Мораторий на проведение сплошных рубок на горных склонах Карпат не действовал. Так как не запрещал все виды самых опасных сплошных рубок. Новый закон их запрещает и поэтому защищает карпатские леса. ( Или почему не нужно рыть другому яму, ведь можно самому в нее попасть)

Владимир Борейко, Заслуженный природоохранник Украины, директор Киевского эколого-культурного центра

 

В некоторых недавних публикациях в СМИ необоснованно заявлено о том, что, якобы,  недавно принятый  Закон» Про внесення змін до деяких законів України щодо заборони суцільних рубок на гірських схилах в ялицево-букових лісах Карпатського регіону»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/249-20  упрощает проведение рубок в Карпатском регионе. Данное заявление, основанное на выводах  некоторых некомпетентных  представителей организации « Экология, право,людина» , не соответствует действительности. И вот почему.

Современное лесное законодательство Украины- дело необыкновенно  запутанное. Лесники специально наплодили массу противоречивых кабминовских подзаконных актов, чтобы  успешно  « ловить рыбку в мутной воде». А вернее- чтобы и дальше спокойненько пилить и продавать  лес.

Поэтому  ведя дискуссию о лесоохранных законах, а , особенно, такие законы подготавливая, необходимо  не только хорошо разбираться  в массе юридических нюансов лесного законодательства,  но и знать  практику ведения лесного хозяйства.

В противном случае  пишутся и принимаются неработающие или плохо работающие законы, призванные вроде  защищать лес, но на деле его  не защищающие.

В качестве яркого  примера можно привести разработанный общественной организацией « Экология, право, людина» ( далее-ЭПЛ)  и  принятый в 2017 г. Закон «  Про оцінку впливу на довкілля»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/2059-19

 

Данный закон обязывает проводить ОВД  сплошных рубок леса=

«21) усі суцільні та поступові рубки головного користування та суцільні санітарні рубки на площі понад 1 гектар; усі суцільні санітарні рубки на територіях та об’єктах природно-заповідного фонду;»

Однако возникает  много вопросов. Почему авторы Закона  забыли о лесовосстановительных рубках, они ведь тоже сплошные? Или они безвредные?  Почему в обьектах ПЗФ  не вводится ОВД на сплошные рубки главного пользования?

Ну и саму норму в 1 га лесники научились легко обходить, они отводят теперь под сплошные рубки 0,9 га и избегают проведения процедуры ОВД.

Всех этих недостатков данного закона можно было бы избежать, если бы в ЭПЛ работали профессионалы в области лесного законодательства. К сожалению, их там не было и нет.

Другой пример. Принятый в 2000 г.  Закон  «Про заборону на проведення суцільних рубок у гірських ялицево-букових лісах Карпатського регіону»   разработан и принят    с массой ошибок и поэтому вообще практически  не работал.

Так, статья 2 данного Закона запрещала проведение рубок главного пользования в  четырех различных частях  горных ландшафтов- высокогорных лесах выше 1100 метров , лесах  в лавиноопасных и  селеопасных бассейнах, лесах берегозащитных участков. Это было сделано в целях предотвращения схода лавин, селей,  возникновения наводнений и т.п.   Сейчас в практике лесного хозяйства рубки главного пользования проводятся  в основном тремя способами- сплошными ( когда рубится  сразу большой кусок леса), постепенными ( когда рубятся деревья частично в несколько периодов в течении 30-40 лет) и выборочно ( когда вырубаются отдельные деревья). Наибольший вред лесу, природе, биоразнообразию, климату наносят  сплошные рубки. В отличии от выборочных, например, они в 10 и более раз способствуют появлению наводнений в горах. Поэтому цена вопроса состоит именно в запрете сплошных рубкок. Однако законодатель из трех  видов действующих в Украине сплошных рубок запретил только один вид- сплошные рубки главного пользования. Два вида остальных сплошных рубок- санитарные и лесовосстановительные запрещены не были. Поэтому лесники легко  обходили  запрет статьи 2  данного Закона, проводя вместо сплошных рубок главного пользования  сплошные рубки  санитарные и сплошные рубки лесовосстановительные . В этом  может убедиться каждый, поднявшись в карпатских горах выше 1100 метров. Все вершины гор там в залысинах  сплошных рубок.  Как показали наши исследования , проведенные  благодаря космическим снимкам  системы Global forest watch, за последние 15 лет (2001 г.-2016 г.)  в Украинских Карпатах было вырублено сплошными рубками  126 тыс. га, или 7,7 % от общей лесной площади этого региона http://ecoethics.ru/skolko-lesa-vyirubleno-v-ukraine-za-poslednie-15-let-kto-vinovat-i-chto-delat/#more-15763

У нас есть ответы карпатских лесхозов с отчетами о рубках в горных лесных заказниках.  Так, как сообщило нам Ивано-Франковское облуправление лесного хозяйства, в ряде  заказников в 2010 – 2016 гг. сплошными  санитарными рубками было  вырублено 89,7 га. В 2010-2011 г. в заказнике « Черный дол» ( Черновицкая обл.) были проведены пять  сплошных санитарных   рубок  площадью 4,8 га.  Мокрянский лесхоз нам сообщил, что в горном заказнике Странзул-Задня в 2011-2013 гг. было проведено три сплошные санитарные рубки  площадью  27,8 га. По данным Великобычковского лесоохотничьего хозяйства, в горном  заказнике  Диброва»  в 2012 г. на площади 3 га была проведена сплошная лесовосстановительная рубка. Департамент экологии Львовской ОДА сообщил, что в горном РЛП « Надсянский»  в 2015 г. была утверждена сплошная  санитарная рубка площадью  6,1 га.

Мы видим, что вместо  сплошных рубок главного пользования лесники спокойно проводили сплошные санитарные и сплошные лесовосстановительные рубки. Чем обходили старый закон.  Об этом я говорил на пресс-конференции, которую проводил  26 ноября 2019 г. Комитет по экологии Верховной рады Украины. Однако, как я понял, эти доводы  присутствовавшая там руководитель ГО « Экология право, людина» г.Кравченко не услышала.  Я ее хорошо понимаю. Ведь так тяжело сознаваться в собственных ошибках.

Поэтому в подготовленном нами и недавно принятом Законе» Про внесення змін до деяких законів України щодо заборони суцільних рубок на гірських схилах в ялицево-букових лісах Карпатського регіону»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/249-20 этот недостаток ликвидирован. Мы запретили именно все три вида самых опасных сплошных рубок- санитарных, лесовосстановительных и главного пользования. И сделали это  даже несмотря на то, что это хозяйственные леса, а не обьекты природно-заповедного фонда. Этот запрет я считаю  главным достижением данного Закона.

Теперь пойдем дальше.  Статья 3  принятого  в 2000 г.  Закон  «Про заборону на проведення суцільних рубок у гірських ялицево-букових лісах Карпатського регіону»   вводила мораторий  всего на 10 лет на  проведение сплошных рубок главного пользования в пихтово-буковых лесах на  крутых склонах. Срок этого моратория закончился 9 лет назад. Но дело даже не в этом. Данный мораторий  вообще  и не начинался. Потому, как  опять сплошные рубки санитарные и сплошные рубки восстановительные не были запрещены старым Законом в этой статье. И лесники, как и в первом случае, это запрет спокойно обходили.

Однако существовала и еще одна причина, почему не действовала статья 3 данного Закона. Потому, что в старом Законе не было юридически прописано понятие что такое пихтово-буковые леса. Сколько в буковых  лесах должно быть пихты- 1 %, 10% или 90 %. Поэтому лесники опять обходили этот запрет и даже, как мне рассказывал бывший директор НИИ горного лесоводства профессор  В.Парпан,  выигрывали суды.

Поэтому в подготовленном нами и недавно принятом Законе» Про внесення змін до деяких законів України щодо заборони суцільних рубок на гірських схилах в ялицево-букових лісах Карпатського регіону»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/249-20 эти досадные промахи тоже были учтены.  Мы запретили в статье 3  нового  Закона  все три вида сплошных рубок- санитарные, лесовосстановительные и главного пользования,  запретили постепенные рубки, а также прописали, что к пихтово-буковым  лесам относятся леса, в составе которых пихта занимает более 25 %.  Это пихтово-буковые леса и пихтово-буково-яловые леса. В общей сложности они занимают в Карпатах  около 50 тыс. га и находятся в  9177 лесохозяйственных выделах.  Диапозон их распространения – на высоте 300-1500 метров. Всего в карпатских областях имеется около 40 тыс. га пихтово-буковых лесов, где пихта составляет 20-25 %  и более процентов.

Кроме того, мы запретили эти виды рубок не на 10 лет, как это было в старом Законе,  а навсегда.

Статья 4 старого Закона разрешала  проведение  в пихтово-буковых лесах   рубок выборочных, постепенных  и узколесосечных. Мы запретили узколесосечные рубки , также усилив природоохранное значение данной статьи.

То-есть  по всем  трем  перечисленным выше статьям старого Закона в новом Законе  явное усиление  защиты леса путем запрещения различных видов рубок, и , в первую очередь, самых опасных и вредных-сплошных. Почему то  некоторые критики данного Закона на это не обращают внимание.

Но и это еще не все. Новый Закон полностью запрещает все виды рубок главного пользования  в заказниках, а также хозяйственных зонах национальных парков и региональных ландшафтных парков  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/249-20  И это есть очень важное достижение нового Закона, так  как в Карпатах имеется значительное количество заказников, национальных  и региональных ландшафтных парков, где теперь  эти рубки полностью запрещены. Важность этой нормы  трудно переоценить. Однако некоторые критики нашего Закона почему то это норму тоже  не заметили. Что еще раз подтверждает их непрофессионализм или заангажированность.

Хочу также пояснить, почему в новом Законе мы сняли норму о том, берегозащитные участки имеют длину 150-200 метров вдоль водных обьектов. Дело в том, что данная норма старого Закона вступала в противоречие с Водным кодексом, регламентирующем  величину прибрежных защитных полос. Согласно Водного кодекса  величина прибрежных защитных полос   должна  быть в горах  50-100 метров  https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/213/95-%D0%B2%D1%80

Не может быть два закона, имеющих разные  нормы по одному и тому же вопросу.

Теперь по поводу некоторых замечаний, высказанных критиками нашего нового Закона.

Высказывалось, что добавка председателя Комитета по экологии Верховной Рады Украины Олега Бондаренко в  приамбулу Закона и в статью 2  =крім розробки суцільних вітровалів і буреломів, а також суцільно вражених шкідниками і хворобами насаджень”, якобы, сводит на нет запрет проведения  сплошных  санитарных  рубок . Это не так.  Дело в том, что в старом Законе, где не было запрета сплошных санитарных рубок, такая норма  была не нужна. Однако в новом Законе, где запрещаются сплошные санитарные рубки, необходимо было ввести исключение , касающееся разборки ветровалов, буреломов и ликвидации  возможных поражений лесов вредителями.

Однако , в отличии от Санитарных правил в лесах Украины, где основанием для проведения сплошных санитарных рубок может быть все что угодно, даже  появление в лесу  короеда в количестве один экземпляр =  « 27. Суцільні санітарні рубки проводяться шляхом вирубування сухостійних, відмираючих і дуже ослаблених дерев, пошкоджених пожежами, шкідниками, хворобами лісу і внаслідок аварій та стихійного лиха, лише у деревостанах, в яких проведення вибіркових санітарних рубок призведе до зменшення повноти насаджень нижче 0,1.»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/555-95-%D0%BF, чем, кстати, и пользуются некоторые нечистые на руку  лесопатологи, подготавливая липовые заключения о « зараженности» лесов вредителями, в нашем Законе четко сказано, что основанием для проведения сплошной санитарной рубки является наличие СПЛОШНОГО ветровала или бурелома, или факта СПЛОШНОГО  заражения насаждения вредителями или болезнями.  А  эти явления довольно редкие, но если они имеют место быть, то сплошная рубка уже  необходима. Поэтому опасения  критиков ,что данная добавка народного депутата Украины Олега Бондаренко , якобы, нивелирует действие запрета сплошных санитарных рубок, напрасны.

Еще  высказывались сомнения  по поводу расширения  « до 2030 року мережы лісових автодоріг з твердим покриттям у лісах регіону до 10 кілометрів на 1000 гектарів”   https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/249-20

Эта норма перекочевала в новый Закон  из старого Закона. Она  имеет очень важное экологическое значение, поэтому мы ее перенесли в новый Закон.  Дело в том, что наличие у местного населения огромного количества автотранспорта  ведет к появлению в лесах, и не только в  горных, огромного количества дорог. Что ведет к фрагментации участков дикой природы, уничтожению мест обитания или произрастания редких видов животных или растений,  эрозии почвы,  гибели лесных насаждений. Главные причины появления  все новых лесных дорог две- проведение рубок леса и наличие охотничьих вышек.  И то, и другое требует лесной дороги. В некоторых местах,например в Межреченском  региональном парке на Черниговщине, количество таких лесных дорог просто зашкаливает. Там мы насчитали в некоторых лесных кварталах 5 и более лесных дорог! В горах ситуация еще хуже. Сход снегов, длительные дожди в горах приводят в негодность практически все прошлогодние грунтовые дороги,  размывая их полностью. Часто они приходят в негодность из-за вывоза леса тяжелыми лесовозами  и разбития колеи . Поэтому старая дорога бросается  и в лесу прокладывается новая.  Чтобы остановить эту « дорожную « вакханалию, мы  поддержали норму  создания дорог с твердым покрытием. Твердое покрытие означает не обязательно асфальт. Это может быть щебенка, или крупная галька, как бывает в Карпатах.  Кто желает убедиться  в полезности этого приема, может сьездить и посмотреть в Сухолучье . Там  Януковичем были проложены в лесу хорошие асфальтовые дороги или дороги с щебеночным покрытием, что практически на нет свело рост новых дорог.

В горных районах европейских стран количество дорог с твердым покрытием доходит до 20 км на 1000 га. А в Украинских Карпатах-всего 2 км на 1000 га.  Поэтому записанная в новом законе норма 10 км на 1000 га- вполне актуальная и  достижимая.

Теперь что касается  тракторов. Как я понимаю, на гусеницах. Эта пущенная ЭПЛ  страшилка наиболее возбудила СМИ и читателей Инета.  Поясню в чем дело. В статье 9 старого Закона было сказано о том, что заготовка и вывоз древесины  в горных лесах Карпатского региона проводится только с использованием колесных и гужевых способов. Мы в новом Законе слово « только» изменили на слово « преимущественно». Обьясняю почему.

Дело в том, что европейская практика показывает, что наиболее экологичный способ транспортировки заготовленной древесины в горах- это система воздушной трелевки. Однако  системы воздушной трелевки  ,в основном, базируются на мощных тракторах на гусеничной тяге. У нас в Украинских Карпатах действует всего несколько таких  систем. В Украине их не производят. Их нужно закупать за границей. И чем быстрей, тем лучше. Но если мы бы запретили новым законом жестко  гусеничные трактора, то  воздушную трелевку невозможно было бы развивать в Карпатах. Кто от этого  бы выирал? Авторы самопиара и  бездумных запретов?

 

Теперь по поводу еще одной страшилки. Это так называемые постепенные рубки. Критики нового Закона запугивают ей наивных читателей, мол в статье 2  постепенные  рубки главного пользования теперь разрешены. Да разрешены. Ну и что?  Разве их можно сравнить по своему вреду с рубками сплошными, когда за раз вырубается   большой участок   леса и поверхность Карпат обнажается и становится беззащитной перед дождями и таянием снегов?

Рубки выборочные и постепенные-гораздо экологичнее сплошных. Что такое постепенная рубка главного пользования в горах ?  Согласно Правил рубок  головного користування в гірських лісах Карпат, утвержденных  Кабмином Украины  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/929-2008-%D0%BF ,  постепенные рубки главного пользования бывают двух видов-группово-постепенные и  полосно-постепенные. Они проводятся в два-четыре приема, за время которых в определенном  участке леса постепенно рубятся деревья ( насаждение разреживается). Повторяются такие этапы  рубки раз в 5-10 лет, а их общая длительность составляет 30-40 лет. Понятно, что такой длительный период этапов постепенных  рубок позволяет  обновляться лесу , подрастать молодым деревьям , что сводит практически на нет негативный эффект постепенной рубки ( что не скажешь о рубке сплошной).

Постепенные рубки были разработаны  в конце 18 века известным немецким лесоводом Гартигом. Их задача-способствовать  естественному обновлению леса, формированию разновозрастной структуры леса и обеспечивать  наличие  насаждений на данной  площади. Эти рубки довольно экологичны, но очень сложны в исполнении. Как правило, лесники предпочитают проводить сплошные рубки леса, чтобы одним махом спилить лес и продать. А постепенные  рубки они не любят.  Поэтому практически  никто у нас в горах  сплошные  рубки не проводит. А если их никто не проводит, то зачем запрешать? Нужно запрещать те рубки, которые проводятся и которые наносят наибольший  экологический вред. А это есть сплошные рубки.

К сожалению те,  кто умеет писать критические  посты  о чужих законах в Инете, не умеют думать.

Теперь хочу   сказать несколько слов о том, как сделать так , чтоб наш новый Закон работал. Дело в том, что необходимо, чтоб Кабмин Украины, выполняя этот Закон, внес правки в  Порядок спеціального використання лісових ресурсів»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/761-2007-%D0%BF, запретив рубки главного пользования в заказниках, и хозяйственных зонах нацпарков и региональных ландшафтних парков. Эти правки должно подготовить Гослесагенство Украины. Однако, как показывает практика ввода в действие нашего другого Закона, который я также готовил- по охране пралесов https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/2063-19  Гослесагенство всячески саботирует его выполнение и не вносит необходимые изменения, запрещающие рубки в ПЗФ, в Санитарные правила в лесах Украины. Закон был принят в 2017 г, прошло уже 3 года , мы выиграли против Кабмина два суда ( суд первой инстанции и апелляционный ), однако воз и ныне там.

И в заключении пару слов о том, какие законодательные  правки, улучшающие охрану лесов, нужно внести в законы  в ближайшее время. В первую очередь своей доработки требует Закон, подготовленный ЭПЛ «  Про оцінку впливу на довкілля»  https://zakon.rada.gov.ua/laws/main/2059-19 в части лесной тематики.

Необходимо внести   в Кодекс Украины  об административной ответственности новую статью  об  административной  ответственности  работников лесопатологических служб за подготовку липовых актов о санитарном состоянии лесов .  Требуется запретить сплошные рубки  в особо защитных лесных участках. В настоящее время они такими являются лишь на бумаге. Очень важно повысить так называемый возраст спелости деревьев выше 100 лет. Рубя деревья ниже 100-летнего возраста, лесники воруют лес у наших потомков.  Требуется закрепить в Лесном кодексе  создание охранных зон не только  вокруг гнезд редких птиц, но и вокруг мест произрастания  редких видов растений и мест обитания других редких видов  животных. На выполнение Бернской конвенции необходимо запретить в сезон тишины проведение  в лесах  не только санитарных рубок ( как  это сделано сейчас), но и рубок главного пользования. Рубка сухих деревьев, так важных для охраны биоразнообразия, также должна быть запрещена в лесах. Следует запретить лесникам жечь порубочные остатки, чем  они наносят ущерб почве. Нужно запретить проведение сплошных рубок в  в водоохранных зонах рек. Ведь именно эти рубки губят  реки Украины. Лесные сообщества, входящие в Зеленую книгу, также должны быть защищены  от рубок. Пришла пора снять ограничения на 3 куб. м. мертвой древесины в хозяйственных лесах. Мертвая древесина-это запорука будущего наших лесов. Принять закон о защите зеленых зон в городах и населенных пунктах. Требуют своей законодательной защиты  последние остатки вековых  природных лесов-  всех дубовых более 100 лет и  всех буковых более 150 лет. С целью защиты лесов от усыхания  нужно ввести норму обязательного заповедания всех водных лесных источников-озер, болот, речушек.

И разрешить проведение сплошных санитарных рубок в Гослесагенстве Украины.

26.11.2019   Рубрики: Новости, Спасем украинский лес