МАНИФЕСТ СТОРОННИКОВ ИДЕИ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ В.Е.Борейко, В.А.Бриних

ВЕРНЕМ ЗАПОВЕДНИКАМ ЗАПОВЕДНОСТЬ!

С каждым годом в мире все больше окружающей среды и все меньше дикой природы. Свободной природы, которая живет не по человеческим, а по космическим законам – по замыслу Творца, а не по человеческой воле. Той природы, которая олицетворяет целостную экосистему Земли – колыбель человеческой цивилизации. Поэтому дикая природа имеет суверенное право на существование и право на свободу.

Классик отечественного заповедного дела Г.А. Кожевников еще в начале ХХ века призывал «охранять первобытную дикую природу ради нее самой, смотря на прикладные вопросы, как на стоящие на втором плане, – вот основная идея охраны природы».   Немецкий природоохранник Г.Конвенц   в начале 20 века создал в Германии и Польше первые полные ( абсолютно заповедные) резерваты.Современные североамериканские   экофилософы Дж. Тернер, Х. Ролстон 3-й, Т. Бирч, основатель глубинной экологии норвежец А.Нейс  сформулировали этот же экоэтический императив следующим образом: «Право дикой природы на существование и свободу должно защищаться в полном объеме».

В результате наработок отечественной  и немецкой научно-природоохранной , североамериканской  и норвежской экофилософской школ была сформулирована в качестве высшего экоэтического императива идея абсолютной заповедности: В заповеднике должно вечно и в полном объеме защищаться право дикой природы на существование и свободу. Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты.

К сожалению, в 1930-х годах в сталинском Советском Союзе принцип невмешательства в дикую природу, получивший признание как в Российской Империи (среди научной и природоохранной общественности), так и в 1920-е гг. (в первых положениях о заповедниках России и Украины), был признан «буржуазным» и «вредительским», его сторонники умерли или были репрессированы, а сами заповедники превращены в «заповедные хозяйства». Такими они, при поддержке нынешних рыночных экологов и регуляторов, остаются до сих пор. Поэтому так важно добиться исторической справедливости и вернуть заповедникам заповедность.

Сенокошение, санитарные рубки, отстрел хищников в заповедниках и прочие им подобные регуляции – это наведение человеческого порядка в дикой природе, который противопоказан ее сущности, ее воле, спонтанному развитию природных процессов и явлений. Как и идея прав человека, идея абсолютной заповедности является по своей сути этической идеей. В ее основе лежат идеальные ценности, которые настраивают людей на самоограничение ради сохранения Совершенного Иного, чем является свободная от человеческого вмешательства дикая природа. Выдающийся деятель современного заповедного дела Ф.Р. Штильмарк указывал на то, что «сама по себе мечта об абсолютном заповедании безусловно идеалистическая». Идеалы всегда недостижимы, но они указывают, как путеводная звезда, верное направление общественного движения. Идеал абсолютного заповедания служит как раз таким вектором развития отечественной заповедной системы, заслуженно признанной международным сообществом одной из лучших среди мировых систем охраняемых природных территорий.

Поэтому в практической плоскости мы вправе говорить просто о заповедности, которая подразумевает  как можно более полное воплощение идеи абсолютной заповедности в менеджменте природных заповедников и других охраняемых природных территорий с заповедными зонами. Заповедность означает прекращение любой хозяйственной деятельности, а также сведение к минимуму намеренного прямого антропогенного воздействия на дикую природу в границах участков с заповедным режимом ради свободы дикой природы.

Заповедность ( пассивная охрана природы)  базируется на семи практических ПРИНЦИПАХ:

1. Идея абсолютной заповедности является идеалом, к которому нужно стремиться в повседневной деятельности любого природного заповедника.

2. Глобальные проявления воздействия человеческой деятельности на дикую природу не должны рассматриваться как нарушение заповедности.

3. Применение заповедности в ряде случаев следует рассматривать как восстановительный акт по возвращению в естественное состояние участков дикой природы, подвергнувшихся антропогенному преобразованию.

4. Научные исследования и заповедно-режимные мероприятия в заповедниках должны оказывать минимальное воздействие естественный ход природных процессов и явлений.

5. Предназначением природных заповедников является сохранение экосистем и происходящих в них спонтанных (естественных) процессов и явлений.

6. Заповедность означает полную юридическую неприкосновенность территории (акватории) заповедного участка от любого вмешательства со стороны человека (презумпция абсолютной заповедности). Любая деятельность на заповедных участках возможна только после процедуры оценки воздействия на окружающую среду от планируемой деятельности и на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы.

7. Заповедность целесообразная на природных территориях любых размеров.

Огромно эколого-воспитательное и образовательное значение идеи абсолютной заповедности как великой экоэтической идеи, основанной на праве Природы на жизнь и самоопределение, на уважении Человеком прав Природы, на его самоограничении в своих потребностях ради Жизни на Земле. Необходимо знакомить студенческую молодежь с идеей абсолютной заповедности на курсах «Экология» и «Заповедное дело», популяризировать ее в СМИ и научных изданиях.
ИДЕЯ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ – НАИВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ МИРОВОЙ ЭКОЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ И ЗА НЕЙ БУДУЩЕ

29.07.2014   Рубрики: Идем в Европу-строим заповедность, Новости