Гослесагентство несет ответственность за высыхание рек и озер Украины
Владимир Борейко, КЭКЦ
В связи с глобальным потеплением особенно острым встал вопрос о защите водных источников-рек, озер, болот от высыхания. Как известно, лес является надежной защитой водных источников от высыхания. Поэтому проведение рубок, особенно сплошных, по берегам рек и озер является недопустимым и может рассматриваться как экологическое злодеяние.
Водный и Земельный кодексы Украины защищают берега водных источников при помощи водоохранных зон и прибрежных защитных полос, где запрещены многие виды хозяйственной деятельности. Однако среди этих запретов нет запрета на проведение рубок леса, и в первую очередь, на проведение самых экологически опасных рубок- сплошных и рубок главного пользования (7,8).
Ничего не сказано об этом также и в Лесном кодексе Украины, который регламентирует ведение лесохозяйственной деятельности. Более того, исходя из положений ст. 2 Водного кодекса Украины можно сделать выводы, что водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в лесах не создаются (7). А Порядок спеціального використання лісових ресурсів», который утвержден Кабмином Украины 23.05.2007 г., № 761 вообще открытым текстом в ст. 4 разрешает проведение рубок главного пользования ( а они в основном проводятся при помощи сплошных рубок) « вдоль берегов рек, около озер, водоемов та других водных обьектов» ( 2).
Таким образом государственным документом , принятым правительством Украины, официально разрешено проводить уничтожение в стране рек и озер путем сведения лесов, растущих на их берегах. Проект этого антиэкологического документа был подготовлен Гослесагентством Украины ( тогда Госкомлесхоз Украины) и до сих пор им не изменен. Поэтому Гослесагентство Украины несет прямую ответственность за гибель тысяч малых и средних рек , болот и озер страны.
Санитарные правила в лесах Украины и другие нормативные акты, регламентирующие проведение так называемых « санитарных « рубок , в том числе сплошных, также никак не запрещают их проведение по берегам водных источников ( 1, 4).
На самом деле и Лесной кодекс Украины, и подзаконные правительственные акты, регламентирующие лесохозяйственную деятельность, ориентированы только на проведение различных рубок как можно в большем количестве и как можно в больших местах. Экологических норм в них нет или они декларативны ( за исключением тех, которые были проведены совсем недавно и с боем экологами).
Поэтому в целях защиты водных источников ( рек, озер, болот и т.п.) необходимо срочно дополнить Лесной кодекс Украины специальной статьей, запрещающей поведение рубок главного пользования, а также сплошных , постепенных и комбинированных рубок по берегам рек, озер и болот.
Иначе будет поздно и страна может лишиться большей части своих рек, озер и болот.
Литература
- Санітарні правила в лісах України, затверджено Кабінетом Міністрів України 27.07.1995 № 555.
- Порядок спеціального використання лісових ресурсів, затверджено Кабінетом Міністрів України 23.05.2007 № 761.
3. Порядок рубок головного користування в гірських лісах Карпат, затверджено Кабінетом Міністрів України 22.10.2008 № 929.
- Правила поліпшення якісного складу лісів, затверджено Кабінетом Міністрів України 12.05.2007 № 724.
- Лісовий кодекс України.
- Правила рубок головного користування, затверджено Кабінетом Міністрів України 23.12.2009 № 364.
7.Водний кодекс України.
8.Земельний кодекс України.
06.04.2020
Рубрики: Новости, Спасем украинский лес