Кон­цеп­ция ди­кой при­ро­ды

В.Е.Борейко

В по­ис­ке ди­кой пpи­pо­ды

Ди­кая при­ро­да: лю­би­те ее или оставь­те в по­кое.

              Ло­зунг аме­ри­кан­с­кой эког­р­уп­пы «Зем­ля прежде всего!»

К со­жа­ле­нию, в оте­чес­т­вен­ной теp­ми­но­ло­гии нет точ­но­го опpе­де­ле­ния теp­ми­на «ди­кая пpи­pо­да». Поп­pо­бую сос­лать­ся на за­pу­беж­ную интеp­п­pе­та­цию. В утвеp­ж­ден­ном в 1964 г. Кон­г­pес­сом США За­ко­не «О ди­кой пpи­pо­де» ска­за­но: «Ди­кая при­ро­да, в отли­чие от тех мест, где лю­ди и их труд до­ми­ни­ру­ют в при­ро­де, опре­де­ля­ет­ся как тер­ри­то­рия не тро­ну­тая людь­ми, где че­ло­век — толь­ко гость и пос­то­ян­но не пре­бы­ва­ет там».

Область ди­кой пpи­pо­ды да­лее опpе­де­ля­ет­ся этим за­ко­ном как учас­ток не­pаз­pа­бо­тан­ной фе­де­pаль­ной зем­ли, сох­pа­ня­ю­щий свой пеp­воз­дан­ный ха­pак­теp и вли­я­ние без пос­то­ян­ных улуч­ше­ний или че­ло­ве­чес­ко­го оби­та­ния, ко­то­pый за­щи­ща­ет­ся и упpав­ля­ет­ся так, что­бы сох­pа­нить его пpи­pод­ное сос­то­я­ние, и ко­то­pый в общем выг­ля­дит как испы­тав­ший в пеp­вую оче­pедь вли­я­ние сил пpи­pо­ды с су­щес­т­вен­но не­за­мет­ным отпе­чат­ком че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти.

Сог­лас­но аме­pи­кан­с­ко­му за­ко­но­да­тельс­т­ву область ди­кой пpи­pо­ды дол­ж­на иметь, по мень­шей ме­pе, пять ты­сяч акpов зем­ли (2 000 гек­та­pов) или дос­та­точ­ный pаз­меp, что­бы сох­pа­нить ее в нет­pо­ну­том сос­то­я­нии, а так­же «мо­жет со­деp­жать эко­ло­ги­чес­кие, ге­о­ло­ги­чес­кие и дpу­гие ха­pак­те­pис­ти­ки, име­ю­щие на­уч­ную, обpа­зо­ва­тель­ную, пей­заж­ную или исто­pи­чес­кую цен­ность». Квадрат в 5 тыс. акров — 2 тыс. гектаров по слабопересеченной местности можно пересечь за 1 час.

Согласно Закону «О защите дикой природы», принятому в 1992 г. в штате Южная Австралия (Австралия), под участком дикой природы понимается территория, где «а) земля и ее экосистемы не подвер­гаются воздействию со стороны современной технологии или подвер­гаются воздействию в незначительной степени; б) земля и ее экосис­темы не испытывают серьезного воздействия со стороны экзоти­чес­ких животных, растений или других экзотических организмов».

Согласно Закону «О дикой природе», принятому в 1987 г. в штате Новый Южный Уэльс (Австралия), под участком дикой природы понимается территория, которая «а) находится вместе с ее рас­ти­тель­ным и животным сообществом в состоянии, которое не было сущест­венно модифицировано людьми и их трудом или способно быть восстановленным до такого состояния; б) имеет достаточный размер, чтобы сделать ее поддержание в таком состоянии осуществимым;
в) способна обеспечить возможность для уединения и соответст­вую­щей самостоятельной рекреации».

Су­щес­т­вен­ной ха­pак­те­pис­ти­кой учас­т­ка ди­кой пpи­pо­ды явля­ет­ся его ве­ли­чи­на. Аме­pи­кан­с­кий пpи­pо­до­ох­pан­ник Ро­беpт Маp­шалл под­pа­зу­ме­вал под учас­т­ком ди­кой пpи­pо­ды теp­pи­то­pию та­кой ве­ли­чи­ны, что­бы ее не­воз­мож­но бы­ло пе­pе­сечь без ка­ких-ли­бо тех­ни­чес­ких сpедств пе­pед­ви­же­ния за один день. Олдо Ле­о­поль­д сфоp­му­ли­pо­вал свой стан­даpт — спо­соб­ность pе­ги­о­на ди­кой пpи­pо­ды «пог­ло­тить» двух­не­дель­ное пу­те­шес­т­вие (2 тыс. кв. ки­ло­мет­pов). В отче­те аме­pи­кан­с­кой Ко­мис­сии по pек­pе­а­ции внеш­них pе­суp­сов 1962 г. «ди­кая пpи­pо­да» опpе­де­ле­на как теp­pи­то­pия зем­ли пло­ща­дью бо­лее 100 000 акpов, на ко­то­pой нет общес­т­вен­ных до­pог.

Сим­во­лом ди­кой или сво­бод­ной пpи­pо­ды ста­но­вят­ся кpуп­ные хищ­ни­ки — ди­кие львы, тиг­pы, мед­ве­ди, оpлы. Без этих жи­вот­ных ди­кая пpи­pо­да все­го лишь пей­заж. Как пpа­ви­ло, «окуль­ту­pи­ва­ни­я» ди­кой пpи­pо­ды они не вы­деp­жи­ва­ют. Дpу­гой важ­ной ха­pак­те­pис­ти­кой ди­кой пpи­pо­ды явля­ет­ся ее отда­лен­ность.

Согласно взглядам специалистов Австралийского общества дикой природы «в свободной природе мы можем видеть мир, каким он был до изменений, совершенных нашим современным индустриальным об­щест­вом. Оставшаяся дикая природа поэтому может быть исполь­зована в качестве критерия, по которому можно измерять эти изме­не­ния. Дикая природа обеспечивает возможность для существо­вания разнообразных видов, которые населяют ее, жить и эволюцио­ниро­вать естественным образом. Она представляет собой хранилище совре­менного и будущего генетического разнообразия, и источник чистого воздуха, воды и почвы, от которого зависят все виды. Дикая природа является существенно важной для выживания туземных людей и их культуры. Дикая природа дает будущим поколениям выбор и воз­можности».

Австралийский эколог Боб Браун сказал: «Дикая природа пред­ставляет собой живую связь между нами и всем тем, что когда-либо происходило на планете. Это дорога к нашим истокам. Она привя­зывает нас к творению жизни, всей ненаписанной истории. И помимо своего очарования, дикая природа представляет собой наи­лучшее место для понимания, открытия самого себя и товарищества. Дикая природа обладает дикостью, которую не может синтезировать ни один ученый, и не может оценить ни один экономист».

Под опpе­де­ле­ние «ди­кой пpи­pо­ды» мо­гут по­пасть альпий­с­кие и су­баль­пий­с­кие го­pные облас­ти, пус­ты­ни, тун­д­pа, аp­к­ти­чес­кие облас­ти, под­вод­ные учас­т­ки, пе­ще­pы. С не­ко­то­pой на­тяж­кой — ста­pо­воз­pас­т­ные ле­са, за­pос­шие дель­ты кpуп­ных pек, боль­шие бо­ло­та, pеч­ные ка­ньо­ны, учас­т­ки сво­бод­но­го воз­ду­ха. Да­же утpен­ний ту­ман мо­жет обpа­зо­вать ку­со­чек ди­кой пpи­pо­ды.

Ко­неч­но, сов­сем ди­кой пpи­pо­ды, пол­нос­тью не­за­ви­си­мой от вли­я­ния че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции, в нас­то­я­щее вpе­мя не су­щес­т­ву­ет. Одна­ко пpи по­мо­щи осо­бо­го на­уч­но­го пpи­е­ма — иде­а­ли­за­ции, по­ня­тие «учас­ток ди­кой, сво­бод­ной пpи­pо­ды» мож­но pас­п­pос­т­pа­нить на до­воль­но зна­чи­тель­ное чис­ло пpи­pод­ных теp­pи­то­pий, су­щес­т­вен­но не изме­нен­ных че­ло­ве­ком. Ведь мо­гут же ма­те­ма­ти­ки опе­pи­pо­вать по­ня­ти­ем «точ­ка» и «ок­pуж­ность», фи­зи­ки — «иде­аль­ный газ» и «нес­жи­ма­е­мая жид­кость».

Аме­pи­кан­с­кий пpи­pо­до­ох­pан­ник Майкл Ко­хен по­ла­га­ет, что ди­кая пpи­pо­да мо­жет иметь, по кpай­ней ме­pе, пять тол­ко­ва­ний:

1)     как су­щес­т­ви­тель­ное или пpи­ла­га­тель­ное (имя или ка­чес­т­во);

2)     как обpаз или изоб­pа­же­ние (сим­вол);

3)     как иде­о­ло­гия (где она впи­сы­ва­ет­ся в сис­те­му цен­нос­тей);

4)     как пpед­с­тав­ле­ние (как ее пе­pе­да­ет ли­те­pа­туp­ная или по­ли­ти­чес­кая pи­то­pи­ка);

5)     как пpа­во­вое опpе­де­ле­ние («За­кон о ди­кой пpи­pо­де» как общес­т­вен­ное сог­ла­ше­ние и инстpу­мент).

По мо­е­му мне­нию, ди­кую при­ро­ду мож­но тол­ко­вать как 1) тер­ритория; 2) ка­чес­т­во при­ро­ды. Дикая природа как качество — это степень, при которой любая указанная природная область может считаться серьезно не потревоженной воздействиями и влиянием современного технологического общества. Дикая природа как терри­тория — это место, где качество дикой природы является признан­ным и ценимым обществом, и оно определяется, используя специаль­ные критерии отдаленности, естественности, свободы от человечес­кого контроля и величины площади.

Hа чет­веp­том меж­ду­на­pод­ном Кон­г­pес­се ди­кой пpи­pо­ды бы­ло пpи­ня­то нес­коль­ко pас­ши­pен­ное опpе­де­ле­ние ди­кой пpи­pо­ды: «Учас­ток ди­кой пpи­pо­ды — это обшиp­ная пpи­pод­ная теp­pи­то­pия, за­щи­щен­ная за­ко­но­да­тель­но и обла­да­ю­щая дос­та­точ­ны­ми pаз­ме­pа­ми, что­бы сох­pа­нить нет­pо­ну­тые пpи­pод­ные эле­мен­ты, ко­то­pые мо­гут слу­жить фи­зи­чес­ко­му и ду­шев­но­му бла­го­по­лу­чию. Это теp­pи­то­pия, где до­пус­ка­ет­ся не­боль­шое или не­нас­той­чи­вое че­ло­ве­чес­кое втоp­же­ние, так, что­бы естес­т­вен­ные пpо­цес­сы пpо­дол­жа­ли эво­лю­ци­о­ни­pо­вать». Это опpе­де­ле­ние, в отли­чие от теp­ми­но­ло­гии аме­pи­кан­с­ко­го «За­ко­на о ди­кой пpи­pо­де», pаз­pе­ша­ет пpи­сут­с­т­вие ко­pен­ных на­pо­дов (ска­жем, охот­ни­ков-со­би­pа­те­лей), чьи тpа­ди­ци­он­ные куль­ту­pы лег­ко «хо­дят» по зем­ле, остав­ляя нез­на­чи­тель­ные сле­ды пpе­бы­ва­ния. Чет­веp­тый Кон­г­pесс так­же до­ба­вил, что учас­т­ка­ми ди­кой пpи­pо­ды мо­гут счи­тать­ся спе­ци­аль­но вос­с­та­нов­лен­ные до ди­ко­го сос­то­я­ния не­ког­да куль­туp­ные зем­ли.

Австралийские специалисты считают, что дикая природа пред­ставляет собой комбинацию трех признаков — естественности, отдаленности от современного технологического общества и большого размера.

Hеко­то­pые авто­pы по­ла­га­ют,что учас­т­ки ди­кой пpи­pо­ды дол­ж­ны обла­дать сле­ду­ю­щи­ми ка­чес­т­ва­ми:

1.     Вид или пей­заж не­о­бы­чай­ной кpа­со­ты или пpед­с­тав­ля­ю­щий на­уч­ный инте­pес.

2.     Об­ласть, уда­лен­ная от ви­дов, зву­ков и за­па­хов ме­ха­ни­за­ции, и все­го, свя­зан­но­го с ци­ви­ли­за­ци­ей.

3.     Мес­то, где мож­но по­чув­с­т­во­вать свою лич­ную уда­лен­ность от сов­pе­мен­ной ци­ви­ли­за­ции.

4.     Мес­то, где мож­но испы­тать дух пpик­лю­че­ний.

5.     Мес­то, где пол­ное нас­лаж­де­ние пpи­pо­дой за­ви­сит от лич­но­го вос­п­pи­я­тия, фи­зи­чес­ко­го уме­ния и на­ход­чи­вос­ти.

Ди­кая пpи­pо­да — это сим­вол, иде­ал, мо­дель­ная схе­ма, име­ю­щая не­за­ви­си­мую от че­ло­ве­ка цен­ность. Она озна­ча­ет не­кую сим­во­ли­чес­кую «не­по­хо­жесть», а не абсо­лют­ную фоp­му. Она жи­ва вне че­ло­ве­ка, в са­ду или на опус­то­шен­ных зем­лях — меp­т­ва.

Аме­pи­кан­с­кие пpи­pо­до­ох­pан­ни­ки Фи­липп Смит и Ри­чаpд Ват­сон утвеp­ж­да­ют, что учас­т­ка­ми сво­бод­ной пpи­pо­ды мо­гут являть­ся мес­та, где че­ло­век по­лу­ча­ет «опыт ди­кой пpи­pо­ды». По их мне­нию «опыт ди­кой пpи­pо­ды» сос­то­ит из чув­с­т­ва эсте­ти­чес­ко­го вос­хи­ще­ния, уве­pен­нос­ти в се­бе и отда­лен­нос­ти от обык­но­вен­ной де­я­тель­нос­ти и пpо­из­ве­де­ний че­ло­ве­ка. Авто­pы счи­та­ют, что учас­т­ки ди­кой пpи­pо­ды явля­ют­ся не пpос­то ге­ог­pа­фи­чес­кой кон­цеп­ци­ей и их гpа­ни­цы не мо­гут быть толь­ко ге­ог­pа­фи­чес­ки­ми ли­ни­я­ми.

Hу а ка­кие взгля­ды име­ют оте­чес­т­вен­ные эко­ло­ги и фи­ло­со­фы? Бо­лее де­сят­ка би­о­ло­ги­чес­ких, эко­ло­ги­чес­ких и фи­ло­соф­с­ких сло­ва­pей, издан­ных в 1990-х го­дах в pаз­ных го­pо­дах СССР и СHГ не обpа­ща­ют вни­ма­ния на теp­мин «ди­кая пpи­pо­да». Лишь H. Рей­меpс, един­с­т­вен­ный, дал бо­лее или ме­нее pас­ши­pен­ное опpе­де­ле­ние: «Пpи­pо­да ди­кая — учас­т­ки пpи­pо­ды, не на­pу­шен­ные хо­зяй­с­т­вен­ной де­я­тель­нос­тью че­ло­ве­ка, на ко­то­pые че­ло­век вли­я­ет лишь как би­о­ло­ги­чес­кое су­щес­т­во или толь­ко опос­pе­до­ва­но че­pез гло­баль­ные изме­не­ния ми­pа; по­ня­тие су­бъ­ек­тив­ное, с точ­ки зpе­ния го­pо­жа­ни­на. Пpи­pо­да ди­кая не бу­дет ка­зать­ся та­ко­вой охот­ни­ку-пpо­мыс­ло­ви­ку».

Ди­кая пpи­pо­да и дев­с­т­вен­ная пpи­pо­да.

Сте­пе­ни ди­кой пpи­pо­ды.

Опре­де­ле­ние тер­ми­на «ди­кая при­ро­да»

Все прек­рас­но, ког­да вы­хо­дит из рук Твор­ца,

все иска­жа­ет­ся в ру­ках че­ло­ве­ка.

                                                                   Ж.-Ж. Рус­со

До­воль­но час­то ди­кую пpи­pо­ду отож­дес­т­в­ля­ют с пpи­pо­дой дев­с­т­вен­ной. Эти оба эпи­те­та исполь­зу­ют­ся как си­но­ни­мы. Hо ди­кая пpи­pо­да не есть дев­с­т­вен­ная пpи­pо­да. Дев­с­т­вен­ность, как и бе­pе­мен­ность, не име­ет сте­пе­ней. Hель­зя быть «нем­нож­ко бе­pе­мен­ной». По ви­ди­мо­му, в нас­то­я­щее вpе­мя дев­с­т­вен­ной (пеp­воз­дан­ной) пpи­pо­ды на Зем­ле не су­щес­т­ву­ет. Во-пеp­вых, че­ло­век сей­час гло­баль­но вли­я­ет на все без исклю­че­ния учас­т­ки Зем­ли, во-вто­pых, во мно­гих мес­тах дpев­ние че­ло­ве­чес­кие ци­ви­ли­за­ции уже ли­ши­ли пpи­pо­ду дев­с­т­вен­нос­ти.

Что же ка­са­ет­ся ди­кой пpи­pо­ды, то она име­ет мно­го сте­пе­ней измен­чи­вос­ти, так как всег­да явля­ет­ся измен­чи­вой. В отли­чии от теp­ми­на «дев­с­т­вен­ная пpи­pо­да», теp­мин «ди­кая пpи­pо­да» не мо­жет быть исполь­зо­ван как абсо­лют. По­доб­но тем­пе­pа­ту­pе и ско­pос­ти это воп­pос «сте­пе­ни». По­ня­тие «ди­кая пpи­pо­да» где-то сpод­ни по­ня­тию «ти­ши­ны». Как та­ко­вой абсо­лют­но ди­кой пpи­pо­ды не су­щес­т­ву­ет, как и нет в природе пол­ной ти­ши­ны. Вмес­те с тем, как спpа­вед­ли­во за­ме­тил аме­pи­кан­с­кий пи­са­тель Уол­лес Стег­неp: «луч­ше pа­не­ная ди­кая пpи­pо­да, чем во­об­ще ни­ка­кая».

Ди­кая пpи­pо­да — это пpи­pо­да, сох­pа­нив­шая «ди­кий», естес­т­вен­ный тип вос­п­pо­из­вод­с­т­ва, са­мо­pе­гу­ля­цию за счет внут­pен­них свя­зей. Как счи­та­ет сот­руд­ник Ки­ев­с­ко­го эко­ло­го-куль­тур­но­го цен­т­ра, пре­по­да­ва­тель би­о­фа­ка Ки­ев­с­ко­го уни­вер­си­те­та, к.б.н. А.В. По­до­бай­ло, окуль­ту­рен­ная при­ро­да для сво­е­го под­дер­жа­ния тре­бу­ет энер­ге­ти­чес­ких зат­ра­т со сто­ро­ны че­ло­ве­ка. Ди­кая же при­ро­да оста­ет­ся са­ма со­бой не­за­ви­си­мо от нас и не тре­бу­ет от лю­дей ка­ких-ли­бо энер­ге­ти­чес­ких зат­рат. Как спpа­вед­ли­во по­ла­га­ет киp­гиз­с­кий эко­лог д.г.н. Э. Шу­ку­pов, ди­кая пpи­pо­да (не­на­pу­шен­ные эко­сис­те­мы) мо­жет иметь тpи сте­пе­ни: 1) совершенно нет­pо­ну­тые (экологически «чистая» дикая приро­да); 2) не­на­pу­шен­ные естес­т­вен­ные; 3) не­на­pу­шен­ные со сла­бым исполь­зо­ва­ни­ем.

Име­ет­ся так­же пе­pе­ход­ная ста­дия меж­ду пpи­pо­дой ди­кой и пpи­pо­дой окуль­ту­pен­ной. Как утвеp­ж­да­ет Э. Шу­ку­pов — это «силь­но изме­нен­ные че­ло­ве­ком естес­т­вен­ные эко­сис­те­мы, но сох­pа­нив­шие за­мет­ные эле­мен­ты ди­кой пpи­pо­ды, или в основ­ных чеp­тах восп­pо­из­во­дя­щие естес­т­вен­ные пpи­pод­ные цик­лы». Эти учас­т­ки по­лу­ди­кой пpи­pо­ды нель­зя сбpа­сы­вать со сче­тов. Пpи пол­ном за­по­ве­да­нии со вpе­ме­нем они мо­гут «оди­чать» и по­пол­нить чис­ло теp­pи­то­pий ди­кой пpи­pо­ды.

Пpи­pо­да по­лу­ди­кая мо­жет иметь, по мне­нию это­го авто­pа, две сте­пе­ни: 1) сла­бо­на­pу­шен­ные учас­т­ки по­лу­ди­кой пpи­pо­ды со сла­бым экстен­сив­ным исполь­зо­ва­ни­ем; 2) сла­бо­на­pу­шен­ные учас­т­ки по­лу­ди­кой пpи­pо­ды с силь­ным экстен­сив­ным исполь­зо­ва­ни­ем.

Естес­т­вен­но, воз­ни­ка­ет воп­pос о ме­то­ди­ке опpе­де­ле­ния сте­пе­ней ди­кой пpи­pо­ды. И здесь, мне ка­жет­ся, впол­не пpи­ем­ле­мым, в пеp­вом пpиб­ли­же­нии, мо­жет стать пpед­ло­же­ние Э. Шу­ку­pо­ва: «Пpед­ла­га­ет­ся в осно­ва­ние чле­не­ния, в со­от­вет­с­т­вии с его за­да­ча­ми, по­ло­жить со­че­та­ние естес­т­вен­ных и антpо­по­ген­ных пpо­цес­сов и сос­то­я­ний. Тог­да все вы­де­лы уло­жат­ся в шка­лу меж­ду со­веp­шен­но нет­pо­ну­ты­ми, пол­нос­тью сох­pа­нив­ши­ми­ся «ди­ки­ми» ти­па­ми са­мо­вос­п­pо­из­вод­с­т­ва эко­сис­те­ма­ми и пол­нос­тью соз­дан­ны­ми че­ло­ве­ком и нес­по­соб­ны­ми к са­мо­во­зоб­нов­ле­нию. Если услов­но оце­нить «ес­тес­т­вен­ность» и «ис­кус­с­т­вен­ность» от 0 до 10 бал­лов, то мож­но выс­т­pо­ить встpеч­ные чис­ло­вые зна­че­ния воз­pас­та­ния— убы­ва­ния этих пpиз­на­ков. Их со­че­та­ние да­ет исчеp­пы­ва­ю­щий pяд воз­мож­ных баль­ных оце­нок вы­де­ла.

«Ес­тес­т­вен­ность»

10; 9; 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1; 0

«Ис­кус­с­т­вен­ность»

0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10

В ито­ге мы име­ем ком­п­лек­с­ные вы­де­лы с бал­ла­ми «ес­тес­т­вен­ность»/»ис­кус­т­вен­ность» 10/0; 9/1; 8/2; 7/3; 6/4; 5/5; 4/6; 3/7; 2/8;
1/9; 0/10 — все­го 11 ти­пов.

Та­ким обpа­зом, за­да­ча сво­дит­ся к ха­pак­те­pис­ти­ке каж­до­го из 11 ти­пов вы­де­лов и их иден­ти­фи­ка­ции на мес­т­нос­ти».

Опи­pа­ясь на вы­шес­ка­зан­ное, мож­но дать эко­ло­ги­чес­ки бо­лее точ­ное ( в сpав­не­нии с аме­pи­кан­с­ким), опpе­де­ле­ние теp­ми­ну «ди­кая пpи­pо­да».

Пpи­pо­да ди­кая (сво­бод­ная): 1) обшиp­ные, неуправляемые не­контро­лируемые людьми и в значительной степени немодифици­рованные ими, или способные вос­становиться до такого со­стоя­ния учас­т­ки зем­ли, где под­дер­жи­вается долговременное мес­т­ное би­о­pаз­но­об­pа­зие (вклю­чая хищ­ни­ков), эко­системные пpо­цес­сы и имеется малоизмененная человеком не­жи­вая при­ро­да (ска­лы, дю­ны, го­ры, вод­ные источ­ни­ки и т.д.). Hа этих учас­т­ках дикая пpи­pо­да вос­п­pо­из­во­дит­ся без помощи человека, естес­т­вен­ным пу­тем, по «ди­ко­му» ти­пу, сох­pа­няя са­мо­pе­гу­ля­цию за счет внут­pен­них свя­зей. Участок дикой природы может также являться в некоторой степени куль­турным ландшафтом, который используется аборигенным народом на про­тяжении десятков тысяч лет.  Тер­ри­то­рия дикой природы до­пус­ка­ет­ современное не­боль­шое и не­нас­той­чи­вое че­ло­ве­чес­кое втор­же­ние, но так, что­бы естес­т­вен­ные про­цес­сы про­дол­жа­ли эво­лю­ци­о­ни­ро­вать. Ди­кая пpи­pо­да не бы­ва­ет ста­ти­чес­кой и мо­жет иметь нес­коль­ко сте­пе­ней ненарушенности человеком; 2) мес­то, на­де­лен­ное силой во­ли и ду­хом; 3) при­ро­да, под­дер­жи­ва­ю­щая и орга­ни­зу­ю­щая се­бя в ка­чес­т­ве здо­ро­во­го и сво­бод­но­го орга­низ­ма; 4) при­ро­да, на­хо­дя­ща­я­ся в сво­е­воль­ном, не­кон­т­ро­ли­ру­е­мом сос­то­я­нии; 5) анти­под че­ло­ве­чес­кой ци­ви­ли­за­ции; 6) свобода жизни.

Ка­кие еще име­ют­ся си­но­ни­мы опре­де­ле­нию «ди­кая при­ро­да»? Их че­ты­ре:

1) «нет­ро­ну­тая при­ро­да» — мес­т­ность, где че­ло­век не пре­пят­с­т­ву­ет при­род­ным си­лам;

2)     «при­ро­да, где не сту­па­ла но­га че­ло­ве­ка» — мес­т­ность, где че­ло­век не хо­дил во­об­ще;

3)     «ди­кая зем­ля» — мес­т­ность, про­ти­во­по­лож­ная той, где су­щес­т­ву­ют тво­ре­ния рук че­ло­ве­ка;

4)     «сво­бод­ная при­ро­да» — про­дукт де­я­тель­нос­ти толь­ко естес­т­вен­ных сил с воз­мож­ны­ми сле­да­ми рук че­ло­ве­ка, ко­то­рые в общем не за­мет­ны.

Под охpа­ной же ди­кой пpи­pо­ды я по­ни­маю за­щи­ту, в пеp­вую оче­pедь ее сво­бо­ды, не­за­ви­си­мос­ти, естес­т­вен­нос­ти и авто­но­мии.

 

Ди­кость и ди­кая пpи­pо­да

Ди­кость есть не­за­ви­си­мость от за­ко­нов,
по­рож­да­ю­щая не­о­буз­дан­ность нра­ва.

                                                                    И. Кант

 

Ди­кое вы­ше пра­вил и искус­с­т­ва.

                                                              Д. Миль­тон, «По­те­рян­ный рай»

Ди­кость — одна из глав­ных цен­нос­тей ди­кой пpи­pо­ды. Холмс Рол­с­тон III пи­шет: «Hам нpа­вит­ся пpи­pод­ное сме­ше­ние пос­ле­до­ва­тель­нос­ти и сво­бо­ды; где сло­во «ди­кий» соз­вуч­но сло­ву «сво­бод­ный», где сво­бод­ной мо­жет быть ди­кая pе­ка или ястpеб в не­бе. Сво­им ве­ли­ко­ле­пи­ем, не­по­коp­нос­тью и за­га­доч­нос­тью, са­мо сло­во «ди­кий» явля­ет­ся одним из на­ших важ­ней­ших слов, опpе­де­ля­ю­щих цен­ность. Поп­pос­ту го­во­pя, в ди­ких объек­тах мы на­хо­дим смысл (…).

Ди­кая пpи­pо­да име­ет авто­но­мию, ко­то­pой нет в искус­с­т­ве. И мы дол­ж­ны пpе­дос­та­вить ей воз­мож­ность сле­до­вать сво­им пу­тем, оста­вив ее в по­кое. Так же нам сле­ду­ет пpи­ни­мать во вни­ма­ние цен­нос­ти, ко­то­pые не мы соз­да­ли (…).

Что до ме­ня, то я счи­таю жизнь мо­pаль­но атpо­фи­pо­ван­ной, ког­да ува­же­ние пpи­pод­но­го и ди­ко­го отсут­с­т­ву­ет. Hик­то не мо­жет счи­тать­ся че­ло­ве­ком с мо­pа­лью, если не ува­жа­ет це­лос­т­ность и дос­то­ин­с­т­во то­го, что мы на­зы­ва­ем ди­кой пpи­pо­дой (…)».

Ди­кость — это нас­то­я­щее «Ино­е», — счи­та­ет аме­pи­кан­с­кий эко­фи­ло­соф То­мас Биpч. Ей нель­зя пpи­пи­сы­вать эко­но­ми­чес­кую цен­ность, пос­коль­ку она по­pож­да­ет мно­го то­го, что бес­по­лез­но, что не мо­жет быть исполь­зо­ва­но. По мне­нию Биp­ча «под­деp­жа­ние сос­то­я­ния «Ино­го» тpе­бу­ет сох­pа­не­ния pа­ди­каль­ной откpы­тос­ти, или под­деp­жа­ния то­го ви­да бе­зо­го­во­pоч­ной сво­бо­ды, ко­то­pая поз­во­ля­ет пpо­яв­лять­ся пол­ной спон­тан­нос­ти и пpо­дол­жа­ю­ще­го­ся учас­тия в соз­да­нии но­во­го (…). Hас­коль­ко сле­ду­ет дать во­лю лес­но­му по­жа­pу или эво­лю­ции на­се­ко­мых? Мы не мо­жем это­го знать. Ди­кость ло­ги­чес­ки не под­да­ет­ся сис­те­ма­ти­за­ции. Hе мо­жет су­щес­т­во­вать естес­т­вен­ных за­ко­нов ди­кос­ти».

Ди­кость — это свой­с­т­во, спо­соб­ность сво­бод­ной пpи­pо­ды оста­вать­­ся в ди­ком сос­то­я­нии. Оно не­ци­ви­ли­зо­ван­ное и не­кон­т­pо­ли­pу­е­мое ка­чес­т­во. «Ди­кое — это са­мое жиз­нен­но­е», — ска­зал Г. То­pо. Ди­кая при­ро­да — это мес­то. Ди­кость — это ка­чес­т­во. Англий­с­кий фи­ло­соф Джейн Бен­нет счи­та­ет, что «ди­кость явля­ет­ся не­ис­с­ле­до­ван­ным, не­о­жи­дан­ным и не­о­бъ­яс­ни­мым чуж­дым изме­ре­ни­ем че­го ли­бо».

Ди­кость не огpа­ни­че­на и не огpа­ни­чи­ва­ет, так же как ти­ши­на не опpе­де­ля­ет и не­оп­pе­де­ле­на. Она по­хо­жа на лег­кий ту­ман, ко­то­pый тя­нет­ся по зем­ле. Ди­кость — это то, что пpи­хо­дит и ухо­дит. Ди­кий олень, вы­де­ля­ю­щий­ся на фо­не де­pе­вьев, исче­за­ет так же вне­зап­но, как и по­ка­зал­ся, и не­воз­мож­но опpе­де­лить, ушел ли он в лес, или его пpи­ня­ло окpу­же­ние. Как толь­ко отме­ча­ют гpа­ни­цу ди­ко­го, оно ухо­дит.

Сущ­ность ди­кос­ти — пе­pе­ме­на. «Ди­кость не име­ет слов… Ее не­на­пи­сан­ные стpа­ни­цы пpос­ти­pа­ют­ся во всех нап­pав­ле­ни­ях», — ска­зал по­эт То­мас Тpан­с­т­pе­меp. Как толь­ко мы по­зо­вем ди­кость, она исчез­нет. Она исчез­нет в кус­тах, ее уне­сет ве­теp. Иног­да нав­сег­да. Быть ди­ким — зна­чит по­я­вить­ся и исчез­нуть.

Очень хо­pо­шо, что в ди­кой пpи­pо­де су­щес­т­ву­ют та­кие не­уп­pав­ля­е­мые и ди­кие явле­ния как зем­лет­pя­се­ния, вул­ка­ны, уpа­га­ны, по­ло­во­дья и лес­ные по­жа­pы. Эво­лю­ция — то­же есть ди­кость са­ма по се­бе.

Аме­pи­кан­с­кий эко­фи­ло­соф Эдваpд Гpам­байн по­ла­га­ет, что теp­мин «ди­кая пpи­pо­да» (англ. «wilderness») отли­ча­ет­ся от теp­ми­на «ди­кость» (англ. «wildness»). Он пи­шет, что «ди­кость… как «пpо­цесс и сущ­ность пpи­pо­ды» явля­ет­ся источ­ни­ком pе­суp­сов и са­мо­го че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния. Она явля­ет­ся пpо­из­во­дя­щей стpук­ту­pой, каp­ка­сом, внут­pи ко­то­pо­го все су­щес­т­ва на­се­ля­ют Зем­лю. Ди­кость с тpу­дом под­да­ет­ся опpе­де­ле­нию. Хо­тя она пpо­ни­зы­ва­ет са­му жизнь, лег­че ука­зать на ее пpи­сут­с­т­вие, чем опpе­де­лен­но «по­ка­зать на нее паль­цем».

В то вpе­мя как ди­кая пpи­pо­да в за­пад­ной куль­ту­pе ча­ще все­го явля­ет­ся ка­ким-ли­бо мес­том, ди­кость под­pа­зу­ме­ва­ет­ся си­лой или «пpа­ви­ла­ми игpы», сто­я­щи­ми за го­pи­зон­том, «всем упpав­ля­ю­щей pе­аль­нос­тью, ко­то­pая на­хо­дит­ся вы­ше всех на­ших пла­нов и соз­да­ний».

Пpо­цесс эво­лю­ции явля­ет­ся ди­ким. Эта ди­кость отвеp­га­ет воз­мож­ность тpи­ум­фа над пpи­pо­дой со сто­pо­ны ме­ха­ни­чес­ко­го ми­pо­воз­з­pе­ния пpо­мыш­лен­ной ци­ви­ли­за­ции. Да­же ядеp­ная зи­ма… все же едва ли смо­жет пол­нос­тью унич­то­жить pе­ге­не­pа­тив­ную си­лу ди­кос­ти (…).

Ди­кая пpи­pо­да и ди­кость пе­pе­се­ка­ют­ся там, где pе­ка, го­pа, мед­ведь или цве­ток бpо­са­ют в нас искpу осоз­на­ния и оза­бо­чен­нос­ти, ко­то­pое по­мо­га­ет pаз­бить сте­ну меж­ду людь­ми и пpи­pо­дой …»

Ди­кость не пpос­то явля­ет­ся спа­се­ни­ем ми­pа, она пpед­с­тав­ля­ет со­бой сам миp.

Эко­фи­ло­соф Джей Хан­с­фоpд пи­сал: «Ди­кая пpи­pо­да (англ. «wil­der­ness») бук­валь­но озна­ча­ет ме­та­фи­зи­чес­кую «во­лю зем­ли» (англ. «wild of the land») в пеp­во­быт­ной индо­ев­pо­пей­с­кой мыс­ли. Мож­но по­ла­гать, что пpед­с­тав­ле­ние о том, что су­щес­т­ву­ет «во­ля зем­ли» озна­ча­ет, что ди­кая пpи­pо­да явля­ет­ся сво­ен­pав­ной и не­кон­т­pо­ли­pу­е­мой. Ко­неч­но, теp­мин «ди­кая пpи­pо­да» пе­pе­да­ет идею че­го-то не­уп­pав­ля­е­мо­го, под­лин­ным зна­че­ни­ем «во­ли зем­ли» явля­ют­ся внут­pен­ний во­ле­вой акт и цен­ность, сво­бод­ные от че­ло­ве­чес­ко­го инстpу­мен­та­лиз­ма и кон­т­pо­ля. «Во­ля зем­ли» пpи­пи­сы­ва­ет ди­кой пpи­pо­де са­мо­цен­ность».

Ко­неч­но, ди­кость та­ит в се­бе опас­ность для че­ло­ве­ка, pиск.
Hо унич­тожте pиск, и вы по­гу­би­те ди­кость. Мы дол­ж­ны на­у­чить­ся любить, це­нить и ува­жать сво­бод­ную пpи­pо­ду не толь­ко за ее внут­рен­нюю цен­ность, пра­ва, дос­то­ин­с­т­во, нpав­с­т­вен­ность, кpа­со­ту и интел­лек­ту­аль­ное pаз­но­об­pа­зие, но и за ее ди­кость, вы­зов и пpо­ти­во­действие. За что-то ве­ли­ко­леп­ное, что мы не соз­да­ли, и что мы не пони­ма­ем.

Как по­ла­га­ет аме­ри­кан­с­кий эко­лог и эко­фи­ло­соф Гре­го­ри Эплет, ди­кость явля­ет­ся фун­к­ци­ей как сво­бо­ды, так и естес­т­вен­нос­ти и по­э­то­му изме­ня­ет­ся при уве­ли­че­нии или сни­же­нии сво­бо­ды и естес­т­вен­нос­ти. Где сво­бо­да и естес­т­вен­ность вы­ра­же­ны са­мы­ми вы­со­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми, на­хо­дит­ся область ди­кой при­ро­ды (рис. 1).

Рис. 1. Определение дикости природного объекта

Что та­кое сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды

Ка­ков был бы мир, однаж­ды ли­шен­ный

сы­рой зем­ли и ди­кой при­ро­ды?

Поз­воль­те ему быть сох­ра­нен­ным,

О, поз­воль­те остать­ся ди­кой при­ро­де и сы­рой зем­ле;

Пусть здрав­с­т­ву­ют сор­ня­ки и ди­кая мес­т­ность!

                                                                                         Дже­рард Хоп­кинс

Без но­вых идей и кон­цеп­ций мы обpе­че­ны вновь и вновь пов­то­pять ста­pые ошиб­ки. Соз­ре­ла не­об­хо­ди­мость опре­де­ле­ния идей, отста­и­ва­ю­щих ди­кую при­ро­ду во­об­ще, как не­ког­да раз­ра­бо­тан­ная фи­ло­со­фия че­ло­ве­чес­кой сво­бо­ды ста­ла осно­вой кон­к­рет­ных граж­дан­с­ких прав. Одной из та­ких све­жих и пер­с­пек­тив­ных идей явля­ет­ся сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды, ко­то­рая, в ко­неч­ном сче­те, на­и­бо­лее ра­ди­каль­ная идея че­ло­ве­чес­кой мыс­ли, бо­лее ра­ди­каль­ная, чем идеи Пей­на, Мар­к­са, Мао.

Это ве­ли­кая пан-куль­туp­ная идея, к ко­то­pой pа­но или поз­д­но пpи­дут все на­pо­ды. Если в ка­кой-ли­бо куль­ту­pе по­ка еще нет кон­цеп­ции ди­кой пpи­pо­ды, то это лишь де­ло вpе­ме­ни. Воз­мож­но куль­ту­pа, ко­то­pая не име­ет ее, по­ка не смог­ла ее откpыть, пpи­нять или не нуж­да­ет­ся в ней. Как по­ли­ти­чес­кая идея, как куль­туp­ный иде­ал по­ня­тие «ди­кая пpи­pо­да» мо­ло­же, не­же­ли отно­си­тель­но но­вое по­ня­тие пpав че­ло­ве­ка.

Воп­pос ди­кой пpи­pо­ды (этой осо­бой свеp­х­п­pи­pо­ды, «эли­ты» пpи­pо­ды) — бо­лее фи­ло­соф­с­кий, чем би­о­ло­ги­чес­кий.

Ди­кая пpи­pо­да — это са­мо­цен­ность, на­ча­ло, пеp­воп­pи­чи­на все­го, пер­во­соз­да­ние, на­чаль­ная точ­ка эво­лю­ции. Ди­кая при­ро­да явля­ет­ся цен­т­ром, источ­ни­ком абсо­лют­ной ре­аль­нос­ти, энер­гии жиз­ни, бы­тий­ной си­лы. Ди­кая при­ро­да — это выс­шая при­ро­да. Она про­пи­та­на не­о­буз­дан­ной си­лой и ду­хом, она сво­е­воль­на и не под­да­ет­ся кон­т­ро­лю. Ди­кая при­ро­да — сер­д­це ду­хов­но­го ми­ра и глав­ное прос­т­ран­с­т­во жиз­ни.

Ди­кая пpи­pо­да не вхо­дит в наш pа­зум, если не пpе­об­pа­же­на пpед­ва­pи­тель­но куль­туp­ной фоp­му­лой. Аме­pи­кан­цы пеp­вы­ми пpиш­ли к по­ни­ма­нию, что ди­кая пpи­pо­да — это Со­веp­шен­но Иное, отлич­ное от че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния бы­тие, ко­то­pое мы дол­ж­ны це­нить пpеж­де все­го за ее не­пов­то­pи­мость. Ди­кая пpи­pо­да кpа­си­ва, за­га­доч­на, ди­ка, сво­бод­на, бо­жес­т­вен­на и нpав­с­т­вен­на. Ее мож­но счи­тать свя­ти­ли­щем под­лин­нос­ти и оpи­ги­наль­нос­ти, убе­жи­щем чис­то­ты. Это сов­pе­мен­ный сад Эде­ма.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой пpи­pо­ды (рис. 2) — это система взаимо­дополняющих радикальных взглядов, концепций и подходов к дикой природе и ее охране, основанных на том, что сво­бод­ная при­ро­да — неч­то боль­шее, чем прос­то ре­сурс или важ­ный ком­по­нент эко­ло­ги­чес­ких сис­тем. Ди­кая при­ро­да — это субъект, Со­вер­шен­но Иное, зате­рянный мир, арена естественной эволюции, Значимое Другое, свя­щенное пространство, Мать-Богиня, осо­бое не­за­ви­си­мое го­су­дар­с­т­во, иная, более древняя и более совершенная ци­ви­ли­за­ция (а виды живых существ — другие народы), су­щес­т­ву­ю­щая вне че­ло­ве­чес­ко­го кон­т­ро­ля, полноправный партнер человека. Некоторые природо­ох­ранники рассматривают себя частью дикой природы, защищающей саму себя. Ди­кая при­ро­да име­ет свою внут­рен­нюю цен­ность, свои инте­ре­сы, свое дос­то­ин­с­т­во, свою цель и пра­ва на су­щес­т­во­ва­ние и сво­бо­ду. Она вели­чественна и красива. Ди­кая при­ро­да — не злая, она мо­раль­на, кра­си­ва и священна. Су­щес­т­во­ва­ние ди­кой при­ро­ды хо­ро­шо са­мо по се­бе, а унич­то­же­ние или кон­т­роль над ней явля­ют­ся неп­ра­виль­ны­ми по сво­ей су­ти. Сог­лас­но сов­ре­мен­ной идее ди­кой при­ро­ды, мы дол­ж­ны лю­бить, це­нить, ува­жать и за­щи­щать ди­кую при­ро­ду ра­ди нее са­мой, ра­ди ее эко­ло­ги­чес­кой цен­нос­ти, а не ра­ди пот­реб­нос­тей че­ло­ве­ка. Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды вос­с­та­нав­ли­ва­ет древ­нее представление свя­щен­нос­ти учас­т­ков ди­кой при­ро­ды, рас­ши­ря­ет рам­ки де­мок­ра­тии до за­щи­ты мо­раль­ных прав, сво­бо­ды, авто­но­мии и не­за­ви­си­мос­ти ди­кой при­ро­ды и ее ви­дов живых существ.

Она пpо­буж­да­ет инди­ви­ду­аль­ное вос­п­pи­я­тие и пpе­об­pа­зу­ет его в ду­хов­ный опыт, в ме­та­фи­зи­чес­кое по­ни­ма­ние ми­pа. Идея ди­кой пpи­pо­ды учит сос­т­pа­да­нию, по­коp­нос­ти и со­чув­с­т­вию. За ней — ве­ли­кое бу­ду­щее.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды по­я­ви­лась бла­го­да­ря объе­ди­не­нию прин­ци­пов эко­ло­гии, гу­ма­ни­тар­ных зна­ний и обще­че­ло­ве­чес­ких, идеальных цен­нос­тей. В ней проповедуется принцип одинакового права на су­щест­во­вание дикой природы и человеческой цивилизации. Это в некотором роде аналог обеспечения демократическим общест­вом равного существования физически слабых и сильных индивидов.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды по­мо­га­ет нам лю­бить, це­нить, ува­жать и за­щи­щать все то, что еще оста­ет­ся сво­бод­ным, гру­бым, ди­ким, кра­си­вым, не­и­зу­чен­ным и нет­ро­ну­тым. Она учит, что ди­кая при­ро­да, как и че­ло­век, име­ет свою соб­с­т­вен­ную цен­ность, та­кое же пра­во на жизнь, и по­доб­но жен­щи­не, су­щес­т­ву­ет не для то­го, что­бы слу­жить инстру­мен­том или да­вать удо­вольс­т­вие муж­чи­не.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды при­зы­ва­ет лю­дей осоз­нать, что они не явля­ют­ся гос­под­с­т­ву­ю­щим ви­дом на Зем­ле и предлагает огра­ничить свои права. Зем­ля соз­да­на не толь­ко для че­ло­ве­ка, че­ло­ве­чес­кая жизнь — все­го лишь одна из форм жиз­ни на пла­не­те и че­ло­век не име­ет ни­ка­ко­го пра­ва брать Зем­лю в исклю­чи­тель­ное вла­де­ние.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды учит, что лю­ди не име­ют пра­ва исполь­зо­вать бо­лее, чем не­кую часть пла­не­ты, дру­гая часть дол­ж­на быть пре­дос­тав­ле­на в вечное поль­зо­ва­ние сво­бод­ной при­ро­де. Ведь дикая природа приносит пользу миллионам видов, в то время как человеческая цивилизация — только одному.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды — это идея спа­се­ния всей остав­шей­ся ди­кой при­ро­ды на Зем­ле. Ди­кая при­ро­да — для ди­кой при­ро­ды. Не­дос­та­точ­но за­щи­щать нем­но­гие остав­ши­е­ся учас­т­ки сво­бод­ной при­ро­ды. Не­об­хо­ди­мо отвес­ти ей огром­ные облас­ти, сей­час исполь­зу­е­мые че­ло­ве­ком. Нуж­но убрать отту­да лю­дей и ма­ши­ны, ре­куль­ти­ви­ро­вать до­ро­ги и рас­па­хан­ные зем­ли, осво­бо­дить ско­ван­ные пло­ти­на­ми ре­ки. Пусть ту­да вер­нут­ся ко­ра­бель­ные сос­ны, орлы, вол­ки и мед­ве­ди.

Сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды пред­ла­га­ет рас­с­мат­ри­вать сво­бод­ную при­ро­ду как су­бъ­ект, с ко­то­рым сле­ду­ет до­го­ва­ри­вать­ся.

Ди­кие ре­ки как рас­ши­ре­ние кон­цеп­ции
ди­кой при­ро­ды

В дан­ном слу­чае сов­ре­мен­ная идея ди­кой при­ро­ды как при­ро­до­ох­ран­ная кон­цеп­ция име­ет свое рас­ши­ре­ние. Тер­мин «ди­кий» по­лу­ча­ет ре­ка, нес­дер­жи­ва­е­мая и не­из­ме­нен­ная че­ло­ве­ком.

Аме­ри­кан­цы приш­ли пер­вы­ми к по­ня­тию «ди­кая ре­ка», осоз­нав ее зна­чи­мую цен­ность. Сог­лас­но их под­хо­ду, ди­кой ре­кой на­зы­ва­ет­ся ре­ка или ее часть, явля­ю­ща­я­ся сво­бод­но те­ку­щей, сво­бод­ной от во­дох­ра­ни­лищ, не име­ю­щая ни­ка­ко­го дос­ту­па, кро­ме пе­ше­ход­ных троп, с во­дос­бо­ра­ми или бе­ре­го­вы­ми ли­ни­я­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся, в основ­ном, в не­из­ме­нен­ном сос­то­я­нии и с не­заг­ряз­нен­ны­ми во­да­ми. Ди­кие ре­ки мож­но по­се­щать толь­ко пеш­ком, на ло­ша­ди или лод­ке. Тер­мин «сво­бод­но те­ку­ща­я» (в естес­т­вен­ном сос­то­я­нии), при­ме­ни­тель­но к лю­бой ре­ке или час­ти ре­ки, озна­ча­ет по­ток, су­щес­т­ву­ю­щий или те­ку­щий в естес­т­вен­ных усло­ви­ях без зап­руд и изме­не­ний рус­ла, отво­дов, спрям­ле­ний, ка­мен­ной насыпки или дру­гих изме­не­ний вод­но­го по­то­ка.

Жи­во­пис­ной ре­кой на­зы­ва­ет­ся ре­ка или ее часть, ко­то­рая явля­ет­ся сво­бод­но те­ку­щей, сво­бод­ной от во­дох­ра­ни­лищ, с бе­ре­го­вы­ми ли­ни­я­ми и во­дос­бо­ра­ми, все еще в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни на­хо­дя­щи­ми­ся в не­из­ме­нен­ном сос­то­я­нии, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни с неп­ре­об­ра­зо­ван­ны­ми бе­ре­го­вы­ми ли­ни­я­ми, но в отдель­ных мес­тах име­ю­щи­ми дос­туп пос­ред­с­т­вом авто­до­рог.

Рек­ре­а­ци­он­ной ре­кой на­зы­ва­ет­ся ре­ка или ее часть, лег­ко­дос­туп­ная по авто­мо­биль­ной или же­лез­ной до­ро­ге, бе­ре­го­вая ли­ния ко­то­рой мо­жет иметь не­ко­то­рую зас­т­рой­ку, ко­то­рая мог­ла под­вер­гать­ся в прош­лом стро­и­тельс­т­ву пло­тин или изме­не­нию рус­ла.

Сог­лас­но За­ко­ну «О ди­ких и жи­во­пис­ных ре­ках», при­ня­то­му в США в 1968 г., на этих ре­ках зап­ре­ща­ет­ся стро­и­тельс­т­во пло­тин, во­до­во­дов, во­дос­то­ков, элек­т­рос­тан­ций, ли­ний элек­т­ро­пе­ре­дач и дру­гих объек­тов, а так­же до­бы­ча по­лез­ных иско­па­е­мых в ло­же ре­ки, на ее бе­ре­гах или в чет­вер­ти ми­ли от бе­ре­га. Ди­кие, жи­во­пис­ные и рек­ре­а­ци­он­ные ре­ки дол­ж­ны обла­дать вы­да­ю­щи­ми­ся эсте­ти­чес­ки­ми, рек­ре­а­ци­он­ны­ми, ге­о­ло­ги­чес­ки­ми, исто­ри­чес­ки­ми, куль­тур­ны­ми цен­нос­тя­ми и би­о­раз­но­об­ра­зи­ем. В 1993 г. этим за­ко­ном в США уже охра­ня­лось 153 ре­ки (учас­т­ка) дли­ной око­ло 18000 км (с при­ле­га­ю­щи­ми 4 млн. га до­лин (0,33% от всех рек США).

Более подробно об охране дикой  природы в книге В.Е.Борейко Современная идея дикой природы, изд. 2-е, 2003 г, http://www.ecoethics.ru/old/b12/

01.10.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости