К­ри­ти­ка лю­би­тельс­кой охо­ты с по­зи­ции раз­лич­ных ре­ли­гий

К­рат­кий обзо­р

В. Бо­рей­ко

 

Ис­лам край­не кри­ти­чес­ки отно­сит­ся к лю­би­тельс­кой охо­те. Вся­кая за­ба­ва, свя­зан­ная с трав­лей жи­вот­ных, абсо­лют­но зап­ре­ще­на в исла­ме. Это отно­сит­ся к со­ба­чьим и пе­ту­ши­ным бо­ям. Вся­кая охо­та на жи­вот­ных ра­ди раз­в­ле­че­ния так­же зап­ре­ще­на (Мак­суд, 2000).

В чис­ло зап­рет­ных по­па­да­ют и та­кие лю­би­мые на За­па­де раз­в­ле­че­ния, как охо­та на лис, трав­ля со­ба­ка­ми мед­ве­дей и бар­су­ков и, ко­неч­но же, бои бы­ков (Мак­суд, 2000).

Вся­чес­кое истреб­ле­ние жи­вот­ных ра­ди прос­то­го удов­лет­во­ре­ния тщес­ла­вия бо­га­тых дам абсо­лют­но неп­ри­ем­ле­мо в исла­ме. Му­суль­ма­нин не мо­жет при­ми­рить­ся с вар­вар­с­ким убий­с­т­вом, нап­ри­мер, де­те­ны­ша тю­ле­ня или же истреб­ле­ни­ем кра­си­вей­ших жи­вот­ных ра­ди их ме­ха, ро­га или клы­ков. Как бы то ни бы­ло, про­рок не тер­пел рас­то­чи­тель­нос­ти.

Бог лю­бит жи­вот­ных не мень­ше, чем лю­дей. Имен­но об этом ска­за­но в Ко­ра­не: «Нет жи­вот­но­го на Зем­ле или пти­цы в не­бе, есть та­кие же су­щес­т­ва, как вы са­ми и все они вер­нут­ся к Алла­ху» (Ко­ран, 6.38).

Спод­виж­ник Му­хам­ме­да Ибн Омар оста­но­вил как-то груп­пу мо­ло­дых лю­дей, ко­то­рые тре­ни­ро­ва­лись, стре­ляя из лу­ка по жи­вой пти­це в ка­чес­т­ве ми­ше­ни. Он прок­лял тех, кто стре­лял.

За­ко­ны исла­ма зап­ре­ща­ют при­чи­нять жи­вот­ным боль, уби­вать их, кро­ме как в слу­чае по­лу­че­ния пи­щи. Ко­ран раз­ре­ша­ет охо­ту на жи­вот­ных толь­ко с це­лью упот­реб­ле­ния их в пи­щу. Одна­ко, зап­ре­ща­ет­ся охо­тить­ся на жи­вот­ное, если его пред­по­ла­га­ет­ся по­са­дить в клет­ку, сде­лать пред­ме­том пос­то­ян­но­го до­хо­да, или прос­то оста­вить в ка­чес­т­ве до­маш­не­го жи­вот­но­го. По пра­ви­лам исла­ма нель­зя охо­тить­ся на де­те­ны­шей ди­ких зве­рей и птиц. Зап­ре­ще­ны не­гу­ман­ные ви­ды охо­ты — кап­ка­ны, сил­ки, обла­вы (Бо­рей­ко, 2003).

Не­га­тив­но отно­сит­ся к лю­би­тельс­кой охо­те и иу­да­изм. В па­мят­ни­ке древ­не­ев­рей­с­кой ли­те­ра­ту­ры «Свя­щен­ном пи­са­ни­и» го­во­рит­ся: «И каж­до­му зве­рю на зем­ле, и каж­дой пти­це в воз­ду­хе, и все­му, что пол­за­ет по зем­ле, я дал жи­вую ду­шу». Тал­муд тре­бу­ет, что­бы жи­вот­ное бы­ло осво­бож­де­но от стра­да­ний и бо­ли лю­бой це­ной.

И­у­да­изм, как и ислам, зап­ре­ща­ет че­ло­ве­ку есть кровь. Ибо убий­с­т­во жи­вот­ных та­ит в се­бе угро­зу раз­вя­зать стрем­ле­ние к убий­с­т­ву во­об­ще.

И­у­да­изм зап­ре­ща­ет евре­ям охо­тить­ся по­то­му, что они не мо­гут уби­вать жи­вот­ных, кро­ме как при са­мо­за­щи­те или до­бы­че про­пи­та­ния. Им так­же зап­ре­ще­но зас­тав­лять жи­вот­ных стра­дать, а охо­та вы­зы­ва­ет бес­с­мыс­лен­ное стра­да­ние.

Про­фес­сор На­ум Ра­ко­вер, за­мес­ти­тель Ге­не­раль­но­го Про­ку­ро­ра Изра­и­ля, по­ды­то­жил ре­ли­ги­оз­ные иу­дей­с­кие воз­з­ре­ния про­тив лю­би­тельс­кой охо­ты во­се­мью пун­к­та­ми:

1. Охо­та явля­ет­ся раз­ру­ши­тель­ной и рас­то­чи­тель­ной.

2. Она при­чи­ня­ет жи­вот­ным стра­да­ния.

3. Она актив­но про­из­во­дит не­ко­шер­ные ту­ши.

4. Она ве­дет к тор­гов­ле не­ко­шер­ны­ми то­ва­ра­ми.

5. Охот­ник без не­об­хо­ди­мос­ти под­вер­га­ет се­бя опас­нос­ти.

6. Это пус­тая тра­та вре­ме­ни (пос­коль­ку вре­мя на­до пос­вя­щать уче­бе и хо­ро­шим де­лам).

7. Охот­ник — это «ми­шень для нас­ме­шек» (Псалм 1:1).

8. «Ты не дол­жен прис­по­саб­ли­вать­ся к их обы­ча­ям» (Ле­вит, 18:3) (Judaism, 1992).

Ка­те­го­ри­чес­ки отвер­га­ют лю­би­тельс­кую охо­ту буд­дизм, инду­изм и джай­низм. Так, буд­дий­с­кий прин­цип «бод­хи­чит­ты» (ми­ло­сер­дие и сос­т­ра­да­ние) по­ощ­ря­ет дей­с­т­вия, нап­рав­лен­ные на спа­се­ние и бла­го всех жи­вых су­ществ. Прин­цип «ахим­сы» (не­на­си­лия) при­зы­ва­ет воз­дер­жи­вать­ся от на­си­лия ко всем дру­гим жи­вым су­щес­т­вам, прин­цип «мет­ты» на­це­ли­ва­ет лю­дей на доб­ро­ту и лю­бовь ко всем жи­вым су­щес­т­вам.

В Бу­хар­с­ком хан­с­т­ве охо­та с лов­чи­ми пти­ца­ми для дол­ж­нос­т­но­го ли­ца счи­та­лась по ша­ри­а­ту за­ня­ти­ем не­дос­той­ным и гре­хов­ным и бы­ла воз­мож­на лишь с раз­ре­ше­ния вы­со­ко­пос­тав­лен­но­го ду­хов­но­го ли­ца.

Буд­да сфор­му­ли­ро­вал 11 за­по­ве­дей для ми­рян. За­по­ведь «не убий» озна­ча­ет, что нуж­но избе­гать убий­с­т­ва лю­бых жи­вых су­ществ. В ми­фо­ло­гии буд­дис­тов име­ет­ся спе­ци­аль­ное отде­ле­ние Ада для охот­ни­ков, где они вы­нуж­де­ны есть на­воз с чер­вя­ми.

От­вер­га­ет лю­би­тельс­кую охо­ту да­о­сизм. Сре­ди 180 его за­по­ве­дей су­щес­т­ву­ет зап­рет на охо­ту, рыб­ную лов­лю, со­дер­жа­ние птиц и зве­рей в клет­ках (Бо­рей­ко, 2003).

У мно­гих языч­ни­ков име­лись жес­т­кие огра­ни­че­ния и зап­ре­ты на ве­сен­нюю охо­ту.

Не­га­тив­но отно­сит­ся к лю­би­тельс­кой охо­те и хрис­ти­ан­с­т­во. Оно при­зы­ва­ет лю­бить жи­вот­ных как бо­жес­т­вен­ные тво­ре­ния, ибо лю­бовь к зве­рям и пти­цам — это часть люб­ви к Хрис­ту.

Свя­той Фран­циск Ассиз­с­кий обра­щал­ся с жи­вот­ны­ми как со сво­и­ми бра­тья­ми и сес­т­ра­ми. Он вы­ку­пал у охот­ни­ков ди­ких го­лу­бей, ко­то­рых они нес­ли на ба­зар, и отпус­кал их на во­лю. Он про­сил импе­ра­то­ра издать указ, зап­ре­ща­ю­щий ло­вить жа­во­рон­ков.

Мно­гие сред­не­ве­ко­вые хрис­ти­ан­с­кие мо­на­хи спа­са­ли от охот­ни­ков ди­ких жи­вот­ных, исце­ля­ли их от ран. По мне­нию сов­ре­мен­но­го хрис­ти­ан­с­ко­го те­о­ло­га А. Лин­зи, все жи­вые су­щес­т­ва име­ют свою соб­с­т­вен­ную цен­ность. Все­лен­с­кий Со­бор в Кан­бер­ре в 1991 г. пос­та­но­вил, что все жи­вые су­щес­т­ва зас­лу­жи­ва­ют жиз­ни ра­ди са­мих се­бя и ра­ди Бо­га (Бо­рей­ко, 2003).

Очень актив­но выс­ту­па­ют про­тив лю­би­тельс­кой охо­ты рос­сий­с­кие адвен­тис­ты. В «Ос­но­вах со­ци­аль­но­го уче­ния Цер­к­ви хрис­ти­ан Адвен­тис­тов Седь­мо­го Дня в Рос­си­и», издан­ных в 2003 г., ска­за­но: «Для хрис­ти­а­ни­на так­же неп­ри­ем­ле­мы раз­в­ле­че­ния, при­чи­ня­ю­щие стра­да­ния дру­гим жи­вым су­щес­т­вам. Жес­то­кость к жи­вот­ным ра­ди азар­та, унич­то­же­ние уни­каль­ных эко­сис­тем ра­ди си­ю­ми­нут­ной при­бы­ли не­сов­мес­ти­мы с ду­хом хрис­ти­ан­с­ко­го ми­ло­сер­дия (…). В сов­ре­мен­ном ми­ре хрис­ти­а­не дол­ж­ны утвер­ж­дать сво­ей жиз­нью (…) вы­со­кие нрав­с­т­вен­ные нор­мы, в том чис­ле при­ро­до­ох­ран­ные, выс­ту­пая про­тив кор­ри­ды, со­ба­чьих бо­ев, спор­тив­ной охо­ты и дру­гих жес­то­ких раз­в­ле­че­ний» (Ос­но­вы…, 2003).

Ну и ко­неч­но, с по­зи­ции раз­лич­ных нап­рав­ле­ний хрис­ти­ан­с­т­ва, ве­сен­няя охо­та явля­ет­ся гре­хов­ной во вре­мя Ве­ли­ко­го Пос­та, ког­да су­щес­т­ву­ет зап­рет на упот­реб­ле­ние мя­са.

Ли­те­ра­ту­ра

1. Бо­рей­ко В.Е., 2003. Пос­ти­же­ние эко­ло­ги­чес­кой те­о­ло­гии, изда­ние вто­рое, до­пол­нен­ное. — К.: Ки­ев­с­кий эко­ло­го-куль­тур­ный центр. — 128 с.

2. Мак­суд Р., 2000. Ислам. — М.: Фа­ир-Пресс. — 304 с.

3. Judaism and ecology, ed. A. Rose, 1992. — New Jork: WWF. — 142 p.

3. Осно­вы со­ци­аль­но­го уче­ния Цер­к­ви Хрис­ти­ан Адвен­тис­тов Седь­мо­го Дня в Рос­сии, 2003. — 224 с.

 

Более подробно о вреде  любительской  ( спортивной ) охоты можно прочитать в книге ” Брось охоту-стань человеком” http://www.ecoethics.ru/old/b70/

 

 

19.02.2019   Рубрики: Нет - спортивной охоте!, Новости