Дуб в живописи

В.Е. Борейко

Киевский эколого-культурный центр, г. Киев

Десятки, а может сотни художников многих времен и народов писали дубы. Эти
деревьев привлекали их своей мощью, седой стариной, характерным стилем,
уникальной эстетикой древнего колдовства и мистики. Они восхищали мастеров,
будили в них чувство прекрасного и сверхъестественного.

Европейские художники

Дубы изображали на своих полотнах польские художники – Я. Гловацкий -
<Старый дуб> (1844), Казимеж Бабкевич – <Дуб в зеленом мхе>, армянский
художник А. Кождоян – <Одинокий дуб> (1925), один из лидеров Альпийской
школы дикой природы, известнейший швейцарский пейзажист Александр Калам.
Интересовали дубы и выдающегося английского живописца Джона Крома Старшего,
писавшего в стиле романтизма. Широко известно его полотно <Поринглендский дуб> (1820). Огромное количество деталей – ветки, листья, зазубренные края
облаков. Эта работа – почти предвосхищение импрессионизма. Другая известная
работа мастера – <Проклятый дуб> (около 1808), а также гравюра <Дорога у проклятого дуба>. Современная итальянская художница Сесилия Джирелли
является автором работы <Дуб на Калифорнийском холме>.

Рафаэль и знаменитые голландцы

По видимому, первым среди европейских живописцев дуб на своем полотне
изобразил гений эпохи Высокого Возрождения великий итальянский художник
Рафаэль. 1518 годом датирована его работа <Святое семейством под дубом>. На
картине изображен классический вариант святого семейства с Иоанном
Крестителем, отдыхающего под старым дубом. В начале 17 века другой
выдающийся художник эпохи-барокко – голландец Якоб ванн Рейсдал, вслед за
Рафаэлем, обратился к изображению древних деревьев. Он создал картины
<Водопад в дубовом лесу>, <Большой дуб> (1652). На последней картине вековой
дуб является центром сельской жизни, вокруг которого разместились крестьяне,
каждый занимающийся своим повседневным делом.

Согбенный, кряжистый дуб украшает полотно <Пейзаж с дубом> другого
знаменитого голландца – Яна ван Гойена. Еще одна работа мастера называется
<Пейзаж с двумя дубами>.

Каспар Давид Фридрих

Поклонник древних лесов, мистик и романтик, немецкий живописец Каспар Давид
Фридрих в начале 19 века одним из первых в Германии стал изображать старые
деревьев, преимущественно дубы -<Дуб зимой>, <Старый дуб с гнездом аиста>.
Это причудливые, без листвы, с обломанными и сухими ветками вековые деревья,
одиноко чернеющие на фоне меланхолического безлюдного пейзажа.

Картинами матера восхищался Гете и Бисмарк, русский император Николай II,
прусский император Вильгельм I (1).

Барбизонцы

В шестидесяти километрах к юго-востоку от Парижа, вблизи знаменитого леса
Фонтенбло, бывшей загородной королевской резиденции, на опушке леса
расположилась деревня Барбизон. В 1848 г. здесь поселился талантливый
живописей Теодор Руссо. Вскоре сюда переезжают его друзья-художники – Жюль
Дюпре, Диаз де ла Пенья, Шарль Франсуа Добиньи и другие. Вскоре они создают
свою национальную школу художников, прославивших Францию во всем мире -
Барбизонскую школу. Школу, которая утверждала эстетическую ценность реальной
природы Франции – лесов, полей, рек, горных долин, проще говоря реализм в
изображении природы и крестьянской жизни (3,4).

Любимыми деревьями <бородачей из Барбизона> (поскольку все они носили
бороды) стали столетние дубы. Именно в Барбизоне лидер Барбизонской школы
Теодор Руссо создал свой один из главных шедевров – <Дубы в Апремоне>
(хранится в Лувре, Париж). <На картине изображенное художником пространство
широко распахнуто перед зрителем, хотя и не имеет большой глубины. Руссо
использует так называемый <контражур>: зритель смотрит на дубы, видя их
неосвещенную сторону и отбрасываемые ими тени на траве. Благодаря этому
деревья и их кроны самым замечательным образом отчетливо и ажурно выделяются
на фоне прозрачного летнего неба. В результате создается наполненный
чувством бесконечной радости залитый солнцем пейзаж> (3).

Другая известная картина Руссо- <Группа дубов в лесу Фонтенбло> (1852).

Кисти барбизонца Жюля Дюпре принадлежит работа <Дубы у дороги>, <Дубы у пруда> (1850-1855), <Старый дуб> (1845-1850), <Дуб на болоте>.

Любовь к дубам перекинулась и к другим французским художникам, не
принадлежавшим к Барбизонской школе: Камиль Коро – <Черный дуб в Фонтенбло>,
<Лес Фонтенбло. Дуб>, <Дуб в деревне>, Моне Клод Оскар – <Дуб Бодмера, лес Фонтенбло> (1865).

Украина

Тарас Шевченко

Великий украинский поэт Тарас Шевченко оставил нимало замечательных картин,
изображавших природу. Любимыми деревьями, которые часто изображал Шевченко,
были вербы, но особенно – дубы. Наверное, они напоминали ему тех
тысячелетних великанов, с которыми он еще в детстве познакомился в саду пана
Энгельгарда, у которого в детстве служил казачком (село Будищи
Звенигородского района Черкасской области). Известно более 10 гравюр и
рисунков, созданных Шевченко в 1840-1860-х годах, на которых изображены
дубы. Старый, раскидистый дуб изображен на его гравюре <Дуб> (1860 г.)
Вековые дубы мы видим на гравюрах < В Корсуне> (1859), <Узлисся> (1859), <В Межиричье> (1959), <Две девушки> (1858). Засыхающего великана художник
изображал на своем рисунке <Дуб> (1859). Самая ранняя гравюра на эту тему -
<Ветка дуба> относится к 1842 г.

Русские художники

Кряжистые, мощные, поросшие зеленым мхом великаны издавна притягивали к себе
взоры лучших русских художников: – А.К. Саврасов <Пейзаж с дубами и пастушком> (1860), Л.Л. Каменев <Старый дуб> (1859), В.А. Серов – <Дуб в Домотканово> (1890-е). М.В. Нестеров -<Дуб> (1889), В.М. Васнецов <Ахтырский дуб>, Е.Э. Дюкер <Дубовый лес в окрестностях Ревеля>, А.К. Саврасов <Дубы>
(1855), <Дубы на берегу>, И.П. Похитонов <Дубы. Ясная Поляна>.

Даже И.И. Левитан несколько раз изменил милым сердцу березкам, написав
картины <Дуб> (1880), <Ствол распускающегося дуба>, этюд < Дуб на берегу реки>.

Непревзойденный мастер светотени, Архип Куинджи в работе <Дубы> (1900-1905)
показал причудливо-облачный образ обобщенных дубов. Он объединил точные,
вполне земные объекты природы с неземными, небесными. Облачные масса
верхушек деревьев в центре картины выглядит монументальной и величественной.
Это вызывает ощущение торжественной природы, напоенной земными и небесными
соками.

Таким же неземным деревом выглядит дуб на полотне М.Н. Воробьева <Дуб, разбитый молнией>. Блестящий клинок молнии ударил по темному фону картины и
разбил на части мощный дуб. Эта картина – аллегория на смерть жены
художника.

Казимир Малевич создал картину на сказочную тему – <Дуб и дриады>. На
красном от горящих осенних листьев дубе расположились обнаженные
девушки-дриады, древнегреческие мифические существа, олицетворяющие душу
деревьев.

Поражает картина Г.П. Кондратенко <Старый дуб>. Художник изобразил мощный
дуплистый дуб, явно тысячелетнего возраста, в дупле которого притаилась
девушка. Дерево такое огромное, что девушка там кажется размером с муравья.

Старый дуб изображен и на картине с таким же названием (1955) Г.Н. Горелова.

Карл Брюллов

Неоклассик Карл Брюллов оставил благодарным потомкам изображения всемирно
известного Мамврикийского дуба, запечатлев его на своих полотнах <Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского> (1821), а также <У Богородицкого дуба> (1835).

Если мы посмотрим на любой образ Святой Троицы, будь то фреска или икона, то
обязательно увидим изображение Мамврикийского дуба. Образ этот хранит память
о библейском событии – явлении Господа Аврааму. В двух километрах на
юго-восток от Мамре, где согласно Библии жил Авраам, <явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного>
(Быт.18:1), и Авраам предложил трем ангелам, явившимся ему в образе
лучников – <отдохните под деревом> (Быт. 18:4).

<Дуб же тот святой рядом с дорогой; когда там идешь, по правую руку; и стоит, красив, на высокой горе:Дуб этот не очень высок, раскидист очень и густ ветвями, и плодов на нем много. Ветки же его низко к земле склонились, так что муж может, на земле стоя, достать его ветки. Окружность его в самом толстом месте две сажени, а высота его ствола до ветвей – полторы сажени. Удивительно и чудесно, что столько много лет стоит дерево то на такой высокой горе и не повреждено, не искрошилось!> Такое описание библейского
дерева оставил русский паломник в начале XII века в своих <Хождениях игумена Даниила> (5).

На полотнах Карла Брюллова Мамврикийский дуб изображен невысоким, до 15 м, в
высоту, но очень кряжистым и толстым (около 7-8 м в обхвате). Вместе с тем,
если верить описаниям паломника, дуб имел в обхвате всего около 5 м в
толщину. Мамврикийский дуб стоит и поныне в городе Хавроне Палестинской
автономии, в 30-ти километрах южнее Иерусалима. В конце 1990-х годов он
окончательно засох. Говорят, не выдержал паломнической <любви> (5).

Зеленым он остался только на полотне Брюллова <Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского>, за которое художник в свое время получил большую
золотую медаль Российской Академии художеств.

Иван Шишкин

Любимыми деревьями Шишкина были корабельные сосны и мощные дубы. Художник
признавался, что сосны ему нравились своим изяществом, а дубы – мощью,
заключенной в них (6).

Картина <Дубы> – один из самых знаменитых пейзажей мастера. Полотно написано
в 1887 году в парке Дубки недалеко от Петербурга. Три довольно молодых
дуба – каждому чуть более 100 лет, изображены на залитой ярким солнцем
поляне. Их узорчатые листья где-то ярко вспыхивают на солнце, а где-то
погружены в тень. Через зелень пышных крон просвечиваются участки синего
неба. Невесомые тени скользят по стволам стройных дубов. Пахнет цветами и
земляникой. От картины веет летним зноем и радостью. Совсем другие чувства
вызывает полотно Шишкина <Срубленный дуб в Беловежской пуще> (1892). На
переднем плане – лежит уничтоженный пилой многовековый богатырь, весь
поросший зеленым мхом. Кажется, это не дерево спилили, это убили человека.

И. Шишкин изображал дубы на многих своих картинах – <Мордвиновские дубы>,
<Дубы. Вечер> (1887), <Дубы в старом Петергофе> (1891), <Вид в окрестностях Дюссельдорфа>, <Дуб, освещенный солнцем>, <Дубы> (1887).

Еще одна широко известная картина Шишкина – <Среди долины ровныя>, написана
Иваном Ивановичем в 1882 г., через год после внезапной смерти любимой жены
художника. Он сильно переживал потерю. Однажды, идя по долине, Шишкин
случайно набрел на величественный дуб, который одиноко возвышался на
окружающей природой. В этом дубе мастер узнал себя. Такого же одинокого, но
не сломленного бурями и невзгодами. Художник как бы ожил после этой встречи.
Так родилась картина, которую Шишкин назвал строчками из русской народной
песни.

Америка

Школа реки Гудзон

В первые десятилетия 19 века американский художник-пейзажист Томас Коул
основал в США национальную школу живописи дикой природы, названную Школой
реки Гудзон. Представители этого направления в пейзажной живописи полагали,
что если природа не тронута человеком, тогда ему легче познакомиться с
рукой Бога. Кроме ландшафтов дикой природы художники писали старые деревья.
Известны работы Альберта Бирштадта <Дуб>, Джорджа Инесса – <Дубы осенью>,
Ашера Дюранда <Уединенный дуб>.

Современные художника России, Украины, Беларуси

Дуб по прежнему является одним из самых любимых деревьев современных
отечественных художников. Ему посвятили свои работы А. Тищенко <Дуб> (1998),
В. Удальцов <Дубы в Павловске>, М.Богатырь <Золотой дуб> (2008), И. Мясников
<Старый дуб>, И. Тарасова <Дуб>, А. Белякова <Дуб>, Н. Шевчук <Осенний дуб>,
С.А. Чеплыгин <Дубы на кургане>, М. Бузовкин, изобразил молодые дубки в
легких рубашках из желтых листьев <Дубы. Осень> (2009). На картине В. Заноги
<Зимий дуб> (2006) дерево изображено по пояс в снегу, над ним синее
январское небо, чувствуется мороз. В желтых листьях стоит дуб над грустной
осенней речкой (А. Зорюков, <Над Болвою дуб желтеет> (1999). Великолепно
исполнены в стиле импрессионизма картьины Владимира Волосова <Плачущий дуб>
(все полотно залито желто-зеленым дождем) и <Старый дуб>. Очаровательна
работа Е.В. Громовой <Дубы-колдуны> – два черных силуэта сказочных горбатых
дубов и скамейка между ними. В стиле импрессионизма написана картина Д.В.
Самодранова <Дуб, освещенный солнцем> (2009). И солнце и дерево все в синих
бликах.

Дубы мы видим на полотне В. Маркова <Дуб>, М. Сватулы <Старый дуб>. А.
Вдовина <Дубы>, В. Захарченко <Дуб и море>, С. Ракутова <Дуб>, А. Крайнева
<Старый дуб>, А. Креминского <Дуб>, Б. Гладченко <Осенний дуб> (1976), И.
Путятина <Дуб на античных камнях>, Н. Акимова <Дуб> (2002).

Ностальгические воспоминания вызывает картина белорусского живописца А.И.
Белявского <Пламенный дуб>. На ней изображено дерево в желто-бурых листьях в
сельском дворике.

Чрезвычайно тонко прочувствована эстетика стародавних дубов в акварелях
Заслуженного художника Украины Генри Николаевича Ягодкина. Он изобразил
растущие на окраине Киева в пансионате <Жовтень> 300-летние Чаривные дубы
во главе с самым старым деревом Киева – 900-летним дубом Грюневальда,
являющегося одним из национальных деревьев Украины (2).

В июле 2010 г. художники организовали для киевской детворы рисование широко
известного в Киеве 700-летнего дуба Кристера на полотне размером 50
квадратных метров.

Литература

1. Борейко В.Е., 2005, Художники дикой природы, К., КЭКЦ, 224 стр.

2. Шнайдер С.Л., Борейко В.Е., Стеценко Н.Ф., 2001, 500 выдающихся
деревьев Украины, К., КЭКЦ, 203 стр.

3. Койфман В., Барбизонцы – предвестники новой живописи,
www.proza.ru/2011/01/31/654

4. Барбизонская школа,
Википедия.www.ru.wikipedia.org/wiki/Барбизонская_школа

5. Исторические дубы, www.rfc-online.ru/&page=131&art=233

6. Описание картины И.И. Шишкина <Дубы>,
www.detskiysad.ru/art/kartina.110.html

28.02.2012   Рубрики: Лечение деревьев, Новости