Несоответствие подзаконных актов по заповедному делу концепции заповедности

В.Е. Борейко

Киевский эколого-культурный центр

Анализируя в рамках Всеукраинской кампании «Заповедникам-заповедность» различные подзаконные акты по заповедному делу – Положение о заповедниках, Проекты организации территории заповедников мы столкнулись с уникальным, никому (кроме узкой группы министерских чиновников) неизвестным явлением в заповедном деле. Оказывается,

эти документы буквально каждого второго заповедника содержит те или иные требования, противоречащие Закону Украины «О природно-заповедном фонде Украины». Чаще всего это касается коммерческой деятельности по хозяйственному использованию природных ресурсов заповедников –выращивание новогодних елок, лов рыбы, организация пасек, ведение охот под видом «регулирования» видов диких животных и т.п.

Положение осложняется тем, что областные природоохранные прокуратуры или областные госэкоинспекции, к которым мы обращались с требованием пресечь подобные нарушения, разводили руками, так как эти нарушения были «узаконены» Положениями о заповедниках и Проектами организации территорий заповедников.

В начале 2000-х годов, как правило, Положения о заповедниках и Проекты организации территории заповедников утверждались Минприродой Украины с нарушениями Закона «О природно-заповедном фонде Украины». Это касалось заповедников: Дунайский, Черноморский, Карадагский, Ялтинский горно-лесной, Мыс Мартьян, Днепровско-Орельский, Медоборы, Луганский, Украинский степной, Ровенский, Крымский, Аскания-Нова, Еланецкая степь.

Так, данные подзаконные акты, касающиеся заповедников Крымский, Черноморский, Еланецкая степь, Луганский, Аскания-Нова, Украинский степной разрешали проводить в природных заповедниках и заповедных зонах биосферных заповедниках регулирование численности диких животных.

Подзаконные акты, касающиеся заповедников Медоборы, Украинский степной – содержание пасек, заповедника Днепровско-Орельский – выращивание и заготовку новогодних елок, заповедников Дунайский и Черноморский – промысловый лов рыбы в заповедной зоне, в Дунайском заповеднике также незаконно разрешалась охота, в Аскании-Нова – разведение животных интродуцентов.

Положение о Ровенском заповеднике незаконно разрешало заповеднику такие несвойственные ему виды деятельности как ведение капитального строительства, организацию общественного питания, реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, открытие магазинов, изготовление продуктов питания, переработку сельхозпродукции, создание пунктов бытового обслуживания, ведение торговли.

Положение о заповеднике Мыс Мартьян незаконно предусматривало отсутствие в заповеднике юридического статуса. Положение о Крымском заповеднике и Проект организации Крымского заповедника незаконно предусматривали ведение заповедником таких незаконных действий как промысловый лов рыбы, выращивание малька товарной форели, реализацию лесопродукции, мяса, рыбы, меда, минеральной воды, древесного угля, растительной продукции, продуктов декоративно-прикладного искусства.

Положение о Карадагском заповеднике незаконно предусматривало такие незаконные действия как маркетинговые услуги, услуги связи, торговлю, организацию общественного питания, торгово-посредническую деятельность, автотранспортные услуги. Проект организации территории Карадагского заповедника незаконно предусматривал использование механических транспортных средств для катания по заповедной акватории экскурсантов. Положение о Ялтинском горно-лесном заповеднике незаконно предусматривало сбор семян, выращивание плантаций лавра.

«Положення про Проект організації території природного заповідника та охорони його природних комплексів», утвержденное Минприродой Украины 06.07.2005 г. № 245 нарушало ст. 16 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины». В частности, оно допускало регулирование численности диких животных, различные виды рубок и виды лесопользования, использование недревесных растительных ресурсов леса, предполагало защиту заповедных лесов от вредителей и болезней, размещение туристических маршрутов, а в охранной зоне заповедника разрешало охоту.

«Положення про наукову діяльність заповідників та національних парків України», утвержденное Минприродой Украины 09.08.2000 г. № 103, в нарушение ст. 16 Закона «О природно-заповедном фонде Украины», разрешало в природных заповедниках регулирование численности диких животных путем отлова или отстрела.

«Методичні рекомендації щодо режиму збереження лісових екосистем на територіях природно-заповідного фонду України різних категорій», утвержденные Минприродой Украины и Госкомлесхозом Украины 24. 12.2003 г. № 185/210-А незаконно разрешали в заповедниках выборочные санитарные и сплошные санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки ухода, сбор хвороста.

29 декабря 2005 г № 530 Минприродой Украины были утверждены Методические рекомендации о составе и содержании проекта организации территории национального природного парка, охраны, восстановлении и рекреационного использования его природных комплексов и объектов”, грубо нарушающие ст. 16 и 21 Закона “О природно-заповедном фонде Украины”, запрещающими проведение в заповедной зоне национального природного парка различные рубки леса, лесохозяйственные мероприятия, борьбу с хищными животными и вредителями леса, а также во всем национальном парке I – охоту. В частности, пункты 3.8-3.8.3. касаются проведения в национальном парке запрещенной Законом охоты, таблицы 3.4.9. 3.4.10., 3.4.11., 3.4.12., 3.4.13. касаются проведения в заповедной зоне различных видов рубок, таблицы 3.4.8., 3.4.16.,3.4.17., 3.4.18.-проведения в заповедной зоне различных лесохозяйственных мероприятий, таблицы 3.4.19., 3.4.20,- борьбе с вредителями леса в заповедной зоне, пункт 2.7.5.-регулированию в . национальном парке (в заповедной зоне) волков, лисиц, грачей, сорок и других так называемых “вредителей”.
29 декабря 2005 г № 530 Минприродой Украины были утверждены “Методические рекомендации о составе и содержании проекта организации территории биосферного заповедника и охраны его природных комплексов “, грубо нарушающие ст. 16 и 18 Закона “О природно-заповедном фонде Украины”, запрещающими проведение в заповедной зоне биосферного заповедника различные рубки леса, лесохозяйственные мероприятия, борьбу с хищными животными и вредителями леса, а также во всем биосферном заповеднике – охоту. В частности, п. 3.8-3.8.3. касаются проведения в ] биосферном заповеднике запрещенной Законом охоты, таблицы 3.4.9., 3.4.10., 3.4.11, 3.4.12., 3.4.13. касаются проведения в заповедной зоне различных видов рубок, таблицы 3.4.8., 3.4.16.,.3.4.17., 3.4.18.-проведения в заповедной зоне различных лесохозяйственных мероприятий, таблицы 3.4.19., 3.4.20.-борьбе с вредителями леса в заповедной зоне, , пункт 2.7.5.-регулированию в і биосферном заповеднике ( в заповедной зоне) волков, лисиц, грачей, сорок и !
других так называемых “вредителей”.
29 декабря 2005 г № 530 Минприродой Украины были утверждены ^Методические рекомендации о составе и содержании проекта организации территории регионального ландшафтного парка, охраны, восстановлении и рекреационного использования его природных комплексов и обьектов”, грубо нарушающие ст. 16 ,21,24 Закона “О природно-заповедном фонде Украины”, запрещающими проведение в заповедной зоне регионального ландшафтного парка борьбу с хищными животными и вредителями леса, а также во всем региональном ландшафтном парке – охоту. В частности, п. 3.8-3.8.3- касаются проведения в региональном ландшафтном парке запрещенной Законом охоты, пункт 2.7.5.-регулированию в региональном ландшафтном парке ( в его заповедной зоне) парке волков, лисиц, грачей, сорок и других так называемых “вредителей”.
6) 29 декабря 2005 г № 530 Минприродой Украины были утверждены «Методические рекомендации о составе и содержании проекта организации территории природного заповедника и охраны его природных комплексов», грубо нарушающие ст. 16 Закона “О природно-заповедном фонде Украины”, запрещающей проведение в природном заповеднике различные рубки леса, использование недревесных ресурсов леса, лесохозяйственные мероприятия, борьбу с хищными животными и вредителями леса.
В частности, пункт 3.3,2.1, касается проведения в природном
заповеднике различных видов рубок, пункт п.3.3.2.2. – использования в
природном заповеднике различных недревесных растительных ресурсов леса, пункт 3.3.2.3.-лесорозведения в природном заповеднике, пункт 3.3.3.1.- борьбы с так называемыми “вредителями ” леса, среди которых много занесенных в Красную книгу растений и животных, таблица 3.3.6 -проведению в природном заповеднике различных мероприятий по искусственному восстановлению лесов, пункт 2.7.5. -регулирования животных путем уничтожения в природном заповеднике – волков, лисиц, грачей, сорок и других так называемых “вредителей”. Непонятно, какое отношение к заповедному режиму природного заповедника имеет пункт 3.4.- Разведение охотничьих видов животных путем отстрела волков, лисиц, сорок, грачей, селекционного отстрела других животных, заготовки кормов для охотничьих животных организации искусственных водоемов для охотничьих животных, высаживания кормовых ремизов, биотехнической реконструкции лесных насаждений, создания искусственных временных водопоев, выращивания кормовых полей, организации солонцов, кормушек, кормовых площадок, искусственных гнездовий и т.п., а также пункт 3.5. – Разведение рыбных ресурсов путем расчищения водных объектов, устройства речных перекатов, зарыбления водоемов и т.п. Все эти пункты должны касаться охотничьего или рыбного хозяйства, но отнюдь не природного заповедника, в задачи которого не входит разведение именно охотничьих животных или рыбных запасов. Непонятно также, какое отношение к природному заповеднику имеют пункты 3.9-Состояние и перспективы развития бытового обслуживания, 3.10- Состояние и перспективы развития системы общественного питания, 3.11- Состояние и перспективы развития народных промыслов ? Все эти пункты и таблицы данных Методических рекомендаций грубо противоречат ст. 16 Закона ” О природно-заповедном фонде Украины”.

После многочисленных обращений Киевского эколого-культурного центра, народных депутатов Украины А. Голуба и Л. Котеляк в Генеральную прокуратуру Украины, а также в Минприроды Украины, Департаментом заповедного дела Минприроды Украины в 2013-2014 гг. практически все выявленные нарушения в перечисленных подзаконных актах были устранены. Оставшие недостатки должны быть доработаны в ближайшее время.

10.06.2014   Рубрики: Идем в Европу-строим заповедность, Новости