История, идеология, цели и задачи антиохотничьего движения

Иcтория

1 этап (1890–1918 гг.)

Антиохотничье движение имеет в странах СНГ давнюю историю. Днем его зарождения можно считать 13 ноября 1890 г. (по ст. ст.), когда в газете «Новое время» было опубликовано антиохотничье эссе «Злая забава» соратника Льва Толстого Владимира Григорьевича Черткова. Затем эта работа была издана отдельной брошюрой с предисловием Л. Толстого. «Злая забава» вызвала бурную дискуссию в российской прессе: «Московские ведомости», «Гражданин», «Русское богатство», «День» откликнулись на нее в основном критическими статьями. В 1896 г. В.Г. Чертков издал свою брошюру «Злая забава» повторно, добавив также статью «Мой ответ защитникам злой забавы».

В 1902 г. активист Российского общества покровительства животным М. Лисовский издал в С-Петербурге брошюру «Немые страдальцы», где один из разделов посвятил критике спортивной охоты, в 1905 г. соратник Льва Толстого И.И. Горбунов-Посадов выпустил альманах «Друг животных. Книга о внимании, сострадании любви к животным», где содержались статьи против спортивной охоты. В 1909 г. в журнале «Свободное образование» он публикует статью «Сострадание к животным и воспитание наших детей», вновь критикуя спортивную охоту как жестокое действие (в 1910 г. эта статья вышла отдельной брошюрой).

Материалы против охоты публиковали журналы «Вегетарианское обозрение» (1909–1915, Киев), «Свободное образование» и «Вегетарианский вестник» (1915–1917). В 1909–1910 гг. журнале «Вегетарианское обозрение» были опубликованы антиохотничьи рассказы русских писателей: М. Арцыбашева «Кровь» и Д. Григоровича «Горькая доля» (посмертно), Д. Мамина-Сибиряка «Олененок» и И. Тургенева «Перепелка». В 1913 г. против охоты в своей статье «Нужно ли щадить всякую жизнь» выступил известный российский климатолог, член-корреспондент Российской Академии наук А.И. Воейков.

Старания русских ученых, общественных деятелей, писателей и публицистов были замечены общественным мнением.

В 1918 г. членом коллегии НКЗ Фалеевым был разработан и подан в Совнарком РСФСР проект декрета об охоте, в котором признавалась только промысловая охота, но охота как развлечение (спортивная охота) запрещалась. Однако он не был поддержан советской властью, так как большинство руководства было охотниками — Ленин, Троцкий, Фрунзе, Крыленко, Ворошилов и др.

Следует сказать, что в 1920–1930 гг. в России и СССР постепенно были закрыты все вегетарианские общества и общества покровительства животным, их издания, которые и являлись главными борцами со спортивной охотой. Благородная идея милосердного отношения к животным, покровительства им была подвергнута осмеянию, глумлению, табулированию и забвению. Взамен насаждались жестокость, обесценивание иной жизни, неуважительное отношение к животным. Именно на этом и взростало такое позорное явление как спортивная охота.

2 этап (1960–1980 гг.)

Второй этап развития антиохотничьего движения ведет свой отсчет с начала 1960-х годов и был на прямую связан с таким общественно-политическим процессом как хрущевская «оттепель». Общество постепенно стало пробуждаться, вновь заговорило о морали, нравственности, гуманности, в том числе и в отношении к диким животным. Однако, в отличии от первого этапа своего развития, где застрельщиками выступали вегетарианские общества и общества покровительства животным, здесь на переднем крае борьбы со спортивной охотой оказались русские писатели, поэты и журналисты Б. Рябинин, Л. Леонов, В. Травинский, Ф. Шахмагонов, В. Матов, Н. Сладков, А. Вознесенский и др.

В 1960 г. в журнале «Огонек» журналист В. Сергеев опубликовал статью «Об охотниках до охотничьих обществ», одним из первых, спустя практически пол столетия, вновь начав критиковать «злую забаву». В 1964 г. московский писатель Ф. Шахмагонов раскритиковал охоту в своей статье «Исповедь ружейного охотника», опубликованной в журнале «Молодая гвардия».

В 1969 г. в Москве издательством «Мысль» была опубликована книга известного популяризатора диких животных И.И. Акимушкина «Трагедия диких животных», где автор твердо высказался против спортивной охоты. Журнал «Природа» откликнулся на нее с критической рецензией «Книга ложных идей», но получив огромное количество антиохотничьих писем читателей, был вынужден опубликовать подборку и из них.

Одна из самых острых антиохотничьих статей вышла в 1965 г в журнале «Звезда». Ее автор, ленинградский писатель Н. Сладков резюмировал: «Всю любительскую охоту надо запретить. Машина, которая при работе дает постоянный брак, должна быть снята с производства».

Вскоре к антиохотничьей компании подключились журналы «Сибирские огни», «Человек и закон», газеты «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Литературная газета». Они публиковали яркие антиохотничьи выступления писателей Б. Рябинина, Л. Леонова, В. Травинского, К. Чуковского, В. Матова и других. Появилась и своя антиохотничья поэзия: Андрей Вознесенский написал пронзительную «Охота на зайца», Евгений Евтушенко «Глухариный ток», «Балладу о нерпах». Следует отметить, что лидером второго этапа антиохотничьего движения был уральский писатель-природолюб из города Свердловска (Екатеринбурга) Борис Рябинин. Его перу принадлежат немало антиохотничьих статей в прессе и в книгах.

Серьезный удар по спортивной охоте нанес знатный полевод, почетный академик ВАСХНИЛ Т.С. Мальцев. В своей книге «О земле-кормилице» он не только призывал разоружить всех охотников, но и дважды выступал против охоты ( в 1976 г. и 1980 г.) на Центральном телевидении (первое публичное телевизионное выступление против охоты в СССР с экрана телевизора).

Главным достижением этого этапа истории антиохотничьего движения следует считать закрытие в Российской Федерации с 1969 г. весенней охоты (запрет, к сожалению, продержался всего несколько лет), также привлечение внимания широкой общественности СССР к спортивной охоте как аморальному явлению.

Кроме этого благодаря антиохотничьей кампании, сроки охоты были сокращены в СССР в 2–3 раза, уменьшено количество дней охоты, запрещена охота в зеленых зонах городов, 50 различных жестоких способов охоты были объявлены запретными.

К сожалению, в антиохотничьих дискуссиях, прогремевших на всю страну, не был слышен голос вегетарианцев и зоозащитников (покровителей животных), организаций которых на этот период в стране пока не существовало.

Второй этап антиохотничьего движения закончился по той же причине, что и первый — в связи с общим уровнем падения морали в обществе, связанным с началом периода застоя.

3 этап (1988 — по сей день)

Третий этап антиохотничьего движения, так же как и предыдущий, стал возможным в связи с демократическими переменами, связанными с горбачевской перестройкой, гибелью коммунистической системы, развитием свободы слова, прав природы и экологической этики.

Началом этого этапа можно считать опубликованную в январе 1988 г. в «Московских новостях» статью известного журналиста Я. Голованова, призвавшего объявить 1989 г. годом без охоты. По его мнению вешать рога оленя на стену так же неприлично, как и порнографию.

В 1993 г. в России и некоторых других странах СНГ вышла легендарная книга Даниила Андреева «Роза мира», рукопись которой сохранила вдова писателя. В книге имеется блестящий раздел, направленный против спортивной охоты и рыбалки. Спустя четыре года один из лидеров зарождающегося вегетарианского движения России Т.Н. Павлова издала в Москве книгу «Биоэтика в школе», также имевшую антиохотничью главу. В 1999 г. выпускаемый Киевским эколого-культурным центром Гуманитарный экологический журнал опубликовал резкую антиохотничью статью московского профессора А.А. Никольского «Этика благоговения перед жизнью против эстетики убийства».

В 2003 г. Киевский эколого-культурный центр издает первый за всю историю отечественного антиохотничьего движения сборник «Большой спор о любительской охоте», а в 2005 г. — еще один — «Брось охоту — стань человеком», куда вошли лучшие антиохотничьи выступления, начиная с 19 века. С начала 2000-х годов в разных городах России и Украины начинают проводиться различные акции против спортивной охоты: московский Центр защиты прав животных «Вита» пикетирует охотничью выставку и снимает фильм «Российские звезды против охоты», дружина охраны природы Харьковского университета при помощи экотажа срывают проведение охот в Харьковской области, Центр «Жизнь» из Харькова снимает художественный фильм против охоты и демонстрирует его по украинскому телевидению, дружина «Служба охраны природы» Казанского университета создает первый в России и СНГ антиохотничий сайт, в Москве и Киеве проводятся телевизионные ток-шоу по антиохотничьей тематике и антиохотничьи конкурсы детского рисунка.

Этот этап характеризуется активным участием в антиохотничьем движении зоозащитных, а также части вегетарианских и экологических общественных организаций. Однако заметного участия в нем журналистов и писателей не отмечается.

Вместе с тем следует отметить участие российских звезд шоу-бизнеса, которые в последнее время активно высказывается в своих интервью против спортивной охоты. Это — Лайма Вайкуле, Юрий Шевчук, Юрий Антонов, Елена Камбурова, композитор Федор Гладков, критик Артемий Троицкий.

К сожалению, звезды украинской или белорусской эстрады явно отстают от своих российских коллег и пока молчат (поисковые системы Интернета не дали ни каких результатов). Начали высказываться против спортивной охоты и известные политики. Здесь перевес на украинской стороне — против охоты выступил Президент Украины В. Ющенко, предложив ее запретить на 10 лет, против спортивной охоты высказался Олег Рыбачук, ответственный руководитель Администрации Президента Украины, а также видный народный депутат от Компартии Украины в Верховном Совете Украины Александр Голуб.
В конце 2007 г. народный депутат Украины Яценко внес в Верховный Совет Украины законопроект о запрете спортивной охоты. В России в своих антиохотничьих высказываниях заметна лишь Ирина Хакамада.

К достижениям данного этапа можно отнести запрет с 2004 г. в Украине весенней охоты, а также проведение в мае 2007 г. в Киеве первого Международного (Россия, Украина, Беларусь, Приднестровье-Молдова) съезда противников спортивной охоты, на котором были приняты Манифест и Программа антиохотничьего движения. Кроме этого краткого обзора истории отечественного антиохотничьего движения следует заметить, что в разные исторические периоды (1907–1915, 1920-е, 1970-е, с 1990-х по сей день) велась активная борьба с весенней охотой, а также с «царскими» охотами (1970-е, 1986–1989, с 1995 по сей день).

ИДЕОЛОГИЯ АНТИОХОТНИЧЬЕГО ДВИЖЕНИЯ

Идеология складывается из ценностей и элементов веры. Она тесно связана с религией, этикой, философией, культурой.

Чтобы антиохотничье движение было как можно шире и многочисленней, необходимо выработать его идеологию на основе разнообразных этических, экологических, культурных и религиозных ценностей, которые поддерживаются не только зоозащитными или вегетарианскими организациями, но и различными экологическими, религиозными, культурологическими, детскими, женскими, педагогическими, туристическими и другими общественными организациями.

Такими ценностями могут быть:

1. Ценность любой жизни, ее святость (что поддерживается практически абсолютно всеми религиями, философскими системами, биоцентризмом, глубинной экологией, учением А. Швейцера и т.п.).

Из такого ценностного подхода следует очень важное заключение: забрать чужую жизнь человек может только при наличии серьезного морального оправдания. Спортивная охота как убийство диких животных ради развлечения таким оправданием не является. Отсюда главный аргумент против спортивной охоты может звучать следующим образом — убивать диких животных ради развлечения также аморально, как убивать ради развлечения людей.

2. Экологические ценности. Известный американский эколог и философ О. Леопольд писал, что вещь правильна, если она поддерживает стабильность, целостность и красоту биотического сообщества. И она является неправильной, если имеет обратную тенденцию. Спортивная охота вредит стабильности, красоте и целостности биотического сообщества, так как способствует селекции видов наоборот, изменяет эволюционное развитие видов диких животных, загрязняет почву и воду свинцом, загрязняет генофонд охотничьих животных, способствует экоциду в отношении хищных животных — волков, лисиц, сов, дневных хищных птиц и т.п.

3. Педагогические ценности. Спортивная охота способствует заглушению лучших качеств человеческого характера — жалости, сострадания, и наоборот, воспитывает тщеславие, жестокость, лицемерие, эгоизм и равнодушие.

4. Этические ценности. Существует очень много этических ценностей, которые не могут быть сопоставимы со спортивной охотой (живя сам — давай жить другим; защищай слабого; нельзя извлекать выгоду из страданий других; нельзя зарабатывать на безнравственных вещах).

5. Защита прав человека и животных. Спортивная охота грубо попирает право человека на безопасность и право на отдых, а также права животных на жизнь, на свободу, на защиту от ненужного страдания по вине человека.

6. Религиозные ценности. Такие пропагандируемые многими религиями ценности как святость любой жизни; ахимса (ненасилие); запрет на убийство и жестокость в отношении к любому живому существу; любовь к животным — это часть любви к Богу; все живые существа заслуживают жизни ради самих себя и ради Бога — грубо перечеркиваются практикой спортивной охоты.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИОХОТНИЧЬЕГО ДВИЖЕНИЯ

Целью антиохотничьего движения является уничтожение спортивной охоты как таковой (как это сделано в Кении и частично в Великобритании).

Отсюда движение имеет две главные задачи:

1. Повсеместное общественное осуждение спортивной охоты.

2. Постепенное законодательное ограничение спортивной охоты.

Программными задачами движениями могут быть:

  • развитие антиохотничьего движения;
  • лоббирование антиохотничьих законов и подзаконных актов (сокращение сроков охоты, сокращение списков охотничьих животных, сокращение видов и способов охоты, ограничение доступа к охотничьему оружию, ограничение права на охоту (увеличение возрастного ценза, лишение права охоты за браконьерство и т.п.), запрет или ограничение на рекламу охоты, сокращение площади территорий, где ведется спортивная охота);
  • пропаганда антиохотничьих ценностей и установок;
  • развенчание охотничьих мифов (типа «охотники — друзья природы), а также так называемой мужественности и героики охоты;
  • пропаганда бескровного отдыха на природе (фотоохота, наблюдение за птицами и т.п.);
  • организация зон, свободных от спортивной охоты (по аналогии с безъядерными зонами или зонами, свободными от курения).

ЧЕМ ВЫЗВАНО СОЗДАНИЕ АНТИОХОТНИЧЬЕГО ДВИЖЕНИЯ

На первый взгляд спортивная охота как негодное действие в отношении к животным ничем не отличается от подобных — корриды, спортивной рыбалки, родео, агрофабрик, звероферм, вивисекции, отстрела беспризорных животных в городах и т.п. На самом деле спортивная охота является гораздо большим злом, чем перечисленные виды нарушения прав природы.

1. Количество уничтоженных на охоте животных огромно. Для сравнения, в Украине на охоте ежегодно гибнет более 3,5 млн. животных, а во время отстрела в городах — всего около 156 тыс. животных.

2. Публичность спортивной охоты. В отличии от работников звероферм, агрофабрик, вивисекторов спортивные охотники постоянно хвастаются своими «достижениями» в убийстве диких животных в прессе, на телевидении, в охотничьих изданиях, разовый тираж которых только в Москве доходил в 2003 г. до 200 тыс. экз.

3. Спортивные охотники являются очень опасной группой риска, так как это очень большой и организованный отряд убийц животных, ежегодно и властно требующий своей жертвы. Как правило, государственные природоохранные органы боятся выступать против аппетитов охотников. Боятся их и многие общественные экологические организации. Они очень влиятельны, так как охотой занимается почти вся политическая элита — президенты, главы правительств, министры, депутаты, областные и районные власти. Они лоббируют нужное им законодательство, являются активными носителями антропоцентрической идеологии (живое существо — это вещь, созданная для блага человека). Охотники тормозят развитие экоэтической морали. Очень опасным является срощение спортивных охотников с природоохраной, особенно когда охотники возглавляют природоохранные органы — заповедники, национальные парки и т.д.

4. Спортивная охота вошла в сферу индустрии развлечений, одной из самых перспективных, быстро развивающихся и экономически выгодных индустрий 21 века.

5. Недооценка социального, экологического и морального вреда от спортивной охоты. Общественное мнение по-прежнему в целом благосклонно к охоте. Многие природоохранные общественные организации продолжают заигрывать с охотниками. Даже часть зоозащитных организаций не обращает внимания на охотников.

6. Спортивная охота поддерживается на высшем государственном и церковном уровне. Первые лица государств — почти все русские цари, Ленин, Хрущев, Брежнев, Ельцин, Путин, Косыгин, Подгорный, Черномырдин, Касьянов, Кравчук, Кучма, Янукович и др. были или являются заядлыми охотниками. Даже Русская православная церковь начала заигрывать с охотниками — 13 сентября 2006 г. в Москве, в храме Воскресения Христова была освящена икона Святых покровителей охотников и рыболовов по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

7. Спортивная охота все больше становится безнравственной, все быстрее происходит моральное разложение самих охотников, что грозит поразить гангреной бездушия остальное общество.

Все больше охотников специально охотится не по правилам — это считается особой «доблестью» и доставляет особенное удовольствие. Все более популярными становятся «царские» охоты в заповедниках и национальных парках (в этом участвовали Путин, Кучма, Янукович), охоты на краснокнижные виды — зубра, белого медведя, дрофу (в Беларуси охота на зубра уже проводится как на обыкновенный охотничий вид), вновь вводится закрытая в России по этическим соображениям в начале 20 века садочная стрельба по живым птицам. Становятся популярными и новые, очень циничные виды охоты — верминтинг и охота в городах.

В Москве становится модным, надев камуфляжную форму и шлемофоны ночного видения, отправляться на охоту в развалины. За пару часов охотники набивают несколько сотен крыс. Другие получают лицензию на отстрел ворон на городских свалках. Многочисленные трупы птиц потом с воем растаскивают одичавшие собаки.

Последний писк охоты — верминтинг, охота на мелких зверьков. Общая стоимость оборудования — 100 тыс. долл. Специальное снаряжение позволяет продемонстрировать окружающим свое благополучие. А если добавить компьютер, учитывающий скорость, направление ветра, положение солнца и температуру воздуха, который корректирует выстрел, то попадание в суслика гарантировано.

Охота давно уже не похожа на ту романтическую традицию времен Аксакова и Тургенева. Сейчас, благодаря техническим приспособлениям, она превратилась в обыкновенное избиение животных без какого-либо шанса им спастись. Охотники получили современные винтовки, композитные луки с углепластиковыми стрелами, дальномеры (по 8 тыс. долл.), приборы ночного видения, спутниковые навигаторы, электрические собачьи ошейники, маяки-синтезаторы (по 1 тыс. долл.) и компьютеры.

Современная спортивная охота — это давно уже не спорт.

СПОРТИВНАЯ ОХОТА В УКРАИНЕ. НЕКОТОРЫЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ

Площадь Украины составляет 60 млн. га, площадь охотничьих угодий — 47,2 млн. га, или 78 % территории всей страны. Для сравнения, площадь заповедников (единственное место, где на животных охотиться нельзя) составляет всего 0,3 млн. га, или 0,5 % территории Украины. За последние 10 лет численность основных видов охотничьих животных сократилась: лося — на 69%, кабана — на 32 %, уток — на 26 %, оленей — на 31 %, косули — на 29 %, гусей — на 58 %.

В Украине официально зарегистрировано 560 тыс. охотников, что составляет 1,2 % населения страны, из них активных — 300 тыс., или 0,6% населения страны.

На одного лося в Украине приходится 108 охотников, на 1 оленя — 29 охотников, на 1 лань — 220 охотников, на 1 волка — 208 охотников, на 1 кабана — 12 охотников, на 1 косулю — 4 охотника.

При этом нормы добычи охотничьих животных не снижаются десятилетиями.

В год в Украине задерживается около 9 тыс. охотников-браконьеров, что составляет около 1–2 % от всех потенциальных браконьеров. Из них только 2–5 человек привлекается к уголовной ответственности. Охотничьи угодья в Украине практически не охраняются, так как на одного егеря в среднем приходится 11,6 тыс. га охотугодий, которые обойти за один день охоты невозможно. Охотничье хозяйство Украины является затратным. Так, в 2006 г. на него было потрачено 70,4 млн. грн., а доходы составили всего 35, 2 млн. грн. (Охотник, 2007, № 4).

В 2006 г. официально в Украине убито:

  • зайцев — 227 тыс.
  • лысух — 420 тыс.
  • куликов — 157 тыс.
  • лисиц — 68 тыс.
  • собак бродячих — 53 тыс.
  • кошек бродячих — 24 тыс.
  • серых ворон — 30 тыс.
  • волков — 1300
  • уток — 674 тыс.
  • перепелок — 206 тыс.

Всего в 2006 г. в Украине официально было убито 2,348 тыс. животных, а вместе с погибшими подранками и убитыми браконьерами эта цифра достигает более 3,5 млн. диких животных. При этом лысух, уток и перепелов отстреливают до 1/4 всей популяции, лисиц — 78 %, а волков — половина всей популяции. Из 3,5 млн. убитых в 2006 г. охотниками Украины животных доля так называемых «вредных» — бродячих котов и собак, волков, лисиц, серых ворон, соек и грачей составляет 38 %. Особый урон дикой фауне Украины доставляют частные охотничьи хозяйства, где вообще ни какие законы не действуют, а охота ведется круглый год, а иностранные охотники, особенно итальянские, во время охоты патологически расстреливают все живое.

С 1991 г. по 2000 г. численность диких гусей снизилась — в 2 раза, диких уток — на 1 млн. голов. Несмотря на это, закон об охоте в Украине (2000) увеличивает сроки охоты на диких уток и гусей (весенняя охота), а также на ондатру, бобра и норку американскую. Другими словами, количество дичи уменьшается, а охотничьи сезоны увеличиваются. Этот же закон, пролоббированный охотниками Украины, антиэкологично и аморально называет «вредными» видами волка, лисицу, бродячих собак и кошек, серую ворону, грача, сойку, сороку. Закон разрешает их уничтожать круглый год в любом количестве, позволяет за их уничтожение выплачивать премии, давать бесплатные патроны, вменяет их уничтожение в служебную обязанность работникам охотничьих хозяйств.

Все это говорит о том, что охотники являются серьезной опасностью для фауны, и чем быстрее будет закрыта спортивная охота, тем мы больше спасем от уничтожения биоразнообразие.

В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр

01.08.2009   Рубрики: Документы и статьи, Нет - спортивной охоте!, Новости кампаний