О необходимости дифференциального подхода к наказанию нарушителей на различных категориях объектов природно-заповедного фонда в зависимости от уровня охраны (заповедности)

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

 

Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и Постановление Кабинета Министров Украины «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» от 2013 г. предлагают равный подход к наказанию нарушителей во всех категориях природно-заповедного фонда (от природных заповедников и заповедных зон до зоопарков и хозяйственных зон) вне зависимости от их уровня охраны (степени неприкосновенности) или заповедности (3, 4, 5).

Например, статья 91 (Нарушение правил охраны и использования территорий и объектов природно-заповедного фонда) Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривают один и тот же штраф за нарушения, произведенные во всех категориях объектов природно-заповедного фонда, а также в их охранных зонах и на территориях, зарезервированных для будущего заповедания (3).

Статья 252 (Умышленное уничтожение или повреждение территорий, взятых под охрану государства, и объектов природно-заповедного фонда) Уголовного кодекса Украины предусматривают одинаковые наказания за умышленное уничтожение или повреждение не только для всех категорий объектов природно-заповедного фонда, но и других территорий, взятых под охрану государства (5).

Никакой дифференциации в размере такс для начисления ущерба за нанесенные нарушения законодательства о природно-заповедном фонде (исходя из различных категорий объектов природно-заповедного фонда и степени их заповедности) не предусматривают и  таксы, утвержденные Постановлением Министров Украины от 24.07.2013 г. № 541 «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» (4).

Следует добавить, что данные таксы имеют и много других недостатков. В целом они имеют приоритет хозяйственного, но отнюдь не экосистемного подхода к систематизации видов ущерба, нанесенного объектам ПЗФ.

Например, ущерб за незаконную рубку дерева насчитывается в зависимости от толщины его ствола, а не в зависимости от того, насколько дерево ценно для охраны биоразнообразия (дуплистые, фаутные, старые, сухостойные гораздо ценнее для мест обитания и размножения различных видов редких животных и растений ,чем здоровые молодые деревья). Наоборот, за рубку сухостойных деревьев, согласно данных такс, размер ущерба снижается в 2 раза (4). Высокие деревья более важны для охраны многих видов редких птиц, прежде всего хищных, но это также никак не учтено в данных таксах. Ничего не сказано о штрафах за незаконное уничтожение отдельных частей валяющихся сухих деревьев, пней, хвороста и других элементов мертвой древесины.

В данных таксах нет расчета ущерба за причинение экологического ущерба различным видам диких пчелиных путем установки в заповедниках и заповедных зонах ульев с медоносной пчелой.

Непонятно, почему не насчитывается ущерб за уничтожение некоторых диких видов мелких грызунов -  мыши лесной, желтогорлой, полевой, полевки обыкновенной, европейской, рыжей, групповой, массовых (список их неизвестен) вредителей лесного хозяйства и сельского хозяйства (на территории природных заповедников и заповедных зон должны защищаться все виды животных), а также за уничтожение или повреждение домиков для диких пчелиных (4).

Любопытно также, что в отличии от статьи 91 Кодекса Украины об административных правонарушениях, действие данных такс не распространяется на охранные зоны и территории, зарезервированные для заповедания (4).

Следует добавить таксы за нарушение на объектах ПЗФ сезона тишины, который действует с 1 апреля по 15 июня, рассчитав ущерб за применение фейерверков, а также использование звуковоспроизводящей техники мощностью более 90 децибел.

Нельзя согласиться  с тем, что за одни и те же нарушения: рубка дерева, покос травы, охота или рыбалка, произведенных в заповедной зоне и в хозяйственной зоне национального парка, в природном заповеднике и заказнике следуют одинаковые наказания.

Во-первых, различные категории и зоны объектов ПЗФ отличаются степенью охраны. В природном заповеднике или заповедных зонах, заповедных урочищах запрещена любая хозяйственная деятельность. А в заказниках разрешены, например, рубки главного пользования и охота. В ряде хозяйственных зон национальных парков имеются населенные пункты, поля с сельскохозяйственными культурами, свалки.

Во-вторых, различные категории и зоны объектов ПЗФ различаются разной ценностью природных комплексов. Так, согласно Закона «О природно-заповедном фонде Украины» в природные заповедники входят «уникальные природные комплексы», а в заказники– просто «природные комплексы», в заповедные зоны национальных парков – «наиболее ценные природные комплексы», а в хозяйственные зоны вхождение ценных природных комплексов не предполагается (2).

В третьих, различные категории и зоны объектов ПЗФ имеют различные задачи функционирования. Природные заповедники предназначены не только для: 1) «сохранения уникальных природных комплексов», но и для 2) «поддержания природных спонтанных процессов и явлений», а также  для 3) «изучения природных процессов и явлений».
Однако задач № 2 и 3 нет у заказников или хозяйственных зон национальных парков (2).

Следует также отметить, что сам режим полной заповедности является важнейшим фактором для восстановления природных экосистем, а также для восстановления редких и типичных видов растений и животных, поэтому должен строго соблюдаться (1).

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что штраф и ущерб за нарушение заповедного законодательства, порчу или уничтожение объектов ПЗФ должен быть дифференцирован в зависимости от степени заповедности.

Объекты (или зоны), имеющие высшую (полную) степень заповедности (природные заповедники, заповедные урочища, заповедные зоны национальных парков, биосферных заповедников, региональных ландшафтных парков) должны быть отнесены к первой группе, наказание за нарушение в которой должно быть самое высокое.

Ко второй группе могут быть отнесены памятники  природы, заказники, ботанические сады, дендрологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства, зоны регулируемой рекреации национальных парков, региональных ландшафтных парков, буферные зоны биосферных заповедников, наказание за нарушение в которых должно быть средней величины.

К третьей группе относятся зоопарки, хозяйственные зоны и зоны  стационарной рекреации национальных парков и региональных ландшафтных парков, зоны антропогенных ландшафтов биосферных заповедников, охранные зоны вокруг объектов ПЗФ и территории, зарезервированные для будущего заповедания, наказание за нарушение в которых должно быть минимальное.

Поэтому в Постановлении Кабинета Министров Украины от 24.07.2013 г. № 541 «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд» следует внести дополнение, согласно которого иски за ущерб, нанесенный категории объектов (зон) ПЗФ, входящих в 3 группу, соответствуют указанным в данных таксах, за ущерб, нанесенный категориях объектов (зон) ,входящих во 2 группу,  увеличиваются в 5 раз, и за ущерб, нанесенный категориям объектов (зон), входящих в 3 группу,  увеличиваются в 10 раз.

В этом случае мера наказания будет соответствовать реальному вреду с учетом ценности территории и наносить карательный и отпугивающий характер.

Что касается статьи 91 Кодекса Украины об административных правонарушениях и статьи 252 Уголовного кодекса Украины, то в них следует выделить отдельную форму наказаний за нарушения, произведенные в природных заповедниках и заповедных зонах, увеличив штрафы.

 

Литература

1)    Борейко В.Е., Бриних В.А., Парникоза И.Ю., 2015, Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика, К., КЭКЦ, 112 стр.

2)    Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины».

3)    Кодекс Украины об административных правонарушениях.

4)     «Про затвердження такс для обчислення розміру шкоди, заподіяної порушенням законодавства про природно-заповідний фонд», Постанова Кабінета Міністрів України від 24.07.2013 г. № 541.

5)    Уголовный кодекс Украины.

08.08.2016   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости