Экологическая значимость режима заповедности (пассивной охраны природы)

Вл.Борейко, В.Бриних, И.Парникоза

 

 

Заповедный режим является базовым для природных заповедников, заповедных урочищ и заповедных зон биосферных заповедников, нацио-нальных парков, региональных ландшафтных (природных) парков, бота-нических парков, дендропарков. Заповедный режим, согласно концепции заповедности, означает полное запрещение хозяйственного использова-ния природных ресурсов и ограничение до минимума любого прямого инепосредственного антропогенного воздействия.Заповедный режим необходим для:а) сохранения естественного хода природных процессов и явлений (видообразование, эволюция природных экосистем);б) обеспечения ведения мониторинговых и научных исследований;

В ) сохранения ненарушенных (малонарушенных) природных экосис-тем (участков дикой природы) и восстановления нарушенных до достиже-ния состояния дикой природы;г) защиты прав дикой природы на свободу и существование;д) водообеспечения и регуляции стока;е) сохранения эстетической, символической, религиозной, этической, научной и культурной ценности участков дикой природы и естественных ландшафтов;ж) стабилизации экологических, в том числе климатических, условий, а также в целом стабильности на планете (предотвращение природных катастроф, накопление углекислого газа, обеспечение атмосферы кисло-родом и т.п.);з) охраны редких, исчезающих видов растений и животных, нуждаю-щихся в заповедном режиме.

 

 

Концепция заповедности и эстетика дикой природы

 

Концепция заповедности направлена также на сохранение эстетики дикой природы, ее непередаваемой красоты в естественном состоянии. Эта эстетика отрицает сенокосы и санитарные рубки в заповедниках, дороги и туристические маршруты (как и все, что связано с посещением заповедников человеком), какое-либо «одомашнивание» дикой природы. Эстетика дикой природы – это эстетика одиночества.Лучшие писатели и художники разных времен и народов воспевали эстетику дикой природы. Целые художественные школы (американская – Школа реки Гудзон, канадская – Школа «Группы Семи», русская реали-стическая Школа дикой природы, древнекитайская – жанр «Горы-воды») восхваляли нетронутую рукой человека дикую природу (7).Американский натуралист Генри Эббот основал новую эстетическую традицию, провозгласив «дико красивым» дремучий лес, на треть состоя-щий из увядших, упавших и перегнивших деревьев.«На более высоких склонах этих холмов рука человека, несомненно, никогда не поднимала топора. Беспрепятственные процессы природы там развили тип леса возможно не экономически выгодный. Но несомненно дико красивый. Там, созревший, упавший монарх, распадаясь, удобрял корни последующих поколений деревьев, чьи переплетенные ветви формировали купол далеко вверху, через который профильтровывались только ограниченные столбы солнечного света. Изобиловали грибы и другие грибковые организмы в большом разнообразии форм и блестящих

цветов. Мхи служили мягкими роскошными коврами для пола этих храмо-вых коридоров…Там мы нашли страну чудес» (7).Заповедные горы, согласно концепции заповедности, должны быть чисты и свободны от лыжных трасс, лыжников, отелей, спелеологов и прочей пошлости цивилизации.Американский журналист Джоул Хедли восхищался дикими горами:«В центре хаоса гор, подобного которому я никогда не видел прежде. Это полностью отличалось от Альп. Не было никаких скальных пиков и сияющих ледников, но все было серым или зеленым, или черным, что только мог охватывать взгляд… великое и мрачное… фон в виде гор, и ничего кроме самого дикого пейзажа между ними – каким таинственным, каким ужасным это казалось (…) Я никогда в моей жизни не был сильнее поражен пейзажем: его чрезвычайной дикостью, раскинувшейся там, где топор цивилизации никогда не наносил своего удара – вечер – закат – глу-бокая пурпурность гор – тишина и одиночество берегов, и крик птиц на расстоянии, все это объединилось, чтобы передать мне дух очарования» (7).А разве могут быть красивыми заповедные степи, где каждое лето за-гоняют комбайны и косилки, уродующие дивную эстетику степей, которой восхищался Гоголь? «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корня-ми шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшей-ся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы поднималась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..» (7).Очень важно сохранить в заповедниках эстетику, дух дикой природы. Ибо это лучшее в дикой природе, ее красота и тишина, подобно лучшему в искусстве, является священной.

 

 

Концепция заповедности и свобода дикой природы

 

Что такое дикая природа?

 

Понятие «дикая природа» самым тесным образом связано со свобо-дой и независимостью. По одному из определений «дикая природа» – это саморегулирующаяся, саморазвивающаяся, независимая среда обитаниядиких животных и растений. Это место, оставшееся в значительной мере не управляемым и не измененным людьми, находящееся в своевольном, самоопределяющемся, самоупорядоченном, неконтролируемом состоя-нии.Понятие «дикая природа» исходит от древне-кельтского выражения, которое означает «независимые, самостоятельные земли». Они не могут быть ни прирученными, ни дрессированными. Они свободны от всяче-ской человеческой колонизации. Дикая природа существует сама по себе и сама для себя.Дикая природа по определению должна быть дика и свободна. Это ее главная физическая характеристика. Само понятие «дикая», как писалГарри Снайдер, несет в себе подтекст беспорядка и нарушения законов (5). Ибо всякий порядок лишает права на свободу. Дикая природа – это земля с собственной волей.

 

 

Что такое свобода для дикой природы?

 

 

Свобода – это важнейшее свойство и право дикой природы.«Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует по необходимости, вытекающей лишь из ее собственной природы…» – писал Б. Спиноза (85). Существование дикой природы и свобода с самого начала неразделимы. Может ли существовать дикая природа без свободы? Может ли вообще являться природа дикой без свободы? Свобода проявляет себя как позволение быть тому, что существует.

Генри Торо понимал под свободой дикой природы автономию и самоу-правление (5).Американский экофилософ Т. Бирч, называя дикую природу Иным, писал: «Иное не может по существу являться тем, что определяют, ана-лизируют, понимают, оно должно быть и оставаться Иным. Поддержка Иного предполагает прежде всего защиту свободы этого Иного, которая дает возможность абсолютной спонтанности и способствует появлению новизны…» (5).Без свободы дикой природы не может быть по определению. Свобо-да дикой природы – это существование природы в своем естественном состоянии, неодомашненном, некультивируемом, нецивилизованном, непослушном, грубом, бурном, буйном, диком, беззаконном, яростно тревожном. Свобода дикой природы неразрывно связана с дикостью. Под дикостью понимается процесс и сущность природы, качество видов, инди-видов живых существ, экосистем, определяющее степень независимости от человеческого контроля, исторически или в настоящее время (156).Подводя итог сказанному, можно заключить, что свобода дикой при-роды – это:1. Отсутствие внешнего принуждения, контроля и ограничений, на-кладываемых человеком на дикую природу.2. Возможность дикой природы действовать в соответствии со своей собственной волей, без каких-либо ограничений, установленных челове-ком.3. Способность дикой природы действовать в соответствии со сво-ими интересами и целями, свобода выбора, возможность поступать как хочется.4. Защита ее от тирании человека.5. Возможность дикой природы пользоваться своими правами.

 

Зачем нужна свобода дикой природе?

 

Свобода есть необходимое условие естественного развития не только человека, но и всего живого.Свобода дикой природы – это не предмет роскоши. Она – инстру-мент, без которого не может быть ни успешного эволюционного развития, ни богатого биоразнообразия. Свобода необходима дикой природе для сохранения процесса формирования новых видов животных и растений, течения жизни дикой природы и собственного эволюционного процесса.

Ее потеря уменьшает, ограничивает способность природы к созиданию. Свобода нужна дикой природе прежде всего для творчества. Ее отсутствие означает для дикой природы биологическую и моральную деградацию. Свобода обеспечивает качество благосостояния, динамику развития ди-кой природы, спонтанное развитие естественных природных экосистем, а также такое важное качество дикой природы как дикость.Спонтанная активность дикой природы – это активная творческая работа, свободная деятельность дикой природы, в ее определение входит буквальное значение латинского слова sponte – сам собой, по собственно-му желанию. Отсутствие свободы разрушает богатство биоразнообразия даже там, где оно имелось. Политика несвободы означает войну противдикой природы, противодействие ее дикости. Несвобода нужна для раз-жигания страха и ненависти к дикой природе и, в конечном итоге, уничто-жения последней.Нужно ценить свободу дикой природы как за ее ценность для людей, видов живых существ, экосистем, но и как благо само по себе.

 

 

Философия свободы в концепции заповедности

 

 

Философия современного заповедного дела – это философия свободы и справедливости. Обеспечить свободу дикой природы можно несколь-кими путями. Во-первых, признанием ее прав. Во-вторых, установлениемконституционных ограничений на действия человека. В-третьих, предо-ставлением ей заповедников и заповедных зон, то есть мест свободы.Идея создания заповедников, заключающаяся в полном ограничении не только хозяйственного использования природной территории, но в идеале прямого и непосредственного вмешательства человека в природ-ные процессы (абсолютная заповедность), была выдвинута выдающимся немецким природоохоронником Г. Конвенцом в 1904 г. а затем поддер-жана российским пионером охраны природы Г.А. Кожевниковым в 1908 году: – «Не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать. Надо предоставить природу самой себе и наблюдать результаты» (34).Позже ее главным пропагандистом стал авторитетный российский деятель заповедного дела Ф.Р. Штильмарк: «Главное же – оставить запо-ведник и всю его заповедную природу в покое, не беспокоясь о ней, не переживать, что там погибнут кабаны от перенаселенности или бескорми-цы, что вороны выклюют птенцов цапель, что расплодятся лоси, которые съедят лесной молодняк и что возникнет «эталон деградации»… Само собой – не рубить лес, и пусть он зарастет, как ему вздумается, вот это

и будет дикая заповедная природа, которую сейчас чаще можно найти вне территории официальных заповедников, чем в таковых. И это, быть может, главное богатство нашей страны» (103).По Г. Конвенцу, Г.А. Кожевникову и Ф.Р. Штильмарку смысл абсолют-ной заповедности, к которой в идеале должен стремиться каждый запо-ведник, состоит в том, чтобы предоставить дикой природе максимальную свободу, возможность идти своим путем, развиваться по собственному замыслу. «Люди могут жить и в городах, и в садах, и в парках, заповед-ники же должны быть безлюдными – вот вам простая суть, которая пока недостижима, и не только из-за цивилизации, но и по немощи наших экологов. Именно они утверждают, будто подлинная заповедность ведет к деградации, требует постоянного вмешательства, контроля и регули-рования, они настояли на конвергенции заповедников и национальных парков, провозгласили необходимость интеграции охраняемых терри-торий в общую социальную сферу, короче говоря, разрушили таинство заповедности.Откровенно говоря, нам вообще не надо знать, что будет происходить в заповедниках, – пусть в этом разбираются потомки наших потомков, тогда как от нас требуется только одно – не вмешиваться, оставить участки природы в покое, оберегать их от любых вторжений, будь это хозяйствен-ник, браконьер или эколог-регулятор» (104).Идея абсолютной заповедности – это идея свободы дикой природы и ее дикости, то есть спонтанного развития и качества. Абсолютная заповед-ность – идеальное условие существования дикой природы в современном и особенно в будущем мире. Цель идеи абсолютной заповедности – защи-та права дикой природы на существование, процветание и свободу. Это идеальный режим, направленный на сохранение спонтанного развития естественных природных экосистем. Абсолютная заповедность – это когда дикой природе дозволено все. Главное требование абсолютной заповед-ности – отойди и никогда ничего не трогай.Ф.Р. Штильмарк пишет: «Этот важнейший и основополагающий для подлинной заповедности принцип заключается в том, что на террито-рии заповедников люди не должны вмешиваться в естественный ход природных процессов, они как бы добровольно отстраняются от всякого управления, совершенствования, улучшения, по возможности сокращая до минимума любые формы своего влияния на природу (косвенные влияния, такие как глобальное загрязнение или тепловое воздействие на атмосферу в заповедниках устранить пока невозможно, речь идет прежде всего о прямых и непосредственных вмешательствах)» (103).По сути, свободу дикой природы, в некоторой степени, могут защи-щать и другие категории охраняемых территорий – национальные парки, заказники, региональные парки и т.п. Теоретически они отличаются друг от друга лишь степенью свободы дикой природы. Наибольшей степенью свободы дикой природы обладают заповедники и заповедные зоны.Заповедание (пассивная охрана природы) – это предоставление свободы дикой природе путем самоустранения человека из природного цикла. Поэтому главным принципом управления заповедником должно быть обеспечение как можно больше свободы дикой природе (6). К со-жалению, свобода дикой природы подавляется в большинстве заповед-ников, не говоря уже о национальных парках, заказниках и других ОПТ. В заповедниках узаконены так называемые регуляционные мероприятия: косьба сена, рубка леса, отстрелы животных, значительный вред свободе дикой природы заповедников наносит туризм, неэтичная экопросвети-тельская и научная деятельность.Уничтожение свободы дикой природы в одном месте подрывает свободу в другом. Разгром свободы дикой природы в одном заповеднике наносит ущерб всей заповедной системе. Невозможность защитить сво-боду на одном участке дикой природы потребует уплаты более высокой цены завтра и послезавтра.«Мы не можем сохранить дикую природу, как сохраняют клубнику, собранную, сваренную и закрытую в банки. Сохранять дикую природу – означает сохранять ее автономию и свободу» – пишет современный американский экофилософ Д.Тернер (87). Он остро критикует американ-ские национальные парки, где главные принципы – контроль, управление и организация охраны, а совсем не защита свободы дикой природы. По его мнению, нам нужна «новая экологическая мораль, основанная не на контроле над дикой природой, а на защите ее свободы, естественности, хаоса и путаницы» (87).Д. Тернер самостоятельно приходит к идее абсолютной заповедно-сти, высказанной век назад русским ученым Г.А. Кожевниковым: «Почему не работать над тем, чтобы выделить обширные области, где мы будем ограничивать все формы человеческого влияния: (…) никаких дорог, ни-какого наблюдения со спутников, никаких облетов на вертолете, никаких радио ошейников, никаких измерительных приспособлений, никаких фо-тографий… Пусть любая среда обитания, которую мы можем сохранить,

как можно больше возвращается к своему собственному порядку. Пусть дикая природа снова станет белым пятном на наших картах» (87).Конечно, полная свобода дикой природы, как и абсолютная заповед-ность, имеет смысл только с идеалистической точки зрения. Она – идеал. Она не есть достижимая цель, а только направление движения.

 

Движение за свободу дикой природы

 

 

Ф. Шиллер призывал защищать свободу других. Любое демократи-ческое движение стоит на признании достоинства, равенства, свободы и моральности. В традициях современной демократии отстаивать свободуменьшинства. В настоящее время дикая природа является меньшинством, угнетаемым человеком.Вместе с тем угнетаемое право на свободу дикой природы является естественным, неотъемлемым и неотчуждаемым, одним из основных прав дикой природы. Сама дикая природа его отстоять неспособна. Поэ-тому человек должен взять на себя ответственность за соблюдение этого права.Холмс Ролстон III предложил принять «Декларацию свободы длясохранившейся дикой природы» (что-то наподобие воззвания об освобо-ждении черных рабов, подписанного президентом США А. Линкольном в 1863 г.). Это должен быть призыв к людям уважать полноту жизни в мире

дикой природы.Один из вариантов такой «Декларации свободы дикой природы» был принят на международной конференции «Трибуна-9» в Киеве в 2003 году (22). Пятьдесят процентов территории Земли должны быть, согласно этой декларации, предоставлены свободной природе. Да здравствует свобод-ная дикость, да здравствуют неукротимые места!

Легендарный американский природоохранник Р. Маршалл писал в 1930-х годах: «В борьбе с титанической амбицией цивилизации отно-сительно покорения природы на всей Земле у нас осталась лишь одна надежда. Этой надеждой является организация одухотворенных людей, сражающихся за свободу дикой природы» (7).Действительно, давно созрела необходимость определения идей, отстаивающих дикую природу вообще, как некогда разработанная фи-лософия человеческой свободы стала основой конкретных гражданских прав.

В конечном итоге мы должны требовать свободы для дикой приро-ды, став зачинщиками нового движения – движения за освобождение дикой природы (по примеру движений за освобождение негров и жен-щин).Чтобы не потерять свободу дикой природы, люди должны прежде всего осознать ее ценность, дабы не отказаться от нее по собственному желанию, жадности или коварному наущению. Поэтому одной из главных задач такого движения должно стать объяснение в обществе ценности свободы дикой природы. В настоящее время в конституциях многих стран, например, в Конституции Российской Федерации, сказано (статья 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (40). Это несправедливо. В настоящем демократическом государстве высшей ценностью должен являться не только человек, а все живое, его права и свободы всех живых существ и экосистем. Только предоставление свободы дикой природе позволит создать действительно равноправное и демократическое общество.

 

Более подробно о проблемах заповедности читайте  в книге=

 

В.Е. Борейко, В.А. Бриниха, И.Ю. Парникозы   Заповедность (пассивная охрана природы). Теория и практика, Второе издание  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2018/09/Boreyko73.pdf

 

25.07.2019   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости