Концепция заповедности и эстетика дикой природы

В.Борейко

Концепция заповедности направлена также на сохранение эстетики дикой природы, ее непередаваемой красоты в естественном состоянии. Эта эстетика отрицает сенокосы и санитарные рубки в заповедниках, дороги и туристические маршруты (как и все, что связано с посещением заповедников человеком), какое-либо «одомашнивание» дикой природы. Эстетика дикой природы — это эстетика одиночества.

Лучшие писатели и художники разных времен и народов воспевали эстетику дикой природы. Целые художественные школы (американская — Школа реки Гудзон, канадская — Школа «Группы Семи», русская реалистическая Школа дикой природы, древнекитайская — жанр «Горы-воды») восхваляли нетронутую рукой человека дикую природу.

Американский натуралист Генри Эббот основал новую эстетическую традицию, провозгласив «дико красивым» дремучий лес, на треть состоящий из увядших, упавших и перегнивших деревьев.

«На более высоких склонах этих холмов рука человека, несомненно, никогда не поднимала топора. Беспрепятственные процессы природы там развили тип леса возможно не экономически выгодный. Но несомненно дико красивый. Там, созревший, упавший монарх, распадаясь, удобрял корни последующих поколений деревьев, чьи переплетенные ветви формировали купол далеко вверху, через который профильтровывались только ограниченные столбы солнечного света. Изобиловали грибы и другие грибковые организмы в большом разнообразии форм и блестящих цветов. Мхи служили мягкими роскошными коврами для пола этих храмовых коридоров…Там мы нашли страну чудес» [7].

Заповедные горы, согласно концепции заповедности, должны быть чисты и свободны от лыжных трасс, лыжников, отелей, спелеологов и прочей пошлости цивилизации.

Американский журналист Джоул Хедли восхищался дикими горами: «В центре хаоса гор, подобного которому я никогда не видел прежде. Это полностью отличалось от Альп. Не было никаких скальных пиков и сияющих ледников, но все было серым или зеленым, или черным, что только мог охватывать взгляд… великое и мрачное… фон в виде гор, и ничего кроме самого дикого пейзажа между ними — каким таинственным, каким ужасным это казалось (…) Я никогда в моей жизни не был сильнее поражен пейзажем: его чрезвычайной дикостью, раскинувшейся там, где топор цивилизации никогда не наносил своего удара — вечер — закат — глубокая пурпурность гор — тишина и одиночество берегов, и крик птиц на расстоянии, все это объединилось, чтобы передать мне дух очарования» [7].

А разве могут быть красивыми заповедные степи, где каждое лето загоняют комбайны и косилки, уродующие дивную эстетику степей, которой восхищался Гоголь? «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» [7].

Очень важно сохранить в заповедниках эстетику, дух дикой природы. Ибо это лучшее в дикой природе, ее красота и тишина, подобно лучшему в искусстве, является священной.

Более подробно о концепции заповедности см. книгу   “Заповедность ( пассивная охрана природы).Теория и практика  ”  =  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2015/06/int_zapovednost_2015.pdf

 

 

 

23.03.2018   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости