О необходимости дифференцированного подхода к наказанию нарушителей на различных категориях объектов природно-заповедного фонда в зависимости от уровня охраны (заповедности)

Вл.Борейко, В.Бриних,И. Парникоза

 

Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Постановление Кабинета Министров Украины «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушен-ням законодавства про природно-заповідний фонд» от 2013 г. предлагают равный подход к наказанию нарушителей во всех категориях природно-заповедного фонда (от природных заповедников и заповедных зон до зоопарков и хозяйственных зон) вне зависимости от их уровня охраны (степени неприкосновенности) или заповедности (148–150).Например, статья 91 (Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда) Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривают один и тот же штраф за нарушения, произведенные во всех категориях объектов при-родно-заповедного фонда, а также в их охранных зонах и на территориях, зарезервированных для будущего заповедания (148).Статья 252 (Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда) Уголовного кодекса Украины предусматривают одинаковые наказания за умышленное уничтожение или повреждение не только для всех категорий объектов природно-заповедного фонда, но и других территорий, взятых под охрану государства (150).Никакой дифференциации в размере такс для начисления ущерба за нанесенные нарушения законодательства о природно-заповедном фонде (исходя из различных категорий объектов природно-заповедного фонда и степени их заповедности) не предусматривают и таксы, утвержденные Постановлением Министров Украины от 24.07.2013 г. No 541 «Про за-твердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» (150).Следует добавить, что данные таксы имеют и много других недостат-ков. В целом они имеют приоритет хозяйственного, но отнюдь не экосис-темного подхода к систематизации видов ущерба, нанесенного объектам ПЗФ.Например, ущерб за незаконную рубку дерева насчитывается в за-висимости от толщины его ствола, а не в зависимости от того, насколько дерево ценно для охраны биоразнообразия (дуплистые, фаутные, старые, сухостойные гораздо ценнее для мест обитания и размножения различ-ных видов редких животных и растений ,чем здоровые молодые деревья). Наоборот, за рубку сухостойных деревьев, согласно данных такс, размер ущерба снижается в 2 раза (150). Высокие деревья более важны для охра-ны многих видов редких птиц, прежде всего хищных, но это также никак не учтено в данных таксах. Ничего не сказано о штрафах за незаконное уничтожение отдельных частей валяющихся сухих деревьев, пней, хворо-ста и других элементов мертвой древесины.В данных таксах нет расчета ущерба за причинение экологического ущерба различным видам диких пчелиных путем установки в заповедни-ках и заповедных зонах ульев с медоносной пчелой.Непонятно, почему не насчитывается ущерб за уничтожение некото-рых диких видов мелких грызунов – мыши лесной, желтогорлой, полевой, полевки обыкновенной, европейской, рыжей, групповой, массовых (спи-сок их неизвестен) вредителей лесного хозяйства и сельского хозяйства (на территории природных заповедников и заповедных зон должны за-щищаться все виды животных), а также за уничтожение или повреждение домиков для диких пчелиных (145).Любопытно также, что в отличии от статьи 91 Кодекса Украины об административных правонарушениях, действие данных такс не распро-страняется на охранные зоны и территории, зарезервированные для заповедания (150).Следует добавить таксы за нарушение на объектах ПЗФ сезона тишины, который действует с 1 апреля по 15 июня, рассчитав ущерб за применение фейерверков, а также использование звуковоспроизводящей техники мощностью более 90 децибел.Нельзя согласиться с тем, что за одни и те же нарушения: рубка дере-ва, покос травы, охота или рыбалка, произведенных в заповедной зоне и в хозяйственной зоне национального парка, в природном заповеднике и заказнике следуют одинаковые наказания.Во-первых, различные категории и зоны объектов ПЗФ отличаются степенью охраны. В природном заповеднике или заповедных зонах, запо-ведных урочищах запрещена любая хозяйственная деятельность. А в ряде хозяйственных зон национальных парков имеются населенные пункты, поля с сельскохозяйственными культурами.Во-вторых, различные категории и зоны объектов ПЗФ различаются разной ценностью природных комплексов. Так, согласно Закона «О при-

родно-заповедном фонде Украины» в природные заповедники входят «уникальные природные комплексы», а в заказники– просто «природные комплексы», в заповедные зоны национальных парков – «наиболее цен-ные природные комплексы», а в хозяйственные зоны вхождение ценных природных комплексов не предполагается (30).В третьих, различные категории и зоны объектов ПЗФ имеют различ-ные задачи функционирования. Природные заповедники предназначены не только для: 1) «сохранения уникальных природных комплексов», но и для 2) «поддержания природных спонтанных процессов и явлений», а также для 3) «изучения природных процессов и явлений». Однако задач No 2 и 3 нет у заказников или хозяйственных зон национальных парков (27).Следует также отметить, что сам режим полной заповедности явля-ется важнейшим фактором для восстановления природных экосистем, а также для восстановления редких и типичных видов растений и животных, поэтому должен строго соблюдаться (147).В связи с вышеизложенным мы полагаем, что штраф и ущерб за на-рушение заповедного законодательства, порчу или уничтожение объектов ПЗФ должен быть дифференцирован в зависимости от степени заповед-ности.Объекты (или зоны), имеющие высшую (полную) степень запо-ведности (природные заповедники, заповедные урочища, заповедные зоны национальных парков, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков, ботанических садов и дендропарков) должны быть отнесены к первой группе, наказание за нарушение в которой должно быть самое высокое.Ко второй группе могут быть отнесены памятники природы, заказники, ботанические сады, дендрологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства, зоны регулируемой рекреации национальных парков, региональных ландшафтных парков, буферные зоны биосферных заповед-ников, наказание за нарушение в которых должно быть средней величины.К третьей группе относятся зоопарки, хозяйственные зоны и зоны ста-ционарной рекреации национальных парков и региональных ландшафт-ных парков, зоны антропогенных ландшафтов биосферных заповедников, охранные зоны вокруг объектов ПЗФ и территории, зарезервированные для будущего заповедания, наказание за нарушение в которых должно быть минимальное.Поэтому в Постановлении Кабинета Министров Украины от 24.07.2013 г. No 541 «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподія-

ної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» следует внести дополнение, согласно которого иски за ущерб, нанесенный катего-рии объектов (зон) ПЗФ, входящих в 3 группу, соответствуют указанным в данных таксах, за ущерб, нанесенный категориях объектов (зон) ,входящих во 2 группу, увеличиваются в 5 раз, и за ущерб, нанесенный категориям объектов (зон), входящих в 3 группу, увеличиваются в 10 раз.В этом случае мера наказания будет соответствовать реальному вреду с учетом ценности территории и наносить карательный и отпугивающий характер.Что касается статьи 91 Кодекса Украины об административных пра-вонарушениях и статьи 252 Уголовного кодекса Украины, то в них следует выделить отдельную форму наказаний за нарушения, произведенные в природных заповедниках и заповедных зонах, увеличив штрафы.

 

Более подробно о проблемах заповедности читайте  в книге=

 

 

В.Е. Борейко, В.А. Бриниха, И.Ю. Парникозы   Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика, Второе издание  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2018/09/Boreyko73.pdf

 

11.09.2019   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости