О создании эффективного механизма выдачи разрешений на проведение регуляционных мероприятий в заповедниках

Согласно ст. 9-1, 16 Закона «О природно-заповедном фонде Украи-ны», Минприроды Украины выдает лимиты природным заповедникам на проведение регуляционных мероприятий (сенокошение, санитарная

рубка, сокращение численности животных, выпас и т.п.). Как показывает анализ, проведенный Киевским эколого-культурным центром, Минприро-ды Украины выдает заповедникам лимиты формально, без тщательного их рассмотрения и без обязательства применения природоохранных мер. Нередко научные рекомендации о проведении в природных заповедниках тех или иных регуляционных мероприятий носят субъективный характер, страдают протекционизмом, редукционизмом и отражают личные пред-почтения лишь одной группы специалистов.Выполнение утвержденных объемов лимитов на регуляционные ме-роприятия и их эффективность никто не контролирует. Порой проведение регуляционных мероприятий проводилось с грубым нарушением ст. 16 Закона «О природно-заповедном фонде Украины» и Бернской конвенции. В качестве примера можно привести использование до 2017 г. практически всеми украинскими степными заповедниками при сенокошении механиче-ских транспортных средств (трактора, роторные косилки, автомобили и т.п.).Что касается санитарных рубок леса, то они, как правило, проводились в заповедниках с целью заготовки и коммерческой продажи древесины, наносят огромный вред лесному биоразнообразию и не имеют серьезно-го научного обоснования. Это же касается нередко и экопросветительской работы, которая в ряде заповедников (Карадагский, Опукский, Ялтинский горно-лесной, Крымский, Медоборы и др.) превратилась в организацию коммерческого отдыха посетителей и никак не соответствует целевым задачам природных заповедников.Утверждение планов и объемов регуляционных мероприятий (а также экопросветительской работы на заповедной территории и других видов специспользования природных ресурсов) со стороны научно-тех-нических советов заповедников является нередко формальным и прово-дится зачастую под административным нажимом дирекции заповедника, заинтересованной в получении дохода от продажи древесины, мяса, рыбы, тростника, сена или коммерческих услуг по организации отдыха населения под видом «эколого-просветительской » работы.В результате регуляционные мероприятия в заповедниках преврати-лись в обыкновенное хозяйственное использование природных ресурсов заповедников. Все это ведет к массовым и легализированным нарушениям заповедного режима, нанося ущерб заповедным экосистемам, популяци-ям и видам живых существ, способствуют обеднению биоразнообразия, потере научной и информационной ценности заповедных территорий, дискредитации заповедного дела среди местного населения.

В связи с этим актуальным становится вопрос о создании эффек-тивного механизма выдачи разрешений на проведение регуляционных мероприятий и других видов специспользования природными ресурсами в природных заповедниках при участии общественности.Выход видится в создании специальной структуры, не заинтересо-ванной в получении выгоды от заповедных территорий, через которую коллегиально должны фильтроваться запросы на лимиты специспользо-вания природными ресурсами, просимые заповедниками. При этом мы считаем нужным обратиться к опыту работы Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины. Хотя и не идеальная, однако опробо-ванная временем работа данной Комиссии привела к тому, что легальное добывание краснокнижных видов является исключением и обсуждается расширенной группой экспертов коллегиально. В связи с этим считаем необходимым создать при Минприроды Украины Общественную комис-сию по рассмотрению ходатайств (заявок) на специальное использование природных ресурсов в заповедниках Украины.

 

Более подробно о проблемах заповедности читайте  в книге=

 

В.Е. Борейко, В.А. Бриниха, И.Ю. Парникозы   Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика, Второе издание  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2018/09/Boreyko73.pdf

 

25.09.2019   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости