Классик концепции заповедности Холмс Ролстон III( р. 1932)

Вл.Борейко, КЭКЦ

 

Наряду с украинской поэтессой Лесей Украинкой, внесшей значительный вклад в экофилософское осмысление концепции заповедности (пассивной охраны природы), следует также назвать современного американского экофилософа Холмса Ролстона III.

Холмс Ролстон III — является одним из наиболее известных американских экофилософов. Имеет степень доктора теологии и магистра философии. Он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского «Экологическая этика» («Environmental ethics») и английского «Экологические ценности» («Environmental values»). Является профессором философии университета штата Колорадо. В 2003 году получил престижную американскую премию Джона Темплтона.

Дикость, автономия, свобода являются главными ценностями дикой природы, которые в современном мире защищаются при помощи заповедности, считает  Холмс Ролстон III: – «Нам нравится природное смешение последовательности и свободы; где слово «дикий» созвучно слову «свободный», где свободной может быть дикая река или ястреб в
небе (…) Дикая природа имеет автономию, которой нет в искусстве. И мы должны предоставить ей возможность следовать своим путем, оставив ее в покое…» (4).

Экофилософ предлагает принять «Декларацию свободы для сохранившейся дикой природы» (что-то наподобие воззвания об освобождении черных рабов,подписанное Президентом США А. Линкольном в 1863 г.).

Одной из главных ценностей дикой природы Холмс Ролстон III считает ценности стабильности и спонтанности (13).

«Ценности, присущие дикой природе в силу логического и эмпирического противоречия, не могут быть улучшены сознательным человеческим управлением,потому что управление – это понятие, несовместимое с дикой природой» (…)Дикая природа – это то, что развивается самостоятельно и не нуждается в подсказке со стороны (14).

В своей статье об Йеллоустоунском национальном парке – «Биология и философия в Йеллоустоне» он обсуждает проблему вынужденного человеческого вмешательства в заповедные экосистемы. По его мнению «Восстановление волков как хищников будет более естественным, чем истребление лосей снайпером» (15).

Холмс Ролстон III уверен, что дикой заповедной природе должна быть предоставлена свобода, автономия,самовольность, самоуправление, самотворчество, возможность идти своем путем,развиваться по собственному замыслу, что в свою очередь, достигается при помощи режима заповедания.

 

Литература

1. Борейко В.Е., 2000. Эссе о дикой природе. — К.: Киевский эколого-культурный центр. — 148 с.

1-А. Борейко В.Е., 2016, Идеологические основы школы концепции заповедности, Гуманитарный экологический журнал, № 2, стр. 9-12.

1-Б. Борейко В.Е., 2010, Заповедники, заповедность и живородящий хаос, К., КЭКЦ, 48 стр.

1-В. Борейко В.Е., Бриних В.А., Парникоза И.Ю., 2015, Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика, К., КЭКЦ, 112 стр.

2. Борейко В.Е., 2012, Философы зоозащиты и природоохраны, К., КЭКЦ,179 стр.

3. Борейко В.Е., 2008, История охраны дикой природы в США, К., КЭКЦ, 80стр.

4. Ролстон Холмс III, 2006. Озеро одиночества // Гуманитарный экологический журнал. — В. 1. — С. 95–101.

5. Ролстон Холмс III, 2006. В защиту идеи дикой природы // Гуманитарный эко’ логический журнал. — В. 1. — С. 39–52.

6. Ролстон Холмс III, 2006. Биология и философия в Йеллоустоуне // Гуманитарный экологический журнал. — В. 1. — С. 65–75.

7. Ролстон Холмс III, 2008. Экологическая этика для бизнеса // Гуманитарный экологический журнал. — В. 2. — С. 43–59.

8. Ролстон Холмс III, 2005. Оценка ценностей охраняемых природных территорий // Гуманитарный экологический журнал. — В. 4. — С. 2–28.

9. Ролстон Холмс III, 2005. Раздумья о дикой природе // Гуманитарный экологический журнал. — В. 2. — С. 37–50.

10. Ролстон Холмс III, 2005. Долг в отношении исчезающих диких видов //Гуманитарный экологический журнал. — В. 2. — С. 50–59.

11. Ролстон Холмс III, 2008. Экологическая этика в Антарктике //Гуманитарный экологический журнал. — В. 3. — С. 55–63.

12. Ролстон Холмс III, 2009. Забота о природе: чему наука и экономика не могут нас научить, а религия может //Гуманитарный экологический журнал. — В. 1. — С. 78–89.

13. Rolston H. III, 1992, Philosophy gone wild, Buffalo, New York,
Prometheus books, 269 p.

14. Rolston H. III, 1991, The wilderness idea reaffirmed, In: The
environmental professional, v.13 p. 370-377.

15. Rolston H. III, 1992 Biology and philosopy in Yellowstone, In:
Environmental ethics: divergence and convergense, ed. S. Comp,
Boston-London, p. 370-377.

 

 

11.03.2017   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости