Наброски к Программе развития украинских природных заповедников согласно концепции заповедности и предлоржения по совершенствованию законодательства о заповедниках

В.Е.Борейко

 

1. В Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» необходимо внести правки, запрещающие проведение любых видов рубок в природных заповедниках, селекционный отстрел, все регуляционные мероприятия, содержание пчелиных ульев, все меры по проведению восстановительных работ на «нарушенных природных комплексах» заповедников, любую биотехнию, уборку валежника и очистку леса от захламленности, проведение отдыха людей и экскурсий, лесокультурную деятельность, любую борьбу с «вредителями» леса, поля, рыбного и охотничьего хозяйства.

Соответствующие изменения, запрещающие прежде всего селекционный отстрел, проведение всех рубок леса и очистку леса от захламленности должны быть внесены в соответствующие постановления Кабинета Министров Украины и ведомственные инструкции, а также в Лесной Кодекс Украины и Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте».

Кроме того требуется внести изменения в соответствующее Постановление Кабинета Министров Украины и запретить природным заповедникам зарабатывать на организации экскурсионной деятельности, продажи древесины, сена, семян, саженцев, животных, ягод, грибов и других природных ресурсов, полученных на заповедной территории.

Главной задачей природных заповедников должно быть признано сохранение спонтанных природных процессов.

2. Современная концепция заповедного дела в определенной степени предусматривает зарабатывание денег различными категориями природно-заповедного фонда, в том числе природными заповедниками, что является не допустимым. В связи с этим должна быть разработана новая концепция заповедного дела, которая задействует концепцию заповедности, а также запретит заповедникам зарабатывание денег от продажи природных ресурсов, полученных на заповедной территории.

3. Во всех существующих природных заповедниках должны быть прекращены регуляционные мероприятия, прежде всего сенокошение и различные виды рубок, а также закрыты все экскурсионные маршруты. Все хозяйственные постройки заповедника должны быть вынесены в охранную зону или на усадьбу заповедника. Недопустимо никакой хозяйственной коммерческой деятельности в границах заповедника.

4. Вся деятельность персонала природных заповедников должна быть направлена на научные исследования, охрану заповедных экосистем и их спонтанных эволюционных процессов, а также на увеличение территории заповедника и расширение его охранной зоны, курирование (научное и охранное) других объектов ПЗФ местного значения в регионе, а также создание их в зоне контакта с заповедником.

5. Во всех природных заповедниках должно быть ликвидировано незаконное зонирование территории.

6. Действия по ограничению на территории природных заповедников дикорастущих или вольноживущих заносных (чужеродных) видов флоры и фауны могут разрешаться только на основе независимой эколого-этической экспертизы.

7. Массовые практики (больше 20 человек) должны быть запрещены на заповедной территории, новые практики в будущем не должны организовываться даже в охранных зонах.

8. Научные исследования на территории природных заповедников должны осуществляться на основе экспертного анализа и выдачи разрешений. При этом научные исследования в заповедниках не должны включать в свои программы реальное изъятие и/ или воздействие на небиологические объекты заповедника.

9. Популяризация природных заповедников должна быть построена так, чтобы не притягивать посетителей на заповедную территорию.

10. Тушению в заповедниках подлежат пожары неприродного происхождения.

11. Природные заповедники должны создаваться навечно. Закрытие заповедников, уменьшение их территории, реорганизация в биосферный заповедник, «царские охоты» или национальный природный парк, коммерциализация их деятельности, расширение хозяйственной зоны заповедника — недопустимо.

12. Необходимо разработать и принять Этический кодекс деятелей заповедного дела.

13. Деятельность всех служб и отделов заповедника (научного, охранного, экопросвещения, хозяйственного) должна быть ресурсосберегающей, экологичной, экоэтичной и отвечать индикаторам этичности заповедника.

14. Должна быть налажена подготовка кадров для заповедников и других объектов ПЗФ. Люди, не имеющие специального экологического образования не должны возглавлять заповедники и министерские структуры по управлению заповедниками и другими объектами ПЗФ.

15. Необходимо изъять заповедники из подчинения Государственному агентству лесных ресурсов Украины и Государственному управлению делами Президента Украины.

16. Создание системы общественного контроля за режимом заповедников.

17. Полное финансирование заповедников государством.

18. Усиление службы охраны заповедников, оснащение ее оружием и формой.

 

 

Изменения в Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» с целью усиления заповедного режима

 

СтатьЯ 16. Требования по охране природных комплексов и объектов природных заповедников

 

В данную статью предлагается внести следующие требования:

 

Запрещается:

w рубка сухостойных, дуплистых, фаутных, ветровальных, буреломных деревьев;

w какой-либо уход за лесом;

w сбор валежника, сухостоя, расчищение горелых участков леса, ликвидация захламленности, сбор грибов, ягод, плодов, орехов, хвои, лесной подстилки, ветролома, листьев;

w выпугивание животных, разорение гнезд;

w устройство привалов, бивуаков, палаток, разведение огня, купание, проведение массовых мероприятий и все формы отдыха населения;

w заготовка сена;

w посещение заповедников для экопросветительской работы за исключением их усадеб;

w пролет над заповедником любых летательных аппаратов;

w регуляция видов диких животных;

w действие Санитарных правил в лесах Украины;

w организация лыжных трасс, катание на лыжах, санках и других средствах передвижения;

w сенокошение в весенне-летний период, а также с использованием механических транспортных средств;

w все рубки леса кроме противопожарных;

w биотехнические мероприятия;

w лесокультурная деятельность;

w устройство пасек;

w применение любых методов борьбы с вредителями леса;

w все виды экскурсий;

w катание на велосипедах, мопедах, водных транспортных средствах, конные прогулки;

w искусственное лесоразведение;

w посещение пещер;

w все рубки леса, кроме расчистки коммуникаций заповедника, уборки аварийных деревьев, угрожающих жизни людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций;

w заготовка живицы, древесных соков, технического сырья, кормовых веников;

w коммерческая заготовка сена;

w устройство свалок мусора, загрязнение территории бытовыми и производственными отходами;

w строительство линий электропередач, трубопроводов, размещение операторов мобильной связи;

w нанесение надписей, порча иным способом геологических обнажений и деревьев;

w изыскательские работы;

w нахождение в заповеднике посторонних людей без пропусков;

w уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и другого имущества природного заповедника.

 

Из части второй ст. 16 убрать следующие абзацы:

w «сбор коллекционных и иных материалов»;

w «проведение экологической образовательно-воспитательной работы»;

w «для ликвидации последствий аварий и стихийной ситуации, в результате которых возникает прямая угроза жизни людей или уничтожения заповедных природных комплексов, особенно срочные мероприятия проводятся по решению дирекции природного заповедника».

 

Кроме этого, в другие статьи данного Закона, касающиеся работы природных заповедников, предлагается внести следующие добавления:

w убрать плату за посещение заповедников;

w ввести определение, что природные заповедники являются некоммерческими предприятиями;

w убрать из ст. 16 абзац, предусматривающий регуляционные меры;

w уточнить, сколько земель заповедника может идти под хозяйственную территорию;

w указать в ст. 9-1, что документация по лимитам на специальное использование природных ресурсов природных заповедников подлежит обязательной государственной и общественной экологической экспертизе, а также что специальное использование природных ресурсов с целью получения дохода в природных заповедниках запрещается;

w указать, что эколого-просветительская деятельность в природных заповедниках проводится без захода на территорию заповедника;

w указать, что изъятие земель (вод) природных заповедников не допускается;

w указать, что природные заповедники должны быть юридическими лицами;

w указать, что природные заповедники могут находится в подчинении только Минприроды Украины и Академий наук;

w указать, что руководить природными заповедниками имеют право только лица, имеющие высшее экологическое, биологическое, географическое образование.

 

 

Более подробно о проблемах украинских заповедников  и концепции заповедности можно прочитать в книге В.Е.Борейко, А.О.Паламарчук,  Заповедники Украины без гламура. Мониторинг нарушений заповедного режима. 2003-2013 гг, Материалы независимого расследования, 2014, К., КЭКЦ, 128 стр.  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2014/06/int_glamur_zap_2014.pdf

 

15.09.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости