Идеологические основы и школы концепции заповедности
В.Е. Борейко, Киевский эколого-культурный центр, г. Киев
В своих недавних публикациях по концепции заповедности (Борейко, 2013, Борейко, 2014, Борейко, Бриних, 2014-а) назывались две идеологические школы концепции заповедности (пассивной охраны природы). Одну из них представляла российская научно-природоохранная школа, главным идеологом которой является профессор Московского университета Г.А. Кожевников (2, 3, 4).
Именно он в 1908 г. предложил охранять дикую природу ради ее «права на существование», а также предложил формулу абсолютной заповедности: «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (6).
Другую – североамериканскую экофилософскую школу концепции заповедности представляют собой американские экофилософы Д. Тернер, Х. Ролстон 3-й, Т. Бирч и др. Они поставили вопрос о правах и свободах дикой природы (1, 11). «Мы не можем сохранить дикую природу как сохраняют клубнику – собранную, сваренную и закрытую в банки. Сохранять дикую природу это означает сохранять ее автономию и свободу», – писал Д. Тернер (11).
Однако, как показали последние исследования (Борейко, 2015, Парникоза, 2015, Guarino, 2013) к идеологическим школам концепции заповедности можно отнести по меньшей мере еще три национальные школы: немецкая научно-природоохранная (Г. Конвенц), украинская этико-поэтическая (Леся Украинка) и норвежская экофилософская (А. Нейс).
Немецкую научно-природоохранную школу представляет пионер охраны природы Германии профессор Гуго Конвенц (1855-1922) (1, 7, 10).
Его деятельность по созданию абсолютно-заповедных (полных) резерватов является первой (документально подтвержденной) в истории человеческой цивилизации. Еще в 1907 г. (за год до публикации известной публикации Г.А. Кожевникова «О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы») он создал в Германии (земля Бранденбург) полный (абсолютный) резерват «Плафеген» (болотистый лес) на площади 172 га (10). Данный полный резерват существует в Германии по сей день. В 1909 г. на территории современной Польши (под Гданьском) он создал полный резерват «Птичье святилище» на площади 82 га. Территория была ограждена забором, поставлена табличка «вход воспрещен», а также налажен мониторинг (10). В1916 г., в разгар Первой мировой войны, Г. Конвенц добивается создания заповедной зоны в Беловежской Пуще на территории 3 тыс. га, спасая лес от рубок. В настоящее время эта часть Пущи входит в заповедную зону польского Беловежского национального парка (10). В своем основополагающем труде «Практика охраны памятников природы», изданном в Германии в 1911 г., (переведен на русский язык и издан Киевским эколого-культурным центром в2000 г.), Г. Конвенц писал о необходимости особой категории памятников природы, которые «пользуются абсолютной защитой» (7). В таких полных резерватах, по мнению Г. Конвенца, должны быть запрещены не только сплошные и выборочные рубки, но и вырубка старых, дуплистых деревьев, борьба с «вредными» животными, посадка леса, добыча камня, сбор растений, ловля животных, а также посещение полного резервата людьми (7). Также Г. Конвенц поднял вопрос о необходимости заповедания больших природных объектов в Антарктиде: «И поэтому необходимо безотлагательно признать определенную ограниченную территорию неприкосновенной, чтобы сберечь для будущих поколений еще естественную спокойную часть нетронутой природы» (7). Возможно, именно эти идеи Г. Конвенца об абсолютном заповедании подхватил и с успехом развил в своих работах Г. Кожевников, который с ним встречался и хорошо знал его труды.
В своей недавней работе «Абсолютная заповедность как этическая модель» итальянский эколог профессор Р. Гуарино высказал мысль, что идея абсолютной заповедности уходит своими корнями в принципы глубинной экологии А. Нейса (15).
Известный современный норвежский экофилософ Арне Нейс (1912-2009) является родоначальником философии и движения глубинной экологии (1, 15). Свои взгляды он изложил в 8 принципах глубинной экологии, одним из которых является внутренняя ценность всей жизни на земле, которая ценна сама по себе (1). В своих трудах экофилософ призывал сохранять и расширять участки дикой природы, которые необходимы для продолжения эволюционного видообразования (1, 15). А. Нейс – активный участник ненасильственных акций в защиту дикой природы. Однажды он приковал себя к стене норвежского фиорда и спустился только после того, как власти отказались от своих планов постройки плотины, которая должна была перегородить дикий фиорд (1). А. Нейс буквально благоговел перед такими участками дикой природы как горы и предлагал оставить несколько горных пиков непокоренными как высочайшие символы недосягаемого, нетронутого, непокоренного (9).
По мнению А. Нейса, в целях полной защиты дикой природы следует стараться не посещать красивые места, предотвращать туризм, сохранять экосистемы и оценивать все жизненные формы, а не просто любоваться красивым, замечательным или узко полезным (8).
Классик украинской литературы Леся Украинка долгое время являлась неоцененной в природоохранном движении. Вместе с тем ее драму-феерию «Лісова пісня» («Лесная песня»), написанную в 1911 г, можно смело отнести к своеобразной «Библии охраны дикой природы» (5).
Мораль произведения следующая — дикая природа является красивой,свободной, но беззащитной. Поэтому любое взаимодействие с миром людей выливается для дикой природы гибелью. В качестве примера Леся Украинка описывает историю лесной царевны — лесной Мавки, прекрасной, вольной и доброй девушки, которая является поэтическим воплощением дикой природы. Ее друг, тоже лесное существо — Лесовик, предупреждал Мавку, чтобы она обходила мир людей стороной, иначе случится беда. Мавка не послушала Лесовика и влюбилась в сельского парня Лукаша.
Однако отношения с Лукашом приводят лесную царевну к гибели — она превращается в вербу, которую люди вначале калечат, а лотом ее сжигают лесные существа.
Предостережения Лесовика оправдались: вступивши в контакт с человеком, дикая природа погибла.
Когда Лукаш хотел надрезать ножом березу из этого древнего, сказочноголеса, Мавка схватила его за руку с просьбой: «Не руш! Не руш! Ні ріж! Не убивай!» (12).
Поэму Леси Украинки «Лесная песня» можно интерпретировать как отстаивание идеи абсолютной заповедности в поэтической форме, на основе принципа «не руш! не ріж! не убивай!».
«Не руш!» означает — ничего не тронь в дикой природе, далее конкретно — не режь травы (то есть не коси сено), не губи деревья, не убивай зверей, птиц, рыб, насекомых (5).
Леся Украинки была уверена, что только таким образом — при помощи строгого заповедания — не руш! не ріж! не убивай! — можно спасти от гибели чудом уцелевшие участки дикой природы (5).
Взгляды Г. Кожевникова, американских экофилософов Д. Тернера, Х. Ролстона 3-го, Т. Бирча, Леси Украинки, немецкого пионера природоохраны Г. Конвенца, норвежского экофилософа А.Нейса очень важны для понимания идеи абсолютной заповедности и разработанной на ее основе современной концепции заповедности (пассивной охраны природы) (3).
Цель данной концепции – свобода дикой природы. Инструмент – заповедание природных участков путем заповедников, заповедных зон и полных резерватов. Идеология – глубинная экология, права природы, свобода и внутренняя ценность дикой природы.
Литература
- Борейко В.Е., 2012, Философы зоозащиты и природоохраны, К., КЭКЦ, 179 стр.
- Борейко В.Е., 2013, Классики концепции абсолютной заповедности, К., КЭКЦ, 48 стр.
- Борейко В.Е., Бриних В.А., 2014, Концепция полной заповедности, Гуманитарный экологический журнал, № 2, стр. 1-5.
- Борейко В.Е., Бриних В.А., 2014, Манифест сторонников идеи абсолютной заповедности, Гуманитарный экологический журнал, № 4, стр. 1-2.
- Борейко В.Е., 2015, Идея абсолютной заповедности в «Лесной песне» Леси Украинки, Гуманитарный экологический журнал, № 1, стр. 13-14.
- Кожевников Г.А., 1999, О необходимости устройства заповедных участков для охраны русской природы, Труды Всероссийского юбилейного акклиматизационного съезда в 1908 г., вып. 1.
- Конвенц Г., 2000, Практика охраны памятников природы, К., КЭКЦ, 88 стр.
- Нэйс А., 2008, Философские основы защиты природы, Гуманитарный экологический журнал, № 2, стр. 116-118.
- Нэйс А., 2010, Горы и мифология, Гуманитарный экологический журнал, № 2, стр. 119-120.
- Парнікоза І., 2015, Гуго Конвенц –піонер охорони природи Європи, www.h.ua/story/419004/
- Тернер Дж., 2003, Дикость и дикая природа, К., КЭКЦ, 72 стр.
- Українка Леся, 1987, Твори, К., Наукова думка, т. 2, 728 стр.
- Штильмарк Ф.Р., 1996, Историография российских заповедников, М., Логата, 340 стр.
- Guarino R., 2013, Absolute zapovednost as in ethical model, Bulletin of the European grassland group, №21, pp. 33-35.
- Naess 1994, The deep ecological movement: some philosophical aspects, In. Environmental ethics, ed. L. Pojman, Boston-London, Jones and Bartlett Publisher, p. 411-421.
18.06.2015
Рубрики: Борьба за заповедность, Новости