История создания концепции абсолютной заповедности

В.Е. Борейко

Киевский эколого-культурный центр

Концепция абсолютной заповедности, которая является краеугольным камнем отечественного заповедного дела, и прежде всего природных заповедников, развивалась практически ровно сто лет, начиная с 1908 г. Она прошла долгий, и даже, во многом трагический путь своего развития, была проверена временем и в настоящее время является наиболее экологически грамотной, этически целесообразной и перспективной концепцией развития природных заповедников и других ОПТ.

Её экологические и практические составляющие были разработаны известными российскими экологами, выдающимися специалистами в области заповедного дела Г.А. Кожевниковым, А.М. Краснитским, С.А. Дыренковым, Ф.Р. Штильмарком.

В 2013 г. известным российским деятелем заповедного дела В.А. Бринихом к концепции абсолютной заповедности был предложен последний шестой принцип, полностью сделавший концепцию гармоничной и выполнимой на практике.

Этическая, философская, идеологическая составляющие концепции абсолютной заповедности были разработаны в конце 20 века американскими экофилософами. Основной вклад внесли Дж. Тернер, Х. Ролстон III и Т. Бирч.

С учетом всех предложений российских экологов и американских экофилософов, концепция абсолютной заповедности была доработана Киевским эколого-культурным центром и в окончательном варианте предложена на Первом международном совещании по идеологии заповедного дела (13-14 апреля 2013 г., г. Симферополь).

Прообразом концепции абсолютной заповедности являлись языческие священные рощи, имеющиеся в большом количестве у различных народов дохристианской истории. Охранный режим в священных рощах был строже, чем в современных заповедниках. Чтобы не потревожить богов, в них ничего нельзя было делать или забирать с собой. Большинство священных рощ являлись свободными от человеческой модификации и манипуляции. В них царила абсолютнаязаповедность. Многие заповедные священные рощи затем были уничтожены христианскими священниками.

Вновь к идее абсолютной заповедности человечество вернулось спустя многие века, лишь в 1908 г.

В 1908 году профессор-зоолог Московского университета, пионер охраны природы Григорий Александрович Кожевников сделал ставший вскоре классическим доклад «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы» на Всероссийском юбилейном акклиматизационном съезде в Москве. На нем им впервые была высказана гениальная идея, что для поддержания естественных спонтанных природных процессов и явлений дикой природы, на больших участках свободной природы должен вводиться режим полной (абсолютной) заповедности, предполагающий запрет на любое хозяйственное или регуляционное вторжение. Такая территория объявлялась заповедником. Заповедники, по идее Г.А. Кожевникова, создавались для защиты права дикой природы на существование и проведение мониторинговых исследований.

Идея абсолютной заповедности Г.А. Кожевникова заключалась в следующих словах: «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты». Это был этический императив.

К нему необходимо было еще сформулировать нормативную систему (механизм реализации) для практического применения, на которую у Г.А. Кожевникова не хватило времени.

Идея Г.А. Кожевникова была поддержана не только большинством русских естествоиспытателей, но и в советском правительстве, в результате чего уже в конце 1910-х начале 1920-х годов в России,Украине и Беларуси стали организовываться первые государственные природные заповедники.

Идея Г.А. Кожевникова об абсолютной заповедности была очень востребована среди деятелей охраны природы и заповедного дела 1920-х годов в СССР, недаром, на состоявшемся в Москве в 1929 г. Первом Всероссийском съезде по охране природы (где также участвовало много делегатов из Украины, Беларуси и республик Средней Азии) большинство делегатов высказывалось против регуляционных мер в заповедниках и за поддержание там абсолютного заповедного режима.

Однако в начале 1930-х годов, когда охрана природы ради самой природы была объявлена «вредительской» идеей, заповедники стали превращаться в обыкновенные лесные, рыбные или охотничьи хозяйства. В 1951 г., за бесполезностью, их вообще чуть-было полностью не закрыли. Небольшая часть заповедников все же уцелела, но режим в них был очень далек от заповедного в первую очередь за счет активно проводившихся там регуляционных мероприятий и «научных» отловов и отстрелов, регулирования «вредителей», массового туризма и т.п.

В литературе по заповедному делу стала появляться критика идеи Г.А. Кожевникова об абсолютной заповедности. В первую очередь она исходила от ботаников, которые приводили факты того, что под воздействием режима абсолютной заповедности в степи накапливается ветошь, что негативно влияет на ковыль, типчак, да и во многих местах степь начинает зарастать кустарником. Поэтому они стали предлагать «защитить» степь при помощи сенокоса или выпаса лошадей. Еще одно направление критики исходило от лесников, которые призывали на антропогенных участках лесных заповедников «помочь» природе путем рубки леса в целях восстановления коренных лесов. Некоторые экологи говорили о том, что абсолютная заповедность невозможна по причине глобального влияния человека на природу (глобальное загрязнение, тепловое воздействие на атмосферу, кислотные дожди, занос растений-интродуцентов и т.п.) Ряд исследователей вполне справедливо говорили о том, что в природных заповедниках, имеющих площадь 1 тыс. га и меньше, абсолютная заповедность, как ее понимал Г.А. Кожевников, вообще не достижима.

Вся эта критика, казалось, не оставляла на идее абсолютной заповедности камня на камне, и, по видимому, с ней было покончено навсегда.

Однако в 1974 г. в журнале «Охота и охотничье хозяйство» появляется интереснейшая статья одного из лучших на ту пору директоров российских заповедников ботаника-лесовода Алексея Михайловича Краснитского «Лесохозяйственные тенденции в заповедниках», написанная с позиции абсолютной заповедности. Это была первая статья, в которой одно из самых распространенных в заповедниках СССР регуляционных мер – рубки леса были подвергнуты жесткой и научно аргументированной критике. Затем этой теме А.М. Краснитский посвятил еще несколько статей, а в 1983 г. опубликовал в московском издательстве «Лесная промышленность» свою монографию «Проблемы заповедного дела», где опять, впервые в СССР, подверг критике не только рубки леса, но и сенокосы в заповедниках, регулирование численности животных, «оптимизацию» гидрологического режима и другие регуляционные мероприятия в заповедниках.

К 1978 г. относятся первые публикации другого классика концепции абсолютной заповедности, доктора биологических наук, лесовода, зав. отделом Ленинградского НИИ лесного хозяйства Станислава Алексеевича Дыренкова. Вместе с А.М. Краснитским они опубликовали несколько работ с критикой сенокошения в степных заповедниках. Перу С.А. Дыренкова принадлежит важная работа об организации участков с абсолютно заповедным режимом.

Однако главным вкладом А.М. Краснитского и С.А. Дыренкова является разработка нормативной системы концепции абсолютной заповедности, позволяющей разрешать конфликты на местах, в частности, они предложили в 1978 г. важнейший принцип концепции абсолютной заповедности – принцип разделения двух функций заповедных территорий (принцип Краснитского-Дыренкова). Он позволяет разрешить серьезнейшую проблему со степными заповедниками.

В целях разрешения противоречий между охраной экосистем (и спонтанных процессов в них) и охраной биоразнообразия (редких видов) – охрана спонтанно развивающихся экосистем должна стать целью природных заповедников, а охрана биоразнообразия (редких видов) – заказников, национальных парков и т.п. Другими словами, зарастание кустарником и образование ветоши допускается в степных заповедниках, но в других ОПТ с этими явлениями следует бороться при помощи сенокосов и выпаса лошадей.

К сожалению, этот важнейший принцип, который затем органически вошел в концепцию абсолютной заповедности, был опубликован ими в 1978 г. в малоизвестном сборнике, вышедшем небольшим тиражом – «Тезисы докладов VI делегатского съезда ВБО» и не был оценен современниками. К нему вернулись лишь спустя более чем через 30 лет.

К сожалению, важнейшая и плодотворная работа А.М. Краснитского и С.А. Дыренкова по разработке на базе идеи абсолютной заповедности Г.А. Кожевникова полноценной концепции абсолютной заповедности вскоре прервалась самым нелепым образом. После тяжелой болезни в 1985 г. умер А.М. Краснитский, а С.А. Дыренков в 1988 г. покончил с собой.

Однако к этому времени в России сформировался еще один соавтор концепции абсолютной заповедности. Этим человеком был доктор биологических наук, один из самых известных природоохранников и деятелей заповедного дела России конца 20 века – Феликс Робертович Штильмарк. В сферу его научных интересов входила история охраны природы, поэтому он хорошо был знаком с классическими работами Г.А. Кожевникова по идее абсолютной заповедности.

Первая его работа, в которой он затронул эту тему, была опубликована в 1978 г. (совместно с Н.Ф. Реймерсом) в московском издательстве «Мысль» – монография «Особо охраняемые природные территории».

В 1981 г. в трудах ЦНИЛ Главохоты РСФСР (где он работал), Ф.Р. Штильмарк опубликовал свою вторую научную работу по абсолютной заповедности – «Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты), в 1984 г. – «Что такое заповедность?», в 1985 г. а Алма-Ате – «Определение и смысл заповедности», в 1992 г. Ф.Р. Штильмарк возвращает читателям классические труды Г.А. Кожевникова об абсолютной заповедности, публикуя их в одном из сборников. С 1981 г. до самой своей смерти в 2005 г. Ф.Р.Штильмарк был самым активным защитником абсолютной заповедности в СССР и на постсоветском пространстве. По этой теме он опубликовал около 20 работ.

Однако главная заслуга Ф.Р. Штильмарка является в том, что он творчески развил идею абсолютной заповедности, придав ей форму концепции.

Прежде всего он ответил на многочисленную критику абсолютной заповедности, практически закончив разработку нормативной системы, придав теоретическим взглядам Г.А. Кожевникова возможность практической реализации в условиях заповедников.

Во-первых, он заявил о том, что косвенное влияние человека на природу не должно рассматриваться при поддержке режима заповедности; во-вторых, абсолютная заповедность распространяется не только на естественные участки дикой природы, но и на участки заповедников, имевших антропогенное воздействие, где заповедание рассматривается как реанимация природной системы (этот принцип предложен совместно с Н.Ф. Реймерсом); в третьих, абсолютная заповедность является идеалом, к которому нужно стремиться в любом заповеднике; в четвертых, абсолютная заповедность предполагает ограничение до минимума влияния в заповедниках научных исследований и действий службы охраны.

Существенный вклад в разработку концепции абсолютной заповедности внесли в конце 20 века современные американские экофилософы. Благодаря им эта концепция получила еще и экоэтическое, философское, идеологическое наполнение. Прежде всего речь идет о свободе и автономии дикой заповедной природы, без которых, по мнению Джека Тернера, дикая природа не может оставаться свободной, то-есть дикой. Поэтому любое вмешательство в дикую природу приручает ее и уменьшает ее дикость. Дж. Тернер поддерживает концепцию абсолютной заповедности, основанную не на контроле над дикой природой, а на защите ее свободы, естественности, хаоса и путаницы.

Другой американский экофилософ – Холмс РолстонIII писал, что дикость, автономия и свобода являются главными ценностями дикой природы и поэтому мы должны предоставить дикой природе возможность идти своим путем. Томас Бирч писал о необходимости предоставления в заповедных территориях свободы для самооопределения дикой природы. Пока же заповедные территории превращены в резервации для дикой природы,где дикая природа не является свободной.

Концепция абсолютной заповедности защищает свободу дикой природы, которая, в свою очередь, обеспечивает спонтанное развитие естественных природных экосистем и такое важное качество дикой природы как дикость. Потеря свободы уменьшает, ограничивает способность природы к созиданию. Свобода, как считают американские экофилософы – основное условие существования дикой природы. Защита в заповеднике права дикой природы на существование и свободу – также является этическим императивом концепции абсолютной заповедности.

Своя школа абсолютной заповедности родилась в Украине, в Харькове. У ее истоков стоял известный украинский энтомолог, эколог, заведующий кафедрой энтомологии Харьковского университета ,д.б.н. С.И. Медведев. Им были продолжены прерванные в 1934 г. (из-за репрессий) исследования энтомофауны в степных заповедниках. Ученики С.И. Медведева – д.б.н. А.В. Захаренко, к.б.н. В.Н. Грамма, Б.М. Якушенко и другие, убедившись в колоссальном вреде для насекомых от регуляционных мер в степных заповедниках, стали активно выступать против сенокошения и палов. Так родилась Харьковская школа поборников идеи абсолютной заповедности В своих статьях представители Харьковской школы поборников идеи абсолютной заповедности заявляли, что «основным принципом сохранения биоразнообразия степной биоты должен стать принцип полного невмешательства в заповедные экосистемы». И если заслуга А.М. Краснитского состояла в том, что он первым доказал абсурдность и экологический вред санитарных рубок в лесных заповедниках, то представители Харьковской школы поборников идеи абсолютной заповедности – первыми исследовали и доказали экологический вред от регуляционных мероприятий (сенокошения, палы, выпас) в степных заповедниках.

С середины 1980-х годов концепция абсолютной заповедности приобрела своих сторонников в лице таких видных российских экологов и деятелей заповедного дела как академик АН СССР В.Е. Соколов, доктора биологических наук Н.Ф. Реймерс, К.П.Филонов, А.А. Насимович, В.Н. Тихомиров. В 1997 г. группой видных московских экологов (В.Е. Соколов, К.П. Филонов, Ю.Д. Нухимовская, Г.Д. Шадрина) была издана очень важная монография «Экология заповедных территорий», в которой авторы, вслед за А.М. Краснитским и С.А. Дыренковым, подвергли острой критике различные регулировочные мероприятия в заповедниках.

К сожалению, с конца 1990-х годов в заповедное дело постсоветских стран стали проникать элементы рыночной экономики и «активной» охраны природы, и концепция абсолютной заповедности, уже по идеологическим причинам, стала подвергаться некоторыми экологами-регуляторами, кучкующимся возле Российского офиса ВВФ, насмешкам.

В 2005 г. Киевским эколого-культурным центром и Центром охраны дикой природы (г. Москва) были собраны воедино практически все работы Ф.Р. Штильмарка по абсолютной заповедности и изданы посмертной книгой Ф.Р. Штильмарка «Идея абсолютной заповедности».

К сожалению, скоропостижная смерть Ф.Р. Штильмарка не дала ему возможность поработать над концепцией абсолютной заповедности, придав ей законченный вид. Однако его наработки, так же как идеи А.М. Краснитского, С.А. Дыренкова, Х. Ролстона III, Т. Бирча и Дж. Тернера позволили Киевскому эколого-культурному центру (В.Е. Борейко, И.Ю. Парникоза), довершить начатую Ф.Р. Штильмарком работу над концепцией абсолютной заповедности. Как нельзя кстати оказался предложенный российским экологом В.А. Бринихом(бывшим директором Даурского и Кавказского заповедников) в апреле 2013 г. принцип презумпции абсолютной заповедности. Он окончательно и полностью снимает все возможные трудности при реализации концепции абсолютной заповедности в практической деятельности природных заповедников. Он гласит, что абсолютная заповедность распространяется на все без исключения природные заповедники и не требует доказательств. Однако в случае непредвиденных обстоятельств для проведения в отдельно взятом заповеднике какого-либо регуляционного мероприятия его необходимость нужно доказать экспертному совету и получить на него разрешение. Важнейший вклад в развитие и популяризацию концепции абсолютной заповедности внесла Крымская Республиканская Ассоциация «Экология и мир» (А. Артов, А.И. Дулицкий), организовавшая в апреле 2013 г. в Симферополе Первое международное совещание по идеологии заповедного дела, на котором присутствовали специалисты из России, Польши и Украины. На нем в окончательном варианте сформулированная Киевским эколого-культурным центром концепция абсолютной заповедности была впервые представлена экологам.

21.01.2014   Рубрики: Идея абсолютной заповедности, Новости