Этическое правило верности против любительской охоты*
Пол Тейлор
*Опубликовано: Гуманитарный экологический журнал, 2003. — Т. 5, вып. 1–2. — С. 73–77.
Это правило касается только человеческого поведения по отношению к отдельным животным, находящимся в дикой природе, которые могут быть обмануты или преданы моральными субъектами. Обязательства, налагаемые Правилом Верности, хотя и в ограниченных пределах, так часто нарушаются столькими людьми, что правило это требует отдельного изучения как один из основополагающих принципов этики уважения к природе.
Под это правило подпадают обязательства не нарушать доверия, оказываемого нам диким животным (что ясно из его поведения), не обманывать, не вводить в заблуждение никакое животное, которое может таким образом быть обмануто или введено в заблуждение, оказывать поддержку ожиданиям животного, сформировавшимся на основании предшествующих действий личности по отношению к нему, и быть верным тем намерениям, которые стали понятны животному и на которые оно положилось или которым доверилось. Хотя мы не можем иметь взаимных договоренностей с дикими животными, мы можем поступать так, чтобы вызвать их доверие к нам. Основное моральное требование Правила Верности — чтобы мы не обманули этого доверия.
Самыми явными, самыми распространенными примерами нарушения этого правила являются охота, рыбная ловля, капканы. Ведь именно нарушение доверия является ключевым условием удачной охоты, особенно с ловушками и капканами, а также и рыбной ловли. Самое существенное здесь — обман с намерением нанести вред. Охотник на медведя или оленя идет по лесу как можно более неслышно и осторожно. Охотник на утку сидит в глухом шалаше, использует обманные звуки манка. В каждом из этих случаев цель — подобраться к зверю или птице на расстояние выстрела. Поведение охотника в значительной степени направлено на то, чтобы обмануть дикое существо. При приближении животного охотник замирает, затем поднимает ружье, чтобы тщательно прицелиться. Здесь ситуация ясная: во-первых, дикое животное ведет себя так, как будто оно в полной безопасности; во-вторых, охотник своими хитрыми уловками намеренно вводит его в заблуждение, чтобы оно не ожидало опасности; и в-третьих, охотник делает все это с непосредственной целью — убить животное. Все его поведение есть сплошное предательство и обман. Животным манипулируют таким образом, чтобы оно оставалось доверчивым и ничего не подозревало. Преднамеренно держат его в неведении относительно опасности, подстерегающей его в окружающей среде, что, с точки зрения его блага, имеет для него огромную важность. Весь характер поведения охотника имеет целью воспользоваться доверием животного. Иногда его доверием пользуются в ситуациях, когда оно чувствует какую-то опасность, но инстинктивно идет на помощь раненому собрату. Охотник пользуется его знанием, чтобы предать животное. Так, когда еще охота на морских птиц была легально дозволена, охотник намеренно ранил одну птицу и оставлял ее на видном месте, чтобы подманить еще сотни птиц, слетавшихся со всех сторон и окружавших раненую подругу. Таким несложным способом охотник «пожинал урожай» в виде множества убитых птиц. По сей день такое жульничество применяется для того, чтобы обмануть птиц. Охотники на воронов воспроизводят записи вороньего крика отчаяния в поле. Звуки записи привлекают воронов, которые становятся легкой мишенью для охотника. Эта сторона охоты, следует повторить, не является какой-то аберрацией, отклонением от нормы. Самое главное удовольствие и развлечение для охотника-спортсмена — это суметь добиться доверия и неведения ничего не подозревающего животного. Чем умнее и хитрее обман — тем выше искусство охотника.
Рассмотрим теперь охоту с капканами. Они устанавливаются там, где обычно проходят «целевые» животные, и прячутся на тропе так, чтобы застать животное врасплох. Многие ловушки устроены так, чтобы заманить в них животное. Сами термины — приманка, ловушка — используемые в этом контексте, подразумевают обман доверия. Установить приманку, чтобы увлечь животное в ловушку, — значит намеренно и целенаправленно обмануть доверие животного.
Нарушение Правила Верности является центральным в действиях охотников; точно то же самое можно сказать и о рыболовах. Использование ими приманок, ловушек, мушек, и даже простого подергивания и пошевеливания лески — все эти несложные приемы направлены к единственной цели: привлечь внимание рыбы и поймать ее на крючок. Искусным рыбаком считается тот, кто (не говоря о «рыбацком счастье») умеет наиболее ловко обмануть рыбу, преуспев, таким образом, в злоупотреблении ее доверием, в предательстве. Не следует упускать из виду, что рыбы — дикие животные в той же мере, как млекопитающие на суше или птицы в воздухе. Рыбы — дикие животные, поскольку существуют в природных экосистемах, поскольку они представляют определенный вид и являются членами животного царства (вместе с млекопитающими, птицами, рептилиями, земноводными, ракообразными, насекомыми и другими классами организмов). К рыбалке обычно относятся не так, как к охоте, — главным образом потому, что экосистемы, к которым принадлежат рыбы, скрыты от нас под поверхностью воды. Но если вы когда-нибудь ныряли с аквалангом или с трубкой и маской, то видели, что представляет собою подводный мир. Все виды обитателей подводного мира — и животные, и растения, — живут вместе, составляя природные экосистемы точно так же, как и живые существа на поверхности Земли. Каждый вид имеет свою экологическую «нишу» и свое особое место обитания. Цепи питания, отношения хищник — добыча, особенности миграции, все прочие аспекты сложного функционирования экосистем здесь налицо в той же мере, что и в наземных экосистемах. Если бы мы, люди, наземные существа, могли, глядя на поверхность озера, или реки, или океана, иметь перед собою отчетливый и ясный образ этого подводного мира, этические аспекты рыбалки выглядели бы для нас в более правдивом свете.
Здесь не рассматривается вопрос о том, имеют ли животные, на которых охотятся, которых ловят, право не быть обманутыми. Животное обманывают, чтобы обманывающий извлек из своего обмана выгоду, и это само по себе говорит о том, что обманщик считает животное либо не имеющим собственной, присущей ему изначальной ценности, либо полагает таковую ценность ниже своей собственной. Как бы он ни считал, это в любом случае несовместимо с этикой уважения к природе. Конечно, и охотники, и рыбаки зачастую говорят, что относятся к животным с большим уважением. (Вспомним тех, кто поймав большую рыбу на крючок с борта своей яхты, часами борется, чтобы удержать ее на лине, не дать ей уйти, а вытащив ее, наконец, восхищаются «боевым духом» рыбы и клянутся в большом уважении к ней). Нам, однако, должно быть ясно, что во всех подобных заявлениях об уважении к животным речь идет об оценке, а не о признании. Животными любуются, их расхваливают, дают им высшую оценку за их достоинства или совершенства, — то есть за те свойства, которые и делают охоту или рыбалку таким волнующим, а иногда трудным занятием. Оценка, однако, — это вопрос степени, до которой нечто ценно для нас благодаря своим достоинствам. Уважение ли это? Изначально присущая внутренняя ценность и соответствующее ей уважение признания должны быть как раз противоположны идее различных уровней достоинства, в зависимости от которых меняются и наши оценки животных, которые мы называем уважением к ним.
Если человек попадает в обстоятельства, когда единственным средством добывания пищи или одежды, необходимых для его выживания, служит охота или рыбалка, то эти действия могут быть морально допустимы. Оправдывающие их этические принципы коренятся в системе человеческой этики, основанной на уважении к личности плюс приоритетный принцип, согласно которому обязанность обеспечить выживание личности важнее обязанностей не навредить, не вмешиваться и не предавать, которые мы имеем по отношению к дикой природе, а не к человеку. Но если человек занимается охотой и рыбалкой для отдыха или развлечения, то его действия не могут быть оправданы на тех же основаниях.
Что Правило верности абсолютно запрещает, — так это использовать ситуации, когда в животном намеренно вызывают доверие или скрывают от него опасность, в интересах человека и во вред этому животному. Повторим, что не требуется никакого соглашения между человеком и животным. Животное поступает тем или иным образом, не подозревая, что ситуация опасная или угрожающая, а человек это знает. Более того, человек делает все возможное, чтобы скрыть угрозу или опасность с его стороны по отношению к животному. И когда человек извлекает пользу путем такого обмана, животное просто оказывается средством достижения человеческих целей.
Совершенно очевидно, что здесь полностью отвергается уважение к природе. Охотники и рыбаки зачастую заявляют, что они демонстрируют подлинное уважение к природе, поскольку выступают (и платят) за охрану природных территорий, взращивающих диких животных и служащих местом обитания для экологических сообществ. И это чистая правда, что многие «убежища дикой природы» — как государственные, так и частные, — не подверглись освоению благодаря именно их усилиям. Дикие животные и растения, конечно, выиграли от этого. Что, однако, теряется из поля зрения в этом споре, — так это разница между оказанием пользы другим ради выгоды для себя и оказанием пользы другим как конечной цели этого действия. Охотники и рыболовы готовы защищать только те территории, которые будут для них постоянным источником охотничьей добычи — зверя, и птицы, и рыбы. Ведь спортсмены часто настаивают на убийстве тех хищных животных, которые охотятся на «их дичь». На Аляске, к примеру, охотники убедили правительство штата «управиться» с волками — их расстреливали с вертолетов, — для того, чтобы обеспечить высокое поголовье американского лося, любимой добычи тамошних охотников. Заявление, что охотники и рыболовы являются истинными поборниками охраны природы, выдерживает критику только в том случае, если мы проведем четкое различие между рациональным природопользованием (охрана в настоящее время для будущего потребления) и охраной, или, точнее, сохранением (запрет какого бы то ни было потребления в настоящем и будущем). И если конечной целью программ рационального природопользования и охраны природы является будущая эксплуатация дикой природы в спортивных и рекреационных целях (в частности, для охоты и рыбной ловли), то такая охрана несовместима с уважением к природе, какую бы пользу при этом она ни приносила тем или иным диким животным. Уважение к природе означает не только определенные действия, но и основания для этих действий. Действия, полезные для диких животных, сами по себе еще не выражают отношения уважения, если они не имеют определенной мотивации. Такие действия должны осуществляться во имя блага диких существ как конечной цели самой по себе, ради самих этих существ. Такая мотивация — это как раз то, чего нет в природоохранной деятельности спортсменов.
Более подробно о вреде любительской ( спортивной ) охоты можно прочитать в книге ” Брось охоту-стань человеком” http://www.ecoethics.ru/old/
04.02.2019
Рубрики: Нет - спортивной охоте!, Новости