полесье. Идеологическую базу подвел Максим Горький. 25 августа 1933 года, выступая перед зэками и чекистами, строителями Беломоро-Балтийского канала, «буревестник революции» пророчил: «К тому времени, когда вы будете в моем возрасте, полагаю, не будет классовых врагов, а единственным врагом, против которого будут направлены все усилия людей, будет природа...» (Беломоро-Балтийский канал им. Сталина. История строительства. Госиздат, М., 1934, стр. 392). И позже о сталинских каналах добавил: «Это большие реки, сударь мой, и разумные. Раньше-то реки были безумные». Беломоро-Балтийский канал — первый и непоследний пример инженерной некомпетентности и наплевательского отношения к природным ресурсам. 200 километров зэки прорыли в кратчайший срок — с ноября 1931 по май 1933 г. Канал планировался для отхода военных судов с Балтики. Но оказался для них слишком мелким. Но об этом умолчали. Пропагандистская машина неслась по накатанной колее.

Час пробил. Газеты взорвались лозунгами — «Даешь 20 великих сталинских строек, строек коммунизма!». В одиозный список вошли Куйбышевская, Сталинградская, Каховская ГЭС, Главный Туркменский, Южно-Украинский, Северо- Крымский, Волго-Донской каналы, Байкало-Амурская магистраль, железная и так и недостроенная дорога по Заполярному кругу на Салехард (стройка № 501), строительство огромного подводного туннеля материк—Сахалин... Причем все в сжатые сроки, без какого-либо экологического и даже экономического обоснования. Но нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики. При помощи ... зэков, естественно. В 1954 году последних на возведении электростанций вкалывало в СССР 60 тысяч, на строительстве железных дорог — 51 тысяча, на лесоповалах — 229 тысяч, в сельхозлагерях — 45 тысяч (Соц. исследования, 7, 1991).

Давая, к примеру, добро на проект переброски северных рек, правители СССР и в голову не брали, почему Древнему Риму удалось поставить на колени Карфаген. Римский сенат, прекрасно осознавая тайну Карфагена — неустойчивость сверхзасоленных почв — принял убийственное антиэкологическое решение. Он дал наказ своему флоту возить соль и засыпать ею поля Карфагена. Появились солончаки, земледелие Карфагена подорвалось. И он не смог прокормить армии Ганнибала.

Лиха беда начало. В 1933 г. инженер В. Д. Никольский предложил перебросить северные реки в Волгу, в конце 40-х годов гидротехник Митрофан Давыдов выдвигает еще один абсурдный проект — перебросить сибирские реки в Среднюю Азию. Да еще дорогу проложить подземными ядерными взрывами. Полярнику И. Папанину удалось «засушить» на время идею, зато при Леониде Ильиче Брежневе 21 декабря 1978 года государственное постановление
№ 1048 «О проведении научно-исследовательских и проектных работ по проблемам переброски части стока северных и сибирских рек в южные районы страны» было подписано. Тоже произошло и с БАМом. Абсурдные идеи сыпались как из рога изобилия. Инженер Григорович предложил пробуравить на пять километров исток Ангары. Дабы быстрей заполнить Братское море. Инженер Герасенко — закачивать сточные воды в грунтовые горизонты Донбасса.

«В скалу ли ты врубаешься, в моря ли ты врезаешься, мечта прекрасная, еще не ясная». «Еще не ясная мечта» затуманила головы столичных архитекторов, и они давай вытягивать верхушки высотных новостроек для ... защиты Москвы от вражеской авиации.

Одну из первых великих строек коммунизма — Волго-Донской канал зэки соорудили в рекордно короткие сроки: с 1949 по 1952 год. Кровью и потом дался этот Волго-Дон, или «надолго-вон», как окрестили в народе. Ныне эта махина длиною в 101 километр, с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосборами и водоспусками, 8 мостами и приканальной автодорогой практически бездействует. Цветет и дурно пахнет Цимлянское море, разлившееся подле «героически» возведенного тогда Цимлянского гидроузла, гонит склизкие синие водоросли Донской магистральный оросительный канал. Из-за Цимлянской плотины на 90 процентов уменьшилась площадь нерестилищ осетровых, и через десятилетие в 10 раз упала рыбопродуктивность Азовского моря. Каков экономический эффект от Волго-Донского канала им. Ленина? Эффекта нет. Один дефект. Тоже можно сказать и о Северо-Крымском канале, проложенном «на авось», без гидронепроницаемого покрытия. Недаром строящие его зэки шутили — «без туфты и амонала не построили б канала». Половина воды теряется, уходит в грунт. Или о Южно-Украинском канале, подтопившем сотни сел Украины, Каховской ГЭС, погубившей плодороднейшие Конские плавни. Где, как рассказывали, воткни раньше лопату, и она распустится ветками.

Ленин учил: «Коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны». Вышло по-иному: коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей ... колючей проволоки. Ибо не может быть свободен народ, угнетающий природу.

Сталинская гигантомания имела политические корни. Великие стройки коммунизма необходимы для разбухания штата министерств-монстров, и для подавления очагов экономического самоуправления. Москва держала все в тугих вожжах. Еще одна причина крылась в самом «вожде всех народов». Сталин интересовался историей России и особенно эпохами Ивана Грозного и Петра I. Когда страну душили могущественные и жестокие режимы. Беломоро-Балтийский канал, Волго-Дон, «Москва-порт пяти морей», Главный Туркменский канал — все эти бесполезные и экономически абсурдные стройки списаны с замыслов Петра, татарских ханов. Русский самодержец мечтал восстановить былой сток из Арала в Каспий по Узбою. Сталин прорыл Главный Туркменский канал. То, что в XVIII веке имело смысл, в 20 оказалось ненужным.

Правда, вождь советских гидротехников Лаврентий Палыч Берия считал иначе: «В результате осуществления этих грандиозных гидротехнических сооружений будут решены крупные народохозяйственные задачи (Лес и степь, 1951, 12, стр. 4).

Беломоро-Балтийский канал, так же как и Волго-Дон, пустует. Люди из Питера в Москву предпочитают спешить поездом или самолетом. Знаменитый Северо-Крымский канал, проложенный наспех без водонепроницаемых плит, теряет до 70 процентов влаги. К 1970 году он подтопил уже более полсотни населенных пунктов и 14,6 тыс. гектаров земли. Только в 1966—1967 на нем случалось три крупных прорыва дамбы (ЦГАОО Украины. — Ф. 1, оп. 32, д. 126, л. 169).

По трудоемкости сталинские стройки коммунизма равносильны сооружению египетских пирамид. И те, и другие строили рабы. Мотыгами и тачками.

«Пройдут годы, пройдут десятилетия, и человечество, пришедшее к коммунизму во всех странах мира, с благодарностью вспомнит советских людей, которые впервые, не боясь трудностей, смотря далеко вперед, вступили в великую мирную битву с природой, чтобы стать ее господами, чтобы показать человечеству путь к овладению ее силами, к ее преобразованию.

И прежде всего благодарное человечество назовет имя великого учителя трудящихся всего мира, создателя невиданных ранее, величественных и смелых, широких и ясных планов преобразования природы на огромных территориях целого ряда природных зон, руководителя мирных строек коммунизма — Иосифа Виссарионовича Сталина!» (Ю. Г. Саушкин, Великое преобразование природы Советского Союза, Географгиз, М., стр. 123).

И в Египте, и в СССР их главное значение — культовое.

На гранитном берегу Волго-Балта высекли трехметровыми буквами: «Да здравствует советский народ — строитель коммунизма!». Какой-то шутник дописал «вечный».

Любопытно, что зуд рытья громадных каналов, оросительных систем характерен всем без исключения социалистическим государствам. В том числе фараоновскому Египту, империи Инков, Шумеру, древнему Китаю, где были так сильны социалистические тенденции: бесконтрольная власть государства, отсутствие частной собственности, контроль и учет вплоть до личной жизни. Зарубежный исследователь Виттфогель их так и назвал — «гидравлической цивилизацией».

Каждую сталинскую стройку венчала монументальная скульптура вождя. Металлический Сталин возвышался и на берегу канала Волга-Дон. Генералиссимуса облюбовали и загадили птицы. На голове вождя установили хитрый механизм, калечащий пернатых. За несколько лет у ног Сталина образовалось кладбище птиц. Их никто не убирал. Воняло на километры. Но вождь умер и истуканов в одну ночь свалили. Медным болванам нашли применение. Их закладывали в основания очередных плотин — новостроек коммунизма. В этом было что-то символично-зловещее. Сталин продолжал творить черное дело... Великие стройки коммунизма, превращенные партией большевиков в «великие душегубки», стали, по образному выражению Юрия Черниченко, «ударной» бедой не только для людей, но и природы. К 1960 году в Советском Союзе оказалось затопленным 4,2 млн. гектаров сельхозземель. Их суммарное плодородие равнялось освоенным Хрущевым целинным землям Казахстана. Эрозия погубила берега многих рукотворных «морей». Заилила русла. Плотины поставили крест на нересте красной рыбы. Тысячи деревень и городов были эвакуированы из зоны затопления. Несколько миллионов людей навсегда лишились земли предков. Так стоила овчинка выделки?

Борис Слуцкий писал:

А все каналы имени

Были товарища Сталина,

И в этом случае лучшего

Названья не сыскать.

Поскольку именно Сталиным

Задача была поставлена,

Чтоб всю нашу землю старую

Каналами перекопать.

Все эти рукотворные моря, каналы и ГЭС таят в себе великую беду. Которая явиться может во время войн, землетрясений, ураганов. 18 августа 1941 года, отступая и повинуясь свыше отданному распоряжению, чекисты взорвали ДнепроГЭС. Водяная стена, высотой в 108 метров, ринулась вниз, на поселки, Хортицу, плавни, переправу беженцев, на десятки километров до самой Каховки. Похоронив под собой десятки тысяч советских людей (Соц. исследования, 9, 1990).

Строил ГЭС, рыл непосредственно землю некто Жук С. Я., возглавивший Гидропроект, пресловутый институт, родившийся из отдела ОГПУ. Жук этот имел огромный опыт рытья каналов, чем занимался под началом самого Берии, еще в 1954 планировал переброску северных рек на юг. Гидропроект долгое время существовал, гордо носил имя убийцы заключенных Сергея Жука и разрабатывал «каналью стратегию».

Призрак коммунизма, бесприютно бродивший по Европе, обрел себе пристанище в СССР. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Хрущев сменил Сталина, но отнюдь не отказался от большевистской невменяемости, фанатизма и звериных инстинктов по отношению к природе.

Захватив однажды власть методом насилия, большевики продолжали распространять это насилие на все сферы жизни. Легенды о скором приходе коммунизма подняли на небывалую высоту бредовые идеи о господстве человека над природой. Инженер Манасерьян придумал проект спуска Севана и частично реализовал его, погубив озеро. Лауреат Государственной премии ученый М. Крылов предложил опреснить Балтийское море, перекрыв датские проливы плотинами, вбухав 20 млн. «кубиков» бетона и 1,5 тыс. тонн металлоконструкций. Другой его проект — превращение северных морей в сушу, покрыв лед илом, дабы защитить от весеннего таяния, также приняли благосклонно. Советский инженер П. Борисов переплюнул коллегу — предложив снять с Северного полюса земли ледяную шапку. Для чего рекомендовал построить в Беринговом проливе плотину и откачивать воду из Северного Ледовитого океана в Тихий с адской скоростью 500 кубических километров воды в сутки. Борисов обещал, что в наши прибрежные воды хлынет теплый Гольфстрим, растают льды арктических морей, потеплеет север Евразии. С ним вступил в дискуссию другой советский ученый — А. Шумилин. Он предлагал наоборот: перекачивать гигантскими насосами (энергию дадут атомные станции) воду из Тихого в Ледовитый океан. И в этом случае моря должны прогреться, а климат Сибири и Дальнего Востока сравниться с Крымом. Говорят, эти проекты всерьез обсуждались в ЦК КПСС, и скорей всего, на них дали бы «добро», да вот «проклятые капиталисты» что-то забоялись экспериментов. Видно, не захотели в очередной раз убедиться в превосходстве социалистического строя. С ними все ясно. Мы же, уверенные в завтрашнем дне, громко распевали:

По полюсу гордо шагает,

Меняет движение рек,

Высокие горы сдвигает

Советский простой человек.

В 1950-х годах в военных ведомствах СССР разработали еще один «суперпроект». Предлагалось поставить мощные водометы на берегу Берингова пролива и гнать холодные воды на США. Штормы и холод должны были нанести урон сельскому хозяйству «проклятых американцев». Я меньше всего хочу пройтись по изрядно помятому Сталину. Меня интересует другое — механизм ввода в действие «проектов века». Вот в чем ведомства поднаторели. Например, прежде, чем «запустить» очередную антиэкологическую авантюру, министерства добивались «освящения» ее с трибуны очередного партийного пленума, или, по крайней мере, от алкоголя страдающего Политбюро. После этого проект автоматически становился недосягаемым для оппонентов. Ведь критиковать его означало критиковать КПСС. Что само по себе смерти подобно. Так шагнули в жизнь программы сталинских великих строек, атомных станций, химизации, мелиорации... Ловкие лысенковцы, кстати, смогли протащить в программу КПСС, принятую на 22 съезде, фразу о необходимости развития мичуринской науки в биологии.

Экономической, экологической или какой другой экспертизы они не проходили. Не требовалось и всенародного обсуждения. Все решалось на уровне отделов ЦК КПСС, чаще всего сельскохозяйственного. Последние десятилетия его возглавлял некто Карлов. Карьера которого проста как веник. Калининский обком партии, второй секретарь Узбекистана у Рашидова, с 1976 г. — член ЦК КПСС, с 1987 г. — Герой Соцтруда. Вот такие карловы и создавали «стройкам коммунизма» режим наибольшего благоприятствования. А посему строительство «египетских пирамид» оказалось возможным только в одной отдельно взятой стране социализма.