Как Янукович и Порошенко погубили государственный экологический контроль и нарушили Конституцию Украины

Как Янукович и Порошенко погубили государственный экологический контроль и нарушили  Конституцию Украины

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

Статья 50 Конституции Украины гласит, что «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду…» (1). Функция защиты этого экологического конституционного права возложена на государство, которое обязано создать и наладить эффективное функционирование государственного контроля за безопасной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. Причем, за счет самих граждан, которые платят налоги в госбюджет.

С начала 1990-х годов в Украине был создан довольно неплохой государственный экологический контроль, который осуществляли экологическая, рыбная, водная, санитарная, лесная, охотничья, а также в определенной степени пожарная, ветеринарная и строительная инспекции (службы). Правда, этот контроль страдал некоторыми недостатками – ведомственностью, низкой квалификацией кадров, коррупцией и т.п., но, тем не менее, н работал, и работал довольно неплохо.

Хронология уничтожения государственного экологического контроля

В настоящее время государство грубо нарушает конституционное право своих граждан на благоприятную окружающую среду. Прежде всего это выражается в уничтожении государственного контроля, в чем особенно преуспелипять ключевых фигур – бывший Президент Украины В. Янукович, бывший премьер-министр Украины А. Яценюк, бывший министр экономики Украины А. Абромавичус, действующий депутат Украины А. Кужель, действующий Президент Украины П. Порошенко.

Все это проводится под видом «либерализации», «защиты» бизнеса от излишних проверок и «борьбы» с коррупцией со стороны контрольных органов. На самом деле все это выливается в решение двух задач: 1) организацию еще больших поборов с населения и 2)  защиты полукриминального бизнеса от контроля со стороны государства и общества. В результате государство практически перестало выполнять свою функцию по защите населения от пожаров, болезней, антропогенных катастроф и загрязнения окружающей среды. Подобная ситуация выгодна только криминальным элементам, которые с еще большим рвением продолжают воровать природные ресурсы и продавать их за границу, наживая на этом миллиардные состояния. Это касается леса, рыбы, чернозема, янтаря, угля, нефти и других полезных ископаемых.

Находившийся или стоящий сейчас во главе страны олигархат – Янукович, Порошенко, Яценюк, Ложкин и др., уничтожая государственный экологический контроль, защищают прежде всего свои бизнес-интересы, а не интересы граждан своей страны.

Все это происходит в первую очередь потому, что до сих пор не выполнено одно из главных требований демократического устройства общества – отделение бизнеса от власти.

 

2007 год

Уничтожение государственного экологического контроля началось еще в 2007 г., при Президенте В. Ющенко. Тогда им был подписан Закон «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності»,которым в ст. 6 была введена абсурдная норма: если раньше областные экоинспекции или рыбоинспекции сразу осуществляли внеплановую проверку бизнесструктур по пришедшей к ним жалобе от народного депутата, госструктуры, общественной организации или физического лица (гражданина), то теперь они должны были обращаться в Киев, в свою центральную службу за разрешением на провести проверку (16). На это уходил в среднем месяц. Поэтому, если общественная экологическая организация заметила незаконную рубку леса в каком-нибудь лесхозе, то пока туда через месяц приезжали экологические инспектора, порубщиков уже и след простыл.

Такое положение стало выгодным только браконьерам, ворам и губителям природы.

Еще больший абсурд касается плановых проверок. Госинспекция должна предупредить проверяемую организацию о проверке за 10 дней до начала проверки (наверное, для того, чтоб она могла подготовиться к проверке , припрятать все недостатки накрыть поляну ) (6). В 2016 г. Госэкоинспекция Украины провела 80 плановых проверок. Пользы от них было мало – так как проверяемые уже были к ним подготовлены и нарушения припрятаны.

Также в год одного субъекта хозяйствования можно было проверить 1 раз в год, теперь – 1 раз в 2 года (6, 11).

Это ли не убедительные доводы, что государство делает все, чтобы защитить браконьеров и губителей природы от контроля и наказания?

 

2011 год

С приходом к власти Януковича положение с государственным экологическим контролем еще больше ухудшилось. В 2011 г. им был подписан Закон «Про внесення змін до деяких Законів України щодо вдосконалення порядку здійснення судочинства», которым в ст. 268 Гражданского кодекса были внесены очень опасные изменения. Если раньше обращение в суд по защите своих прав ограничивалось сроком 10 лет, то теперь – всего 3 годами (8). Что позволило сильным мира сего – крупным чиновникам, олигархам, депутатам и т.п. практически без опаски правосудия дерибанить леса, побережья озер и морей, водоохранные зоны рек, парки, курорты, объекты природно-заповедного фонда, памятники культуры под свои дачи и охотничьи угодья. Если раньше можно было обжаловать их незаконные действия в течении 10 лет, то теперь срок возмездия ограничивается тремя годами. Не успел- значит олигарх будет спокойно жить в своей даче в заповеднике.Экологический контроль перестал быть эффективным.

 

2012 год

Еще больший ущерб экологическому контролю Янукович нанес в 2012 г., когда в рамках так называемой «административной реформы» были закрыты районные и межрайонные экологические инспекции, а законом «Провнесення змін до деяких законодавчих актів України щодо оптимізації повноважень органів виконавчої влади у сфері екології та природних ресурсів, у тому числі на місцевому рівні», были ликвидированы областные управления Минприроды Украины (4).

Специалисты-экологи были выброшены на улицу, важнейшие материалы экологических мониторингов сданы в архив, оборудование и техника пошли с молотка. Вместо облуправлений Минприроды Украины при областных госадминистрациях были созданы  малочисленные департаменты или управления, подчиняющиеся напрямую губернатору и ставшие еще более зависимыми от местной власти.

Данный законопроект был в спешном порядке подготовлен Минюстом Украины и внесен в Верховную Раду Украины представителем Президента Украины в Верховной Раде Украины нардепом Ю. Мирошниченко. Законопроект имел массу недостатков и настоящих «ляпов». Так, им практически закрывалось ведение Красной книги, лесники и экологические инспектора лишились права составлять протоколы на браконьеров, новым управлениям экологии не передавались полномочия по ведению природно-заповедного фонда и т.п.

Все это я описываю так подробно для того, чтобы показать, как непрофессионально в Украине чиновниками проводятся «реформы».

К сожалению, общество практически не отслеживает подобные вредоносные законопроекты и никак не оказывает  им сопротивление. Против данного законопроекта боролись только три человека – журналист-эколог Олег Листопад, зоолог, профессор Сергей Межжерин и автор этой статьи. Ни Минприрода Украины (у которой ликвидировали весь областной аппарат), ни общественные экологические организации и СМИ (за очень редким исключением) не оказывали нам никакой помощи.

Вместе с тем, нужно отдать должное нардепу Ю. Мирошниченко – он пошел на контакт, и благодаря его поддержке нам удалось спасти Красную книгу, оставить за лесниками и экоинспекторами право составлять протоколы на браконьеров. Но главное – защитить областные управления Минприроды от закрытия мы оказались не в силах.

 

2014 год

Однако настоящая вакханалия началась в 2014 г., с приходом к власти А. Яценюка, А. Абромавичуса и П. Порошенко. Именно с легкой руки «сладкой парочки» – Яценюка-Абромавичуса в 2014 г. власть пошла на  циничный антиконституционный шаг =дважды- в июле 2014 г. и декабре 2014 г. приняла законы, запретившие с августа 2014 г. по июль 2015 г. практически всем контролирующим органам Украины проводить проверки объектов хозяйствования, в том числе и органам экологического контроля (17, 18, 19, 20). Не сделали исключение даже для Атомэнергонадзора, контролирующего атомные станции. И это в стране, которая перенесла ужас Чернобыля!..

Но…исключение из моратория составила Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекция, которые специализируются на «выбивании» денег через бесконечные проверки. Более того, «таксы» при Яценюке стали выше.

Таким образом, заверения Яценюка и Абромавичуса о том, что эти моратории вводятся для того, чтобы ослабить давление со стороны контролирующих органов – не отвечает действительности. Проверки со стороны самых страшных для бизнеса контролирующих органов – Государственной фискальной службы и Государственной финансовой инспекции остались.

Враньем оказалось и второе заверение Яценюка-Абромавичуса, что, якобы, мораторий на проверки нужен для борьбы с коррупцией. Если следовать этой идее, то почему не была закрыты проверки со стороны  коррупционной милиции, прокуратуры, не расформированы  продажные суды, а главное Кабмин и Администрация Президента Украины, также нередко обвиняемые в коррупции?

С коррупцией следует бороться не закрытием проверок. Проверки должны стать прозрачными, с участием СМИ и общественности, их результаты должны публиковаться на сайтах контролирующих органов. А это ничего сделано не было.

Поэтому главная цель моратория не проверки, чтобы не врали Яценюк с Абромавичусом –  это дать возможность криминальному бизнесу, ворам и браконьерам нажиться на разграблении природных ресурсов Украины. До такого подлого шага, насколько мне известно, не додумалась ни одна страна мира.

Чтобы ввести мораторий, Яценюк поступил хитро: в названиях законопроектов не было ни слова о том, что запрещаются проверки, судите сами: «Про внесення змін до Закону України «Про Державний бюджет України на 2014 р.», «Про внесення змін та визнання такими, що втратили чинність, деяких законодавчих актів України» (17, 18).

Отвлеченные принятием Госбюджета, многие депутаты, в пылу парламентских баталий, и не обратили внимания на заложенные в эти законы «мины». А когда обратили, было уже поздно. Порошенко законы подписал.

Именно эти законы явились причиной ужасного пожара на нефтебазе в Василькове в июне 2015 г. (20), а также массовых пожаров в Чернобыльской зоне и горения торфяников летом-осенью 2015 г.

Однако злодеяние Яценюка-Абромавичуса состоит не только в том, что на целый год из-за моратория на проверки граждане Украины были лишены своего конституционного права на благоприятную окружающую среду и государство самоустранилось от своей обязанности защиты этого экологического права.

Злодеяние Яценюка-Абромавичуса состоит еще и в том, что в том же 2014 г. они провели еще один антиконституционный закон –«Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо обмеження втручання у діяльність суб’єктів господарювання» (9). Этим Законом, во-первых, было внесено изменение в ст. 6 Закона «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності». Если раньше внеплановые проверки та же экологическая инспекция могла проводить как по жалобе госструктур, общественных организаций, народных депутатов, так и частных лиц, то теперь только по заявлениям частных лиц (9).

Причем, теперь частное (физическое) лицо должно в своем заявлении доказать – какие его «законные» права нарушены. Если я живу в Киеве, то какие мои «законные» права нарушаются при браконьерских рубках в Карпатах?

Более того, физические лица, то-есть граждане, особенно на периферии, боятся писать жалобы в контролирующие экологические органы, так как боятся расправы со стороны браконьеров и криминального бизнеса.

Ситуация с этой правкой до того идиотская, что теперь даже министр экологии, которому подчинена экоинспекция, не может заставить экоинспекцию провести внеплановую проверку.

Во-вторых, данным Законом в Админкодекс Украины были внесены статья 166-21, карающая экоинспекторов и инспекторов других контролирующих органов за нарушение механизма проверок штрафом в 1700-2250 гривен (это при том, что штрафы за антибраконьерские статьи составляют в среднем 51-170 гривен) (3).

Поэтому, если раньше инспектора еще могли отправляться во внеплановую проверку, не дожидаясь «добро» центра, и получая его задним числом (ведь нарушитель уходит сухим из воды), то теперь – боятся.

В результате антиконституционных действий Яценюка-Абромавичуса, поддержанных депутатами и Порошенко, государственный экологический контроль в Украине практически потерял свою эффективность.

Начальник Государственной экологической инспекции в г. Киеве В. Павленко с тревогой пишет по этому поводу народным депутатам Украины:

«- Відповідно до ст. 6 Закону України «Про основні засади здійснення державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності», підставами для здійснення позапланових заходів є:

- подання суб’єктом господарювання письмової заяви до відповідного органу державного, нагляду (контролю) про здійснення заходу державного нагляду (контролю) за його бажанням;

- обгрунтоване звернення фізичної особи про порушення суб’єктом господарювання її законних прав.

 

Позаплановий захід у цьому разі здійснюється тільки за наявності з

центрального органу виконавчої влади на його проведення. Проведення позапланових заходів з інших підстав, крім передбачених цією статтею, забороняється, якщо інше не передбачається законом.

Враховуючи вищевикладене, у Держаної екологічної інспекції у м. Києві

відсутні можливості для  оперативного реагування  на порушення природоохоронного законодавства.» (10).

Любопытно, что разрушение государственного контроля произошло практически незаметно. Украинские СМИ, общественные организации, да и сами народные депутаты (за редким исключением) не обратили на это злодеяние никакого внимания. Всего лишь один пример. Когда в декабре 2014 г. планировалось продлить мораторий на проверки, и депутаты уже проголосовали закон, мы с Государственной экологической инспекцией Украины срочно организовали пресс-конференцию, однако она провалилась, так как никто из журналистов на нее не пришел.

2014 г. воистину оказался «черным» для экологического контроля в Украине. Кроме всего прочего законом «Про прокуратуру» был нанесен удар по экологическим функциям прокуратуры (7). Прокуратура потеряла право общего надзора, а природоохранные прокуратуры были закрыты (7, 13, 14).

В общей системе государственного экологического контроля Украины природоохранные прокуратуры были одними из самых эффективных органов. Теперь они ликвидированы.

Благодаря функциям общего надзора прокуратуры только Киевскому эколого-культурному центру, при поддержке Генпрокуратуры Украины, в 2012-2013 гг. удалось отменить более десятка незаконных Положений о заповедниках.

В 2007 г., отреагировав на наше обращение, Генеральная прокуратура Украины заставила Минприроды Украины и Госкомлесхоз Украины отменить незаконные Положения о селекционном отстреле зубров, таким образом защитив украинских зубров от полного уничтожения в Украине (6). Теперь бы защитить зубров таким путем было бы невозможно.

Пиаря данные нововведения, П. Порошенко говорил, что теперь гражданам и НГО за справедливостью нужно обращаться в суд или профильные контролирующие госорганы (14). Однако, как быть, если профильные контролирующие госорганы, как, например, Минприроды Украины и Госкомлесхоз Украины, сами нарушают Закон ( как в случае с незаконным коммерческим отстрелом зубров), а судебные сборы тот же Порошенко увеличил в 7 раз, практически закрыв  тем самым доступ к правосудию? (5).

 

2015 год

В 2015 г. Президент Украины П. Порошенко подписал еще один Закон, сужающий возможности экологического контроля, не только государственного, но и общественного, путем ограничения доступа к правосудию. Если раньше судебный сбор за подачу неимущественного иска в Административный суд первой инстанции стоил около 200 грн., то благодаря Закону Украины «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо сплати судового збору», судебный сбор увеличился в 7 раз и стал составлять около 1400 грн. (5). А чтобы подать  апелляцию или кассацию – и того дороже (5).

Киевский эколого-культурный центр, совместно с ЭкоПраво-Киев, в течении последних 7 лет вели в защиту природы около 50 судебных баталий, из которых 40 выиграли. Среди ответчиков, как правило, были Кабмин Украины, Государственное управление делами Президента Украины, НАН Украины, Минприроды Украины, Гослесагентство Украины, Минагрополитики Украины. Ежегодно мы вели 4-6 судебных дело, платя небольшой судебный сбор. Теперь, в связи с новыми расценками судебного сбора, вести такое количество судебных дел в защиту природы мы не сможем из-за финансовых проблем.

Еще хуже ситуация складывается для контролирующих государственных органов – той же прокуратуры, экоинспекции, рыбинспекции, в бюджетах которых не заложены такие большие суммы на оплату судебных сборов, в результате чего они не всегда имеют возможность подавать в суд на губителей природы.

 

2016 год

Окончательное разрушение экологического контроля Украины продолжилось  в 2016 г. Президент П. Порошенко в начале 2016 г. подписал закон с длинным названием – «Про внесення змін до Кримінального та Кримінального процесуального кодексів України щодо

виконання рекомендацій, які містяться у шостій доповіді Європейської комісії про стан виконання Україною Плану дій щодо лібералізації Європейським Союзом візового режиму для України, стосовно  удосконалення процедури арешту майна та інституту спеціальної конфіскації» (12).

Этим глупым и вредным Законом в Уголовном кодексе Украины был практически уничтожен институт конфискации. Например, статья 249 «Незаконное занятие рыбным, звериным либо иным водным добывающим промыслом» предусматривала конфискацию браконьерских орудий, запрещенных в Украине – капканы, электроудочки, петли, сети-китайки (21). Теперь это будет сделать невозможно. По сути Президент Украины реально поддержал браконьеров.

В 2016 г. очередным ударом по экологическому контролю «отметилась» и Верховная Рада Украины, приняв 3 ноября 2016 г. во втором чтении Закон «Про тимчасові особливості здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності» (думается, П. Порошенко его обязательно подпишет) (11). Несмотря на то, что Яценюка почти полгода как нет у власти – дело его живет и побеждает.

Депутаты взяли старый яценюковский законопроект о моратории на проверки (весомую роль в его лоббировании сыграла народный депутат А. Кужель), переписали и приняли (11). И хотя некоторые народные депутаты – Ю. Левченко, Н. Новак призывали своих коллег отказаться от наследия Яценюка, большинство их не послушало. Этот вредный законопроект проголосовывали несколько раз,  однако он никак не мог набрать нужное количество голосов, но ведущий заседание председатель Верховной  Рады Украины  А.Парубий все-таки « дожал» нардепов ( вот если бы он так же боролся за принятие экологических законопроектов!).

Правда, благодаря бывшему народному депутату, председателю  Комитета по экологической политике Верховной Рады Украины Н. Томенко, мораторий на экоинспекцию уже не распространяется (11). Но под запрет на весь 2017 год попали проверки со стороны рыбинспекции, пожарного надзора, ветеринарной службы, санстанции, охотничьего и лесного надзора (11).

 

Туча над экоинспекцией

Я очень хорошо отношусь к нынешнему министру экологии О. Семераку, и искренне благодарен ему за утверждение новых Санитарных правил в лесах Украины, во многом остановивших рубки в объектах природно-заповедного фонда.

Однако я не могу согласиться с его планом «реформирования» (читай – уничтожения) экологической инспекции, который он презентовал в октябре 2016 г. (15).

Он считает необходимым полную ликвидацию экоинспекции (глупо, на обучение новых кадров уйдут десятилетия), предлагает, что местные громады будут выбирать «экологического шерифа» (как бы не так, местные громады сами часто бывают пособниками браконьеров), и передать экологический контроль на границе пограничникам и таможне (а кто их готовить будет?).

Министр обвиняет экоинспекцию в бездеятельности и неэффективности. С этим я согласен. Однако, кто ее сделал бездеятельной и неэффективной? – Государство, руководство Украины. Для того, чтобы требовать хорошую работу с экоинспекции – надо создать условия для работы.

В ноябре 2016 г. Госэкоинспекция Украины уже не имела денег даже на покупку почтовых марок – приходилось туда идти самому за ответом.

Для эффективной работы экоинспекции требуется 11200 инспекторов на всю Украину, а на конец 2016 г. их насчитывалось всего 1200, то есть почти в 10 раз меньше. Да и сидят они почти все время в своих конторах, так как денег на бензин государство не выделяет и поэтому выехать в рейд невозможно.

Такая же грустная ситуация сложилась и с разрекламированным недавно Госрыбагенством Украины Рыбным патрулем. На 2017 г. в госбюджете рыбным инспекторам заложены деньги только на зарплату. На бензин, на оплату судебных сборов, на обновление машинного парка денег нет.

Кто довел экоинспекцию Украины, ее инспекторов до такого жалкого состояния? К сожалению, министр О. Семерак на этих вопросах не остановился. Любопытно, что разработкой стратегии «реорганизации» экоинспекции занимается какая-то американская фирма, совершенно ничего не смыслящая в тонкостях и проблемах украинского экологического контроля (как нам удалось понять из общения с ее сотрудниками на одном из проводимых ими семинаров). Кстати, на этот семинар не пригласили ни одного представителя  из самой экоинспекции.

Комментарии, как говорится, излишни.

Выводы

1. Яценюка и Абромавичуса за подготовку и лоббирование антиконституционных законов необходимо привлечь к уголовной ответственности.
2. Слить все семь ведомственных природоохранных госинспекций в одну мощную и независимую экоинспекцию
3. Внести  изменения в Уголовный кодекс Украины, возвратив институт конфискации «антибраконьерским» статьям. Внести правки в Кодекс Украины об административных правонарушениях, увеличив штрафы по всем экологическим статьям в 10 раз.
4. Внести изменения в Закон «О прокуратуре», восстановив прокуратуре функции общего надзора, а также восстановив деятельность природоохранных  прокуратур.
5. Внести изменения в Закон «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», дав возможность контролирующим органам проводить внеплановые проверки по любым обращениям физических и юридических лиц, и без согласования со своим центральным органом.
6. Прекратить антиконституционную практику введения мораториев на проверки хозяйствующих субъектов.
7. Восстановить областные управления Минприроды Украины и районные экоинспекции.
8. Внести изменения в Закон «О судебном сборе», уменьшив судебный сбор за подачу судебных административных исков до первоначальной величины – 0,2 размера минимальной заработной платы.
9. Внести изменения в Гражданский кодекс Украины, возвратив длительность исковой давности до первоначальной – 10 лет.

Литература

1. Конституция Украины.
2. Уголовный кодекс Украины.
3. Кодекс Украины об административных правонарушениях.
4. Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо оптимізації повноважень органів виконавчої влади у сфері екології та природних ресурсів, у тому числі на місцевому рівні», від 16.10.2012 №5456-VI.
5. Закон України «Про внесення  змін  до деяких законодавчих актів України щодо сплати судового збору», від 22.05.2015  № 484-VIII
6. Борейко В.Е., Сесин В.А., 2007, Истребление зубров в Украине, Беларуси, Польше и России, К., КЭКЦ, 80 стр.
7. України «Про прокуратуру» від 14.10.2014 №1697-VII
8. Закон України «Про внесення змін до деяких законів України щодо вдосконалення порядку судочинства», від 20.12.2011  № 4176-VI
9. Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо обмежень втручання у діяльність суб’єктів господарювання», від 22.07.2014  № 1600-VII
10. Лист Державної екологічної інспекції у м. Києві, від 16.05.2016 № 1910-05/08.
11. Закон України «Про тимчасові особливості здійснення заходів державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності», від 03.11.2016 № 3153.
12. Закон України «Про внесення змін до Кримінального та Кримінального процесуального кодексів України щодо виконання рекомендацій, які містяться у шостій доповіді Європейської комісії про стан виконання Україною Плану дій щодо лібералізації Європейським Союзом візового режиму для України, стосовно удосконалення процедури арешту майна та інституту спеціальної конфіскації», від 18.02.2016 №1019-VIII.
13. В. Ярема ликвидировал транспортную и природоохранную прокуратуру http://odnako.su/news/politics/-228362-v-varema-likvidiroval-transportnuvu-i-prirodoohrannuvu-prokuraturu/
14. П. Порошенко подписал закон, отменяющий надзорную функцию прокуратуры http://rian.com.ua/politics/20141023/358617006.html
15. О. Семерак про реформування Державної екологічної інспекції http://abc.in.ua/o-semerak-proreformuvannya-derzhavnoi
16. Закон України «Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності, від 5.04.2007 № 277-V.
17. Закон України «Про внесення змін до Закону України «Про Державний бюджет України на 2014 рік», 31.07.2014 №1622-VII.
18. Закон України «Про внесення змін та визначення такими, що втратили чинність, деяких законодавчих актів України, 28.12.2014 р. №78-VIII.
19. Оставить в покое нельзя проверять http://www.epraYda.com.ua/rus/publications/2014/09/29/494117/
20. Экология «в пролете»: Яценюк крышует свой бизнес и бизнес с своих «пацанов» http://korr.cоm.ua/sobvtiva/item/8787-ekoloaiva-vprolete-yatsenyuk-krvshuet-svoj-biznes-i-biznes-svoikh-patsanov/8787-ekologiya-v-prolete-yatsenyuk-krvshuet-svoj-biznes-i-biznes-svoikh-patsanov.html
21. Закон України «Про тваринний світ».

11.12.2016   Рубрики: Борьба за заповедность, Борьба с браконьерством, Новости