Эстетика древних деревьев

Дуб ГрюневальдаДревние деревья известны своей эстетикой,характерным стилем,наличием уникальных отличительных черт и признаков.Стиль этот заключается в безобразии, хаосе, дикости, свободе, ассиметрии и отсутствии гармонии. Это эстетика старой сказки, древнего колдовства, мистерии, Совершенно Иного. Поросшие зеленым мхом, с разнообразными утолщениями на стволе, грубой морщинистой корой, обломанными и сухими ветками, глазницами трухлявых дупел, бусами из грибов-трутовиков, деревья-ветераны поражают нас древним возрастом, высотой и размером кроны, толщиной ствола, уверенностью и мощью.

Преподобный Ф.Килверт из Англии сказал о них-”Эти седовласые, шишковатые, с низко посаженным лбом и вывернутыми наизнанку суставами, согбенные, изогнутые, огромные,причудливые, длиннорукие, деформированные, горбатые, безобразные старики-дубы стоят, ждут и наблюдают столетие за столетием”.

Липа Богдана ХмельницкогоДля эстетики древних деревьев характерна строгая изысканность красок-только черные, коричневые,зеленые. Ничего лишнего. Нередко древние деревья похожи на великанов, вышедших из легенд.В других проступают человеческие черты-лики святых угодников, монахов, давно забытых героев. К древним деревьям применимы слова “сверхъестественный, священный, божественный”.
Красивы ли древние деревья в нашем обыденном понимании красоты? Разве можно их сравнить с цветущей молодой яблонькой или раскидистой заснеженной елью?

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев предпочитал красоту древних деревьев.В своем трактате “Старые деревья в садах Романтизма” он указывал, что “дуплистость, отмершие ветви скорее украшают дерево, чем портят его декоративные качества. Старое дерево несет в себе больше индивидуальных черт, чем молодое”. С ним был согласен и профессор-природоохранник Андрей Петрович Семенов-Тян-Шанский, заявивший еще в 1913 году, что “эти богатыри чрезвычайно живописны и в своем величественном угасании”.

ДубВозможно был прав английский ландшафтный архитектор Х.Рептон, любивший повторять, что “ученый человек с хорошим вкусом найдет красоту в дереве, которое другие осудят за разложение”.

Дикой красотой древних деревьев были поражены многие известные английские, немецкие, русские, польские, американские, армянские художники- Т.Хэрн, Д.Педдар, Т.Грей, М.Грюневальд, К.Фридрих, Ю.Клевер, И.Шишкин, А.Саврасов, А.Орловский, Я.Гловацкий,А.Бирштадт, А.Кождоян, запечатлевшие их портреты.

Кажется, эти причудливые деревья-ветераны, низкорослые и высоченные, иссушенные всеми ветрами, с истерзанными ветками, серыми и жесткими как ведьмины волосы, не от мира сего. Их не найти в городах с казарменной эстетикой, в современных парках с их стремлением к пошлости и красивости.

Одна из проблем древних деревьев состоит в том, что их своеобразная, неповторимая эстетика входит в противоречие с господствующим тривиальным взглядом на красоту деревьев, да и на красоту природы в целом. Такой усредненный стандарт требует отсечения всех “излишеств” при помощи пилы и топора.

Мы должны уважать эстетику древних деревьев. Ведь она создавалась многими веками и даже тысячелетиями.Она-вызов поверхностному человеческому восприятию природы, неумению видеть и ценить красоту в диком и древнем.

В. Е. Борейко