Классик концепции заповедности Штильмарк Феликс Робертович (1931-2005)

В.Борейко, КЭКЦ

Родился в 1931 году в семье Роберта Штильмарка, впоследствии известного писателя, автора романа «Наследник из Калькутты».

В 17 лет отправился в первую экспедицию, организованную Институтом леса АН СССР. В 1956 году окончил Московский пушно-меховой институт (МПМИ); уехал охотоведом в Сургут.

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук защитил в 1966 году, доктора биологических наук — в 1997 году.

В разные годы работал также в Зоомузее МГУ, Московском зоопарке, Институте леса АН СССР, ВНИИ лесного хозяйства «Союзгипролесхоз», ЦНИЛ и ИЭМЭЖ, Юганском заповеднике. Благодаря его усилиям на территории СССР был создан ряд заповедников, в частности, Сохондинский (1973), Малая Сосьва (1976), Таймырский (1979), Юганский (1982) и Центрально-Сибирский (1985).

Автор свыше 400 научных и научно-популярных книг и статей.

Умер 31 января 2005 г. после операции на сердце.

Ф.Р. Штильмарк успешно завершил начатую А.М. Краснитским и С.А. Дыренковым разработку нормативной базы концепции абсолютной заповедности. В частности, им были предложены следующие принципы:

  1. Косвенное влияние человека на заповедник (глобальное загрязнение, тепловое воздействие на атмосферу и т.п.) не должны рассматриваться при поддержании режима заповедности.
  2. Абсолютная заповедность распространяется не только на естественные,

малоизмененные участки дикой природы, но и на участки заповедников, имевших антропогенное воздействие, где заповедание может рассматриваться как восстановительный акт, реанимация природной системы (принцип предложен совместно с Н.Ф. Реймерсом) (6).

  1. Идея абсолютной заповедности является идеалом, к которому нужно стремиться при осуществлении менеджмента в любом природном заповеднике.
  2. Идея абсолютной заповедности предполагает ограничение до минимума влияния в заповедниках научных исследований и действий службы охраны заповедника.

Первая статья Ф.Р. Штильмарка о концепции абсолютной заповедности «Принципы заповедности» была опубликована в Москве в 1981 г. (8).  Кроме того, как историк заповедного дела, ученый нашел и переопубликовал забытые классические работы Г.А. Кожевникова «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы» и «Как вести научную работу в заповедниках».

Ф.Р. Штильмарк нимало сделал для того, чтобы вывести дискуссию об абсолютной заповедности из узких рамок научного сообщества, сделав ее понятной и интересной для широких слоев природоохранного сообщества. Этому способствовали его публицистические статьи по этой теме, публикации в Гуманитарном экологическом журнале, газете «Зеленый мир» и других изданиях, а также многочисленные выступления на различных конференциях по заповедному делу.

Закончив работу по формированию нормативной базы концепции абсолютной заповедности, Ф.Р. Штильмарк начал предпринимать меры по юридическому оформлению принципов концепции абсолютной заповедности.

«- Первостепенной задачей в настоящее время является официальное юридическое признание главных принципов подлинной заповедности, внесения их в законодательные акты, в государственные стандарты и другие документы. Следующим этапом, возможным лишь при коренном организационно-правовом изменении заповедного дела, явится внедрение этих принципов в практику деятельности наших  заповедников» (8). В частности, Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и Положение о государственных природных заповедниках РФ, имеющие значительный крен в сторону концепции абсолютной заповедности (и во многом скопированные затем в Беларуси, Казахстане, Украине и многих других постсоветских странах), были разработаны при активном участии Ф.Р. Штильмарка.

Абсолютная заповедность – это когда дикой природе дозволено все.

Как справедливо полагает ученый,по идее в заповедниках не должно быть не только браконьеров, но даже охранников и научных работников.

Весь менеджмент заповедников дол­жен быть направлен на достижение абсолютной заповедности.

«Главное же – оставить заповедник и всю его заповедную природу в покое, не беспокоиться о ней, не переживать, что там погибнут кабаны от перенаселенности или бескормицы, что воро­ны выклюют птенцов цапель, что расплодятся лоси, которые съе­дят лесной молодняк и что возникнет «эталон деградации»… Само собой — не рубить лес и пусть он зарастет, как ему вздумается, вот это и будет дикая заповедная природа, которую сейчас чаще можно найти вне территории официальных заповедников, чем в таковых. И это — быть может, главное богатство нашей страны» (14).

Естественно, у разных заповедников могут быть различные результаты. Но здесь важна не конечная цель — идеал, а посто­янное стремление к ней. Как полагает ученый, этот идеал «чаще всего, не есть достижимая цель, а только направление движения» (14).

В статье «Абсолютная заповедность как высшая форма эколо­гической этики» Штильмарк пишет: «Сама по себе мечта об абсо­лютной заповедности безусловно идеалистическая, как и учение о ноосфере («сфере разума»). Но не пора ли нам, наконец, хотя бы понемногу отвыкать от советских стереотипов, когда только су­губо материалистические подходы рассматривались как положи­тельные, а словом «идеалист» клеймили некие «буржуазные» представления (…). И экологическая этика, и понятие о подлинной заповедности опираются на высшие человеческие ценности, а не только на сугубо научные взгляды об эталонах природы, систе­мах ООПТ и сохранения биоразнообразия. Умственность довлеет над чувствами, но все-таки именно они, чувства, лучше управля­ют людьми, определяя их поступки и поведение. Поэтому идеа­листы, считающие, что спасти природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разум­ному управлению биоценозами, регуляции численности живот­ных, рациональному природопользованию и т.п.» (15).

Ф.Р. Штильмарк прекрасно понимал, что косвенное влияние человека на заповедные экосистемы не устранить, поэтому в целях практической реализации концепции абсолютной заповедности ими следует пренебречь:

«Этот важнейший и основополагающий для подлинной заповедности принцип заключается в том, что на территории заповедников люди не должны вмешиваться в естественный ход природных процессов, они как бы добровольно отстраняются от всякого управления, совершенствования, улучшения, по возможности сокращая до минимума любые формы своего влияния на природу (косвенные влияния, такие как глобальное загрязнение или тепловое воздействие на атмосферу в заповедниках устранить пока невозможно, речь идет прежде всего о прямых и непосредственных вмешательствах)» (27).

По Ф.Р. Штильмарку  всю идею абсолютного заповедания можно выразить следующей фразой «отойди и  никогда ничего не трогай».

«С такой точки зрения, — пишет Ф.Р. Штильмарк, — нельзя трагически смотреть на свежие гари, возникшие от сухих гроз, на леса, поврежденные насекомыми или копытными, на недостаток кормовой базы для отдельных животных и т.д.» (8).

В заповеднике должно быть ограничено даже проведение научных исследований.

«Возможно, что на них допустимы через определенные промежутки времени научные  наблюдения, проводимые при условии минимального вмешательства и беспокойства, но в  принципе они могут производиться при помощи самописцев, особых приборов,  авианаблюдений и т.д.» (8). Должны быть также запрещены любые экопросветительские мероприятия и ограничено влияние службы охраны заповедника.

К концу 1990-х годов концепция абсолютной заповедности, сформулированная ее творцами, постепенно играла в России и других постсоветских странах все большую роль в заповедном деле. К сожалению, благодаря мощному влиянию рыночной экономики, уже второй раз, в начале 2000-х, за историю отечественного заповедного дела, концепция абсолютной заповедности стала «не актуальной».

За несколько месяцев до своей смерти Ф.Р. Штильмарк писал:

«- Классики нашего отечественного заповедного дела считали первостепенным условием подлинной заповедности изначальный принцип неприкосновенности заповедной природы, не терпящей вмешательства наших рук, остающихся торопливыми и суетливыми даже в тех случаях, когда они действуют из самых лучших побуждений и намерений. У природы иные мерки, иной отсчет времени.

Основополагающий для заповедников принцип неприкосновенности был грубо отвергнут и сметен еще в начале сталинских пятилеток, а в настоящее время считается не более, чем анахронизмом и не рассматривается всерьез даже в новейших словарях-справочниках. Каждый государственный заповедник не только имеет свою территорию со всевозможными природными объектами, но представляет собой определенное официальное предприятие с довольно большим штатом работников, занимающихся отнюдь не только охраной и наукой, но и своего рода хозяйственной деятельностью. Иные наши заповедники имели гораздо больше транспорта и строений, чем соседние колхозы или совхозы. Будучи в советское время всегда строго бюджетными организациями, заповедники оказались в очень трудном положении на новых этапах социально-экономического развития страны, когда внимание к ним государства ослабло и финансирование резко сократилось. Их главной задачей стало самое элементарное «выживание». (…).

И все-таки исконные отечественные принципы строгой заповедности (в кратчайшем виде они, выражены знаменитой фразой из словаря Даля — «Помни праотцев — заповедного не тронь!») сохраняются, несмотря ни на что, ибо они соответствуют духовным российским идеалам, преодолению жажды непомерного потребления. Не спроста на новом витке нашей истории мы видим нападки на само понятие заповедности, испытываем всевозможные «искушения», начиная от щедрой помощи западных фондов, исповедующих совершенно иные устои и ценности, до прямой измены своих же специалистов-экологов, ратующих за различные формы использования наших заповедников в практических целях (20).

В последние годы Ф.Р. Штильмарк очень редко публиковался. И дело здесь было не в том, что он стал мало писать: нет, его перо не теряло своей активности и остроты. Просто те вещи, о которых он твердил неустанно: спасение заповедников, защита принципа абсолютной заповедности, двуличие и цинизм природоохранных структур мало кого волновали в современной околоэкологической  тусовке, имеющей деньги и свои издания (21).

Гуманитарный экологический журнал являлся чуть ли не единственным изданием в странах СНГ, где печатался Ф.Р. Штильмарк сразу и без купюр.

А.М. Краснитский, С.А. Дыренков и Ф.Р. Штильмарк успели сделать главное – они разработали нормативную базу к императиву абсолютной заповедности Г.А. Кожевникова, сделав возможным применение концепции абсолютной заповедности на практике. Наша задача – добиться юридического признания концепции абсолютной заповедности, внесение ее принципов, как призывал Ф.Р. Штильмарк, в законодательные акты и сознание деятелей заповедного дела.

 

Литература

1)      Авилова К., 2006, Жизнь и подвиг Феликса Штильмарка, Заповедные острова, №  3, стр. 6.

2)      Борейко В.Е, 2001. Феликс Штильмарк – как пионер гуманитарной экологии, Гуманитарный экологический журнал, в. 2, стр. 127-128.

3)      Борейко В.Е., 2006, Идея абсолютной заповедности. Перечитывая Г.А. Кожевникова и Ф.Р. Штильмарка, Гуманитарный экологический журнал, в. 1.

4)      Борейко В.Е, 2010, Заповедники, заповедность и живородящий хаос. К., КЭКЦ, 48 стр.

5)      Борейко В.Е., 2012, Философы зоозащиты и природоохраны, К., КЭКЦ, 179 стр.

6)      Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р., 1978, Особо охраняемые природные территории, М., Мир, 295 стр.

7)      Тихомиров В., Штильмарк Ф., 2001, Не перейти грань! (О проблеме экотуризма на особо охраняемых природных территориях), Охрана дикой природы, № 3.

8)      Штильмарк Ф.Р., 1981, Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты), В кн. Географическое размещение заповедников в РСФСР и организация их деятельности, Сб. научных трудов, ЦНИЛ Главохоты РСФСР, М., стр. 60-76.

9)      Штильмарк Ф.Р., 1984, Что такое заповедность? Охота и охотничье хозяйство, № 3, стр. 5-6.

10)      Штильмарк Ф.Р., 1985, Определение и смысл заповедности, В кн., Организация заповедного дела, Алма-Ата, Кайнар, стр. 35-36 стр.

11)      Штильмарк Ф.Р., 1996, Историография российских заповедников, М., Логото, 340 стр.

12)       Штильмарк Ф.Р., 1997, Анализ эволюции системы государственных заповедников Российской Федерации (автореферат докторской диссертации, М., МГУ, 27 стр.

13)      Штильмарк Ф.Р., 1997 А, Григорий Александрович Кожевников (1866-1933), Заповедное дело. Научно-методические записки, вып. 2, М., АН СССР, стр. 139-142.

14)      Штильмарк Ф.Р., 1999, Таинство заповедания (к обсуждению идеологии заповедного дела), Гуманитарный экологический журнал, в. 1, стр. 35-46.

15)      Штильмарк Ф.Р., 2001, Абсолютная  заповедность – последний оплот реальной охраны дикой природы, Гуманитарный экологический журнал, т. 3, спецвыпуск, стр. 111-113.

16)      Штильмарк Ф.Р., 2001 А; Абсолютная заповедность как высшая форма экологической этики,  Гуманитарный экологический журнал, т. 3, спецвыпуск.

17)      Штильмарк Ф.Р., 2002, Сочетание научных и морально-этических аспектов з заповедном деле, В кн. Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты, К., КЭКЦ, стр. 9-12.

18)       Штильмарк Ф.Р., 2002 А, К спорам о дикой природе, заповедности и антропоцентризме, Гуманитарный экологический журнал, т. 4, спецвыпуск, стр. 49-51.

19)      Штильмарк Ф.Р., 2005, Идея абсолютной заповедности, К.-М., КЭКЦ-ЦОДП, 110 стр.

20)      Штильмарк Ф.Р., 2005 А, Понятие абсолютной заповедности … юридически почти утрачено, Гуманитарный экологический журнал, т. 7, в.1, стр. 4-8.

21)       Архив КЭКЦ.

22)       Штильмарк Ф.Р., 2005 Б, «Помни праотцов -заповедного не тронь!», Охота и охотничье хозяйство, № 2, стр. 12-14.

23)       Штильмарк Ф.Р., 2006, Отчет о прожитом, М., Логата, 528 стр.

24)      Штильмарк Ф.Р., 2006, Определение и смысл заповедности, В кн., Материалы Второй ‘Международной междисциплинарной конференции по дикой природе, посвященной памяти Ф.Р. Штильмарка, К., КЭКЦ.

25)      Штильмарк Ф.Р, 2009, Мысли об абсолютной заповедности, Гуманитарный экологический журнал, т. 11, в. 3.

26) Shtilmark F., 2003, History of the russion zapovedniks., Russion Nature Press, Warriston Road, Edinburgh, United Kingdom.

27) Штильмарк Ф.Р., 1992, Где закон – там и неправда,Зеленій мир, № 15-16, стр.12

 

 

Более подробно о классиках концепции заповедности см. книгу Вл.Борейко  ” Классики концепции абсолютной заповедности”   http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2013/11/int_klass_zap_2013.pdf

 

Пресс-служба КЭКЦ

 

05.02.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости