О создании эффективного механизма выдачи разрешений на проведение регуляционных мероприятий в природных заповедниках

И.Ю.Парникоза, В.А.Бриних, В.Е.Борейко

Согласно ст. 9-1, 16 Закона “О природно-заповедном фонде Украины”, Минприроды Украины выдает лимиты природным заповедникам на проведение регуляционных мероприятий (сенокошение, санитарная рубка, сокращение численности животных, выпас и т.п.) Как показывает анализ, проведенный Киевским эколого-культурным центром, Минприроды Украины выдает заповедникам лимиты формально, без тщательного их рассмотрения и без обязательства применения природоохранных мер. Нередко научные рекомендации о проведении в природных заповедниках тех или иных регуляционных мероприятий носят субьективный характер, страдают протекционизмом ,редукционизмом и отражают личные предпочтения лишь одной группы специалистов.

Выполнение утвержденных объемов лимитов на регуляционные мероприятия и их эффективность никто не контролирует. Порой проведение регуляционных мероприятий проводится с грубым нарушением ст. 16 Закона “О природно-заповедном фонде Украины” и Бернской конвенции. В качестве примера можно привести использование практически всеми украинскими степными заповедниками при сенокошении механических транспортных средств (трактора, роторные косилки, автомобили и т.п.), применение которых в заповедниках запрещено ст.16 данного Закона. Само сенокошение проводится, как правило, в мае-июне, что вызывает массовую гибель гнездящихся в это время птиц, а также других животных.

Более того, как свидетельствуют наблюдения многих ботаников, сенокошение, как метод регуляции, не является эффективным, так как не может остановить сукцессионные изменения заповедной степи ( Краснитский, 1983, Ткаченко, Дидух, 1998,Ткаченко, 1999, Ткаченко, 2004, Лысенко, 2005, Боровик, Боровик, 2006,Филатова, 2012). Следует также подчеркнуть, что многие регуляционные меры в заповедниках, в частности, сенокошение, проводятся однообразно и однотипно, и не соответствуют потребностям данного заповедника.
Что касается санитарных рубок леса, то они, как правило проводятся в заповедниках с целью заготовки и коммерческой продажи древесины
,наносят огромный вред лесному биоразнообразию и не имеют серьезного научного обоснования. Это же касается нередко и экопросветительской работы, которая в ряде заповедников (Карадагский, Опукский, Ялтинский горно-лесной, Крымский,Медоборы и др. ) превратилась в организацию коммерческого отдыха посетителей и никак не соответствует целевым задачам природных заповедников.

Утверждение планов и объемов регуляционных мероприятий (а также экопросветительской работы на заповедной территории и других видов специспользования природных ресурсов) со стороны научно-технических советов заповедников является нередко формальным и проводится зачастую под административным нажимом дирекции заповедника, заинтересованной в получении дохода от продажи древесины, мяса, рыбы, тростника, сена или коммерческих услуг по организации отдыха населения под видом “эколого-просветительской ” работы.

В результате регуляционные мероприятия в заповедниках превратились в обыкновенное хозяйственное использование природных ресурсов заповедников. Все это ведет к массовым и легализированным нарушениям заповедного режима, нанося ущерб заповедным экосистемам, популяциям и видам живых существ,способствуют обеднению биоразнообразия( Гречаниченко, Чувилина, 1997, Полчанинова, 2012), потере научной и информационной ценности заповедных территорий, дискредитации заповедного дела среди местного населения. Подобная ситуация имеет место и в заповедниках России и Беларуси.
В связи с этим актуальным становится вопрос о создании эффективного механизма выдачи разрешений на проведение регуляционных мероприятий и других видов специспользования природными ресурсами в природных заповедниках

Выход видится в создании специальной структуры, прямо не заинтересованной в получении выгоды от заповедных территорий, через которую коллегиально должны фильтроваться запросы на лимиты специспользования природными ресурсами, просимые заповедниками. При этом мы считаем нужным обратиться к опыту работы Национальной комиссии по вопросам Красной книги Украины. Хотя и не идеальная, однако опробованная временем работа данной Комиссии привела к тому, что легальное добывание краснокнижных видов является исключением и обсуждается расширенной группой экспертов коллегиально. В связи с этим считаем необходимым создать при Минприроды Украины Общественную комиссию по рассмотрению ходатайств (заявок) на специальное использование природных ресурсов в заповедниках Украины,проект Положения о которой мы прилагаем=

Положение об Общественной комиссии по рассмотрению ходатайств (заявок) на специальное использование природных ресурсов в заповедниках Украины

( Проект)

1. Комиссия создается в целях устранения любых возможных угроз вредного воздействия на природные комплексы и объекты заповедника и в своей деятельности руководствуется принципом невмешательства в естественное развитие процессов и явлений на территории заповедника, с учетом его природных особенностей и режима особой охраны.

2. Состав Комиссии включает на паритетной основе представителей научной и природоохранной общественности ( в уставах общественных организаций которых должна быть указана деятельность по общественному контролю), а также в области организации и функционировании объектов ПЗФ. Во избежание конфликта интересов, в Комиссии не должно быть ни представителей органов власти, включая Минприроды, ни работников заповедников и других объектов ПЗФ Украины.

3. Решение Комиссии носит рекомендательный характер и принимается квалифицированным большинством голосов (не менее 2/3 присутствующих членов Комиссии) при кворуме не менее половины номинального состава Комиссии. Рекомендации Комиссии являются основанием утверждения лимитов на специальное использование природных ресурсов и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на специальное использование природных ресурсов на территории заповедника.

4. Рекомендация о возможности выдачи разрешение на специальное использование природных ресурсов на территории заповедника либо об отказе в выдаче такого разрешения принимается Комиссией после рассмотренияпроекта лимитов на специальное природопользование в границах данного заповедника и получения по нему положительного заключения государственной экологической экспертизы. Такое разрешение должно выдаваться исключительно в том случае, когда без указанного специального использования природных ресурсов негативные последствия бездействия (невмешательства) приведут к деградации или гибели особо охраняемых природных комплексов и объектов. Разрешение выдается на срок не более 12 месяцев и действительно до 31 декабря каждого года.

Примечание: красным шрифтом выделен текст, который следует применять лишь в случае внесения соответствующей поправки в Закон Украины «Об экологической экспертизе».

5. Ходатайство (заявка) о специальном использовании природных ресурсов на территории конкретного заповедника должно быть обосновано данными многолетнего мониторинга его эффективности и отсутствием вреда заповедным экосистемам и видам живых существ. Если в ходе мониторинговых или контрольно-надзорных мероприятий будет установлено отсутствие эффективности специального использования природных ресурсов либо нанесение вреда заповедным экосистемам и видам живых существ, разрешение аннулируется и на новый срок не выдается.

6. Заявитель какого-либо вида специального использования природных ресурсов на территории заповедника обязан обеспечить регулярный мониторинг последствий специального использования природных ресурсов на весь период действия разрешения. Отсутствие такого мониторинга, а также отчета о его результатах и итогах специального использования природных ресурсов является основанием для аннулирования разрешения на специальное использование природных ресурсов на территории данного заповедника.

7. Заявленные виды специального использования природных ресурсов на территории заповедника не должны иметь характер коммерческой деятельности.

11.02.2014   Рубрики: Идея абсолютной заповедности, Новости