Классик концепции заповедности Кожевников Григорий Александрович (1866 -1933)

В.Борейко, КЭКЦ

Родился Г. А. Кожевников 15 сентября 1866 г. в небольшом городишке Козлове (нынче Мичуринск) Тамбовской губернии в семье состоятельного, образованного купца.

После окончания в 1884 году с золотой медалью 1-й Московской гимназии Г. А.

Кожевников поступил на физико-математический факультет Московского

университета, где учился под руководством профессора А. П. Богданова. После окончания университета в 1888 году оставлен на кафедре зоологии и начал работать в Зоологическом музее университета: с 1889 года — в должности ассистента, а в 1904 году сменил на посту директора музея А. А. Тихомирова. Он оставался директором музея до 1929 года.

Возглавлял кафедру зоологии беспозвоночных биологического факультета Московского университета, доктор биологических наук, профессор. Один из основателей Всероссийского общества охраны природы и первый из его председателей.  В 1929 г. был лишен должности профессора на кафедре биофака МГУ, а в 1931 г.- был снят, по политическим мотивам, с должности заведующего Зоологическим музеем МГУ. Умер 29 января 1933 г., во время проведения Всесоюзного съезда по охране природы.

Перед отечественным заповедным делом у Г.А. Кожевникова две величайшие заслуги – он творец заповедников и первый автор концепции абсолютной заповедности. В 1907-1908 гг. Г.А. Кожевников побывал в Германии и США, где анализировал экологические возможности памятников природы и национальных парков. Явным недостатком германских памятников природы, по мнению Г. А. Кожевникова, была их маленькая площадь. Однако свои недостатки имели и огромные национальные парки США, которые в первую очередь создавались «ради блага и наслаждения нации», т.е. имели коммерческую цель. Поэтому ученый указал третий, «русский» путь в заповедном деле, предложив создавать на больших малоизмененных природных территориях для соблюдения права дикой природы на существование и долговременных научных исследований заповедники. Главным организационным принципом заповедников являлся режим абсолютной заповедности (полной неприкосновенности), который он заимствовал у родоначальника  заповедности немецкого пионера охраны природы Гуго Конвенца.

Свой первый доклад, посвященный этой теме “О необходимости устрой­ства заповедных участков для охраны русской природы”, он сде­лал в 1908 г. на состоявшемся в Москве Юбилейном Всероссийс­ком Акклиматизационном съезде. В нем были разработаны основ­ные принципы неприкосновенности заповедников: “чтобы иметь воз­можность изучать природу, мы должны стараться сохранить ее в ее первобытной неприкосновенности в виде ее наиболее типичных фор­маций… Всякие меры, нарушающие естественные условия борьбы за существование, здесь недопустимы. Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты. Заповедные участки имеют громадное научное значение, а поэтому устройство их должно быть  прежде всего делом государственным” (6). На этомже съезде он впервые в России поднял важнейший этический воп­рос “о праве первобытной природы на существование”, став одним из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы в России.

“Есть такие вопросы, и часто весьма важные, которые прямо и непосредственно не захватывают наших жизненных интересов и о которых в силу этого приходится постоянно напоминать. К числу таких вопросов принадлежит вопрос о праве первобытной природы на существование”(6).

Через год, на II Всероссийском съезде охотников (где ученый был одним из организаторов съезда и сопредседателем), Кожевников выс­тупил с другим программным докладом — “О заповедных участках”(7).

По отношению к фауне», — указывал он, — «в них должна быть абсолютно запрещена всякая стрельба и ловля каких бы то ни было животных» (1)Более того «даже обычное право научного коллектирования не должно применяться к этим участкам так широко, как оно вообще применяется» (7).

«По отношению к флоре необходимо отменить прорубование просек, подчистку леса, даже сенокос и уж, конечно, всякие посевы и посадки» (1). Позже, в 1918 г., он добавил еще одно, очень существенное, — что такая заповедная площадь объявляется «неприкосновенной навсегда» (11).

Режиму абсолютной заповедности в заповеднике, по мнению Г.А. Кожевникова, будут способствовать следующие меры:

-  довольно большая площадь дикой природы;

-  наличие вокруг заповедника охранной зоны;

-  строгая охрана от людей;

-  запрещение любого хозяйственного использования;

-  запрещение любого прямого и непосредственного вмешательства в ход природных процессов и явлений;

-  объявление неприкосновенного режима навсегда.

В 1913 году в статье «Мо­настыри и охрана природы» Г.А. АКожевников писал: «Устройство заповедника вполне согласуется с самой идеей монастыря, для которого общение с нетронутой, первобытной природой дает превосходную почву для созерцания и самоуглубления», — подчеркнув духовную, религиозную ценность заповедных объектов (8).

Г.А. Кожевников неоднократно указывал на значимость эти­ческих моментов в природоохране, по его мнению, более важных, чем экономические доводы: «…я подчеркивал, что важно подхо­дить к вопросам охраны природы с широкой принципиальной точки зрения, а не смотреть узко утилитарно, и, в частности, не сводить охрану природы к охране дичи и устройству охотничьих заказников и т.п. Охранять первобытную дикую природу ради нее самой, смотря на прикладные вопросы как стоящие на втором плане — вот основная идея охраны природы по моему докладу. Двое из представителей зоологической молодежи, интересую­щихся охраной природы и готовые работать на нее, выявили отк­рытую слабую позицию, мало содержательную идеологию, на­чавши доказывать, что проповедовать охрану природы можно только с утилитарной точки зрения.

С моей точки зрения, последние предложения знаменуют пол­ный крах идеи охраны природы. Всякое «хозяйство» по существу своему в корне противоречит идее охраны природы. Человечес­кое хозяйство есть уродование природы. Только невмешатель­ство в жизнь природы делает природу научно интересной. Если мы с этой позиции сойдем, то мы никогда не осуществим охрану природы в истинном смысле этого слова» (12).

Еще одна классическая статья «Как вести научную работу в заповедниках», была опубликована ученым в 1928 г. в легендарном журнале «Охрана природы».

«Планируя научно-исследовательскую работу в заповеднике, необходимо прежде всего  иметь в виду, что конечной целью этой работы является изучение законов эволюции органического мира», – писал Г.А. Кожевников (10). К сожалению, и в настоящее время многие заповедники целью своих научных исследований ставят задачи чисто ведомственные, узко-практические, не  имеющие к экологическому мониторингу совершенно никакого отношения.

Главная заслуга Г.А. Кожевникова как ученого и природоохранника состоит в том, что он сформулировал императив концепции абсолютной заповедности, который звучал следующим образом: «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты».

Естественно, этот императив требовал своей нормативной базы (механизма реализации), что было с успехом реализовано другими классиками концепции абсолютной заповедности – А.М. Краснитским, С.А. Дыренковым, Ф.Р. Штильмарком.

 

Литература

1)    Вайнер (Уинер) Д., 1991, Экология в Советской России, Архипилаг свободы: заповедники и охрана природы, М., Прогресс, 400 стр.

2)    Борейко В.Е., 2001, Словарь деятелей охраны природы, К., КЭКЦ, 524 стр.

3)    Борейко В.Е., 2006, Идея абсолютной заповедности. Перечитывая Г.А. Кожевникова и Ф.Р. Штильмарка, Гуманитарный экологический журнал, в. 1.

4)    Борейко В.Е., 2010, Заповедники, заповедность и живородящий хаос, К., КЭКЦ, 48 стр.

5)    Борейко В.Е., 2012, Философы зоозащиты и природоохраны, К., КЭКЦ, 179 стр.

6)    Кожевников Г.А., 1909, О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы, Труды Всероссийского юбилейного акклиматизационного съезда 1908 г. , вып.1.

7)    Кожевников Г.А., 1911, О заповедных участках, Труды Второго Всероссийского Съезда охотников в Москве, М., стр. 371-378.

8)    Кожевников Г.А., 1928, Монастыри и охрана природы, Птицеведение и птицеводство, № 2.

9)    Кожевников Г.А., 1927, Наши заповедники, М., 35 стр.

10) Кожевников Г.А., 1914, Как вести научную работу в заповедниках, Охрана природы, № 1, стр. 12-19.

11) Кожевников Г.А, 1999, Охрана природы в разных странах в связи с вопросом о постановке этого дела в России, В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, сост. В. Борейко, К., КЭКЦ, стр. 243-255.

12) Кожевников Г. А, 1999, Вопрос об охране природы на Естественно-историческом  Совещании Центрально-Промышленной области, В кн. Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле, сост. В. Е. Борейко, изд. 2-е дополн., К., КЭКЦ, стр. 84-85.

13) Стручков А.Ю., 1995, К столетию российских заповедников: слово о Григории Александровиче Кожевникове (1866-1933). Вопросы истории естествознания и техники,№ 4, стр. 106-112.

14) Штильмарк Ф.Р., 1996, Историография  российских  заповедников, М., Логота, 340 стр.

15) Штильмарк Ф.Р., 1997, Григорий Александрович Кожевников (1866-1933), Заповедное  дело. Научно-методические записки, в. 2, М., АН  СССР,стр. 139-142.

 

Более подробно о классиках концепции заповедности см. книгу Вл.Борейко  ” Классики концепции абсолютной заповедности”   http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2013/11/int_klass_zap_2013.pdf

 

Пресс-служба КЭКЦ

 

01.02.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости