ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ПРИРОДЫ И ПРАВА ЖИВОТНЫХ
ВЛ.БОРЕЙКО
Права природы — защищаемые моралью и законом потребности, притязания, интересы природы, рассматриваемой как моральный субъект (партнер).
Права животных — защищаемые морально и законом потребности, притязания, интересы животных, рассматриваемых как моральные партнеры.
Права природы и животных — это этическая идея, а не факт, не вещь. Их нельзя потрогать руками или попробовать на вкус. Они не существуют сами по себе, а являются отражением морали и этики конкретного человеческого общества или его групп. Они являются своеобразным средством контроля за властью человека, который не должен преступать границу свободы, очерченной правами природы. Право — это регулятор общественных отношений. В данном случае права природы регулируют наши отношения с природой. Природа имеет права в той степени, в какой мы принимаем ограничения своего собственного поведения ради ее интересов.
Принципы уважения прав природы, животных и ограничения прав человека являются основными в экологической этике (недаром еще Олдо Леопольд писал, что этика — «это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Права природы и животных — это новая мощная культурная идея XXI века. Это даже больше чем идея — это целое новое общественно-политическое и экологическое движение.
«Право — это то, что гарантирует жизненные интересы, помогает удовлетворению потребностей, достижению целей. Право принадлежит тому, кто им пользуется, а не тому, кто изъявляет волю. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом, задача права — гарантировать ему это право», — писал в 1903 г. в своей книге «О правах животных» П.В. Безобразов (118). Другими словами, право — это то, что вызвано необходимостью. Следует отметить, что наличие прав не всегда предполагает наличие обязанностей. Так младенцы и душевнобольные люди имеют права, но не имеют обязанностей. Также и с животными, растениями и эко системами: у них есть права, но нет обязанностей.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ПРИРОДЫ И ПРАВ ЖИВОТНЫХ
Права природы и животных поддерживались разными народами в разные времена и различными культурами, имея этическое, религиозное, а то и правовое наполнение. Так, судебные споры с участием различных животных известны в Древнем Египте и Средневековой Европе. Христианство и иудаизм объявили право для скота на отдых в седьмой день недели. О правах природы писали юристы Древнего Рима, в частности Ульпиан. В XIII веке арабский мыслитель Изз-Дин ибн Абд-Салам написал специальный трактат о правах животных. У североамериканских индейцев права некоторых видов животных, например, лосося, приравнивались к правам целой нации. Некоторые виды съедобных растений народы Сибири считали собственностью определенных видов животных и относились с уважением к этому праву собственности. Права природы поддерживались и буддистами. Так, Далай-лама в своем послании заявил: «Спортивная охота и рыбная ловля являются неоправданной жестокостью, нарушением естественного права на жизнь, которым наделены все живые существа» (2). О правах природы писал известный английский поэт Вильям Вордсворт и американский писатель Э. Сетон-Томпсон, президент США А. Линкольн, эколог О. Леопольд, основатель американского заповедного дела Джон Мюир. В своей статье «Дебаты по поводу закона о краже леса» понятие моральных прав деревьев ввел К. Маркс. В 1820 г. немецкий философ Краузе заявил, что все существа, обладающие душой, должны иметь права. В том числе и животные. В 1894 г. немецкий судья Брегенцер написал книгу об юридических правах животных. В 1900 г. подобный труд издал французский дипломат Энгельгард. Однако наиболее основательно права животных рассматривались в книге англичанина Сольта «Права животных», из данной в 1893 г.
В Российской империи впервые о правах природы (вначале только о правах животных), заговорили в конце XIX века. В 1898 г. председатель Ковенского отделения Российского общества покровительства животным А. Даронов писал, что животные «по высшей справедливости» имеют право на «безобидное существование». В 1899 г. петербургский доктор, медик С. Фишер в своей книге «Человек и животные. Этико-юридический очерк» заявил: «Государство должно охранять интересы животных. Эта охрана должна выразиться в правовых нормах. Лучшим средством для этого является признание правовой личности животных, то есть наделения животных известной долей правоспособности» (3).
В 1903 г. в Москве вышла книга ученого-историка Московского университета П.В. Безобразова «О правах животных». В 1909 г. классик российского заповедного дела профессор Московского университета Г.А. Кожевников поднял вопрос о «праве первобытной природы на существование» (4), а его коллега, петербургский профессор А.П. Семенов-Тян-Шанский в 1912, 1917 и 1921 годах — о священном праве на жизнь не только человека, но и «всего того, чему предуказано жить и цвести на земле наряду с человечеством не стесненным в своем творчестве природой» (5). О правах животных писали в 1912 г. общественные деятели В.Г. Чертков, И.И. Горбунов-Посадов.
Вновь к идее прав природы обострился интерес в 1965 г., когда известная писательница Бриджит Брофи опубликовала свое эссе «Права животных». В 1970-1980 гг. в США, Великобритании, Австралии и других странах стало выходить множество книг и статей, посвященных разработке теории прав природы. Наиболее значительный вклад в развитие и популяризацию идеи прав природы внесли такие видные западные экофилософы, экологи и юристы, как Ричард Райдер, Питер Сингер, Том Риган, Эндрю Линзи, Кристофер Стоун, С. Кларк, Ю. Бенсон и другие (27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34).
Концепция прав животных имеет несколько подходов. Т. Риган считает, что поскольку животные имеют моральный статус, то они имеют и права. П. Сингер считает, что равное соблюдение интересов применительно и к животным в отношении их прав. По мнению Э. Линзи животные имеют права от Бога. Х. Стоун обосновывает защиту прав деревьев и других объектов природы по принципу опекунства (27, 28, 32, 33, 34).
С 1984 г. в США действует организация «Юристы за права животных». Сейчас во многих высших и средних учебных заведениях Запада теория прав природы преподается студентам философских, юридических и экологических специальностей, различные природоохранные организации празднуют 10 декабря День прав животных. С конца 1990-х годов идею прав природы подхватили некоторые молодежные контркультуры, например, панки.
Следует особо подчеркнуть, что идея прав природы поддерживается принятой в 1982 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всемирной хартией природы, в которой записано, что всем формам жизни должна быть обеспечена возможность существования. В 2008 г. в Эквадоре утверждены права природы.
В странах СНГ вновь о правах природы заговорили с 1997 г., когда была опубликована книга московского зоозащитника Т.Н. Павловой «Биоэтика в высшей школе». С начала 2000 годов идею прав природы активно популяризирует Центр охраны дикой природы (г. Москва), Центр этичного отношения к животным «Жизнь» им. Л. Толстого (г. Харьков), Азербайджанское общество защиты животных (г. Баку), Киевский эколого-культурный центр и другие организации. В 2003 г. в Киеве ими был проведен первый в СНГ международный семинар, посвященный правам природы. В 2007 г. в Киеве был проведен первый Международный кинофестиваль по защите прав человека и животных «Ступени». О правах животных сказано в Законе Украины «О защите животных от жестокого обращения» (21).
ОБОСНОВАНИЕ ПРАВ ПРИРОДЫ И ПРАВ ЖИВОТНЫХ
Еще во времена И. Бентама (и багодаря его работам) этики полагали, что правами обладают только те живые существа (высшие животные: млекопитающие, птицы), которые чувствуют боль или имеют разум. Однако сейчас правами наделяются все без исключения живые существа (включая микробов и вирусов), а также экосистемы. Дело в том, что все они имеют способность к питанию и росту, дыханию и самозащите, к сознательным желаниям и надеждам, стремлениям и импульсам, воле к жизни, а свойства и наклонности, подобные этим, определяют их интерес. А кто имеет интересы — нуждается в правах по их защите. Камень, в отличие от белки или ромашки, не имеет способности к питанию и росту, не имеет интересов в этом, а значит, не может обладать правами по их защите. Таким образом, права природы — это естественные законы жизни природы, живых существ, воплощенные в законодательстве и правовой культуре людей.
Подробней о правах природы и правах животных читайте в книге В.Е.Борейко ” Права природы и права животных”, К, КЭКЦ, 56 стр. http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2017/11/int_prava_pryrody_2017.pdf
01.04.2018
Рубрики: Новости, Права природы и их лоббирование