Ода волкам

прекрасным, диким, свободным, гибнущим

«Образ волка настолько чист в своей первооснове», – писал российский литератор С. Бородин, – «что поношения, наветы и прочие лживые выдумки, постоянно несущиеся в его адрес, довольно быстро блекнут, обращаются в подножную пыль перед истинной мощью явления, обобщеннное название которого – Волк. Благородство, неподкупность и бескомпромистность – вот стержень натуры Волка». Долгое время люди, униженные и воспитываемые тоталитарными режимами, вымещали свою злобу и тоску по свободе на диких животных, прежде всего уничтожая волков. Да и сейчас слабые, завистливые, одурманенные, похотливые людишки до умопомрачения боятся волков.

Волки – один из главных символов дикой природы. «Волк среди девственной природы, (…) , не только не лишний, но прямо таки необходимый элемент», – писал польский эколог И.К. Пачоский. В волчьей стае: своевольной, неконтролируемой, спонтанной хранится энергия урагана. Волки сообщают дикой природе особую магию, колдовскую силу присутствия . Американский эколог О. Леопольд подметил: «Глухой грудной рык отражается эхом от скалы к скале, скатывается вниз по горе и тает в черной ночи…Те, кто не могут расшифровать его тайный смысл, тем не менее, знают, что он там, потому что он ощущается во всем крае волков и отличает этот край от других. Он вызывает трепет у всех, кто слышит волков в ночи и видит их следы днем. Даже если волка не слышно и не видно, он проявляется во множестве мелких событий: тихом ржании лошади в полночь, грохоте падающих камней, в прыжке убегающего оленя, тени под ветвями».

Дикая природа также невозможна без волка, как немыслима без него сказка или миф.

Волк – древний тотемный предок народов. Он покровитель воинских союзов, многие нации называли его своим прародителем: башкиры, монголы. Дикая волчица вскормила своим молоком Ромула и Рема, Дитриха , Кира, родоначальника турков, славянских богатырей Валигору и Вырвидуба. Кемаля Ататюрка называли Серым Волком. Гагаузы клялись волками, такая клятва признавалась более убедительной, чем обычное «честное слово» или традиционные клятвы именем Бога. Встреча волка у многих народов сулила удачу.

Волк –воплощение великой очистительной силы, проявление в дикой природе благородного принципа высшей справедливости. Он объективный судья, блюститель чистоты и незапятнанности эволюции. Волк вершит правосудие. В легендах он поедает чертей, вампиров, мертвецов, пьющих кровь людей и скотины. В природе рвет зверей больных и старых, контролирует численность лисиц и бродячих собак, в районах, где он обитает, не встретить бешенства диких животных. В великой сказке Р. Киплинга «Маугли» Акела – белый волк, мудрый и бесстрашный предводитель стаи, геройски гибнет в кровавой схватке с красными псами, несущими гибель всему живому. Волки знамениты и тем, что всегда защищают святых мучеников. В традициях многих народов образ волка выступал как главный судья или божество, в руках которого находились невидимые рычаги для поддержания миропорядка и справедливости.

Волки – пример потрясающей семейной верности и чадолюбия. Волк –самец ухаживает только за своей самкой. «Налево» не ходит. Любит только ее одну. О волчатах заботятся не одни родители, но и другие члены стаи. Очень трогательно и постоянно.

Волки – это поэты, выбравшие свободу. Общество не простило им такой смелости и начало кровавое истребление отступников.

-Так охотники травят волка,

Зажимая в тиски облав, – сравнивал себя с волком Сергей Есенин.

-Волк любит жить на воле

Но с волком скор расчет:

На льду, в лесу и в поле

Бьют волка круглый год, – описывала собственную круглогодичную травлю Анна Ахматова.

Борис Пастернак в «Нобелевской премии» передал ужас расправы над свободой волка и человека: «Я пропал, как зверь в загоне».

Когда в 1968 г. газеты начали травить Владимира Высоцкого – появилась его запрещенная «Охота на волков»:

-Обложили меня, обложили –

Гонят весело на номера!

Стихотворение поясняло суть происходящего по волчьи смелой фразой: « Я из повиновения вышел».

Как погибают поэты и волки, так умирает свобода. В стране шакалов они не нужны.

В. Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр, г. Киев

03.03.2011   Рубрики: Новости, Новости кампаний, Охрана волков