ЧТО ТА­КОЕ ПРА­ВА ПРИ­РО­ДЫ И ПРА­ВА ЖИ­ВОТ­НЫХ

ВЛ.БОРЕЙКО

Пра­ва при­ро­ды — за­щи­ща­е­мые мо­ралью и за­ко­ном пот­реб­нос­ти, при­тя­за­ния, ин­те­ре­сы при­ро­ды, рас­смат­ри­ва­е­мой как мо­раль­ный субъ­ект (парт­нер).

Пра­ва жи­вот­ных — за­щи­ща­е­мые мо­раль­но и за­ко­ном пот­реб­нос­ти, при­тя­за­ния, ин­те­ре­сы жи­вот­ных, рас­смат­ри­ва­е­мых как мо­раль­ные парт­не­ры.

Пра­ва при­ро­ды и жи­вот­ных — это эти­чес­кая идея, а не факт, не вещь. Их нель­зя пот­ро­гать ру­ка­ми или поп­ро­бо­вать на вкус. Они не су­ще­ст­ву­ют са­ми по се­бе, а яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем мо­ра­ли и эти­ки конк­рет­но­го че­ло­ве­чес­ко­го об­ще­ст­ва или его групп. Они яв­ля­ют­ся сво­е­об­раз­ным сред­ством конт­ро­ля за властью че­ло­ве­ка, ко­то­рый не дол­жен прес­ту­пать гра­ни­цу сво­бо­ды, очер­чен­ной пра­ва­ми при­ро­ды. Пра­во — это ре­гу­ля­тор об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний. В дан­ном слу­чае пра­ва при­ро­ды ре­гу­ли­ру­ют на­ши от­но­ше­ния с при­ро­дой. При­ро­да име­ет пра­ва в той сте­пе­ни, в ка­кой мы при­ни­ма­ем ог­ра­ни­че­ния сво­е­го собствен­но­го по­ве­де­ния ра­ди ее ин­те­ре­сов.

Прин­ци­пы ува­же­ния прав при­ро­ды, жи­вот­ных и ог­ра­ни­че­ния прав че­ло­ве­ка яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми в эко­ло­ги­чес­кой эти­ке (не­да­ром еще Ол­до Ле­о­польд пи­сал, что эти­ка — «это ог­ра­ни­че­ние сво­бо­ды действий в борь­бе за су­ще­ст­во­ва­ние». Пра­ва при­ро­ды и жи­вот­ных — это но­вая мощ­ная куль­тур­ная идея XXI ве­ка. Это да­же боль­ше чем идея — это це­лое но­вое об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­чес­кое и эко­ло­ги­чес­кое дви­же­ние.

«Пра­во — это то, что га­ран­ти­ру­ет жиз­нен­ные ин­те­ре­сы, по­мо­га­ет удов­лет­во­ре­нию пот­реб­нос­тей, дос­ти­же­нию це­лей. Пра­во при­над­ле­жит то­му, кто им поль­зу­ет­ся, а не то­му, кто изъ­яв­ля­ет во­лю. Субъ­ек­том пра­ва яв­ля­ет­ся тот, ко­му пред­наз­на­че­но поль­зо­вать­ся пра­вом, за­да­ча пра­ва — га­ран­ти­ро­вать ему это пра­во», — пи­сал в 1903 г. в сво­ей кни­ге «О пра­вах жи­вот­ных» П.В. Бе­зоб­ра­зов (118). Дру­ги­ми сло­ва­ми, пра­во — это то, что выз­ва­но не­об­хо­ди­мостью. Сле­ду­ет от­ме­тить, что на­ли­чие прав не всег­да пред­по­ла­га­ет на­ли­чие обя­зан­нос­тей. Так мла­ден­цы и ду­шев­но­боль­ные лю­ди име­ют пра­ва, но не име­ют обя­зан­нос­тей. Так­же и с жи­вот­ны­ми, рас­те­ни­я­ми и эко сис­те­ма­ми: у них есть пра­ва, но нет обя­зан­нос­тей.

ИС­ТО­РИЯ ВОЗ­НИК­НО­ВЕ­НИЯ КОН­ЦЕП­ЦИИ ПРАВ ПРИ­РО­ДЫ И ПРАВ ЖИ­ВОТ­НЫХ

Пра­ва при­ро­ды и жи­вот­ных под­дер­жи­ва­лись раз­ны­ми на­ро­да­ми в раз­ные вре­ме­на и раз­лич­ны­ми куль­ту­ра­ми, имея эти­чес­кое, ре­ли­ги­оз­ное, а то и пра­во­вое на­пол­не­ние. Так, су­деб­ные спо­ры с учас­ти­ем раз­лич­ных жи­вот­ных из­ве­ст­ны в Древ­нем Егип­те и Сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе. Хрис­ти­а­н­ство и иу­да­изм объ­я­ви­ли пра­во для ско­та на от­дых в седь­мой день не­де­ли. О пра­вах при­ро­ды пи­са­ли юрис­ты Древ­не­го Ри­ма, в част­нос­ти Уль­пи­ан. В XIII ве­ке арабс­кий мыс­ли­тель Изз-Дин ибн Абд-Са­лам на­пи­сал спе­ци­аль­ный трак­тат о пра­вах жи­вот­ных. У се­ве­ро­а­ме­ри­ка­нс­ких ин­дей­цев пра­ва не­ко­то­рых ви­дов жи­вот­ных, нап­ри­мер, ло­со­ся, при­рав­ни­ва­лись к пра­вам це­лой на­ции. Не­ко­то­рые ви­ды съ­е­доб­ных рас­те­ний на­ро­ды Си­би­ри счи­та­ли собствен­ностью оп­ре­де­лен­ных ви­дов жи­вот­ных и от­но­си­лись с ува­же­ни­ем к это­му пра­ву собствен­нос­ти. Пра­ва при­ро­ды под­дер­жи­ва­лись и буд­дис­та­ми. Так, Да­лай-ла­ма в сво­ем пос­ла­нии за­я­вил: «Спор­тив­ная охо­та и рыб­ная лов­ля яв­ля­ют­ся не­оп­рав­дан­ной жес­то­костью, на­ру­ше­ни­ем ес­те­ст­вен­но­го пра­ва на жизнь, ко­то­рым на­де­ле­ны все жи­вые су­ще­ст­ва» (2). О пра­вах при­ро­ды пи­сал из­ве­ст­ный анг­лийс­кий по­эт Виль­ям Вордсворт и аме­ри­ка­нс­кий пи­са­тель Э. Се­тон-Томп­сон, пре­зи­дент США А. Лин­кольн, эко­лог О. Ле­о­польд, ос­но­ва­тель аме­ри­ка­нс­ко­го за­по­вед­но­го де­ла Джон Мю­ир. В сво­ей статье «Де­ба­ты по по­во­ду за­ко­на о кра­же ле­са» по­ня­тие мо­раль­ных прав де­ревь­ев ввел К. Маркс. В 1820 г. не­мец­кий фи­ло­соф Кра­у­зе за­я­вил, что все су­ще­ст­ва, об­ла­да­ю­щие ду­шой, долж­ны иметь пра­ва. В том чис­ле и жи­вот­ные. В 1894 г. не­мец­кий судья Бре­ген­цер на­пи­сал кни­гу об юри­ди­чес­ких пра­вах жи­вот­ных. В 1900 г. по­доб­ный труд из­дал фран­цу­зс­кий дип­ло­мат Эн­гель­гард. Од­на­ко на­и­бо­лее ос­но­ва­тель­но пра­ва жи­вот­ных рас­смат­ри­ва­лись в кни­ге анг­ли­ча­ни­на Соль­та «Пра­ва жи­вот­ных», из дан­ной в 1893 г.

В Рос­сийс­кой им­пе­рии впер­вые о пра­вах при­ро­ды (вна­ча­ле толь­ко о пра­вах жи­вот­ных), за­го­во­ри­ли в кон­це XIX ве­ка. В 1898 г. пред­се­да­тель Ко­ве­нс­ко­го от­де­ле­ния Рос­сийс­ко­го об­ще­ст­ва пок­ро­ви­тель­ства жи­вот­ным А. Да­ро­нов пи­сал, что жи­вот­ные «по выс­шей спра­вед­ли­вос­ти» име­ют пра­во на «бе­зо­бид­ное су­ще­ст­во­ва­ние». В 1899 г. пе­тер­бу­р­гский док­тор, ме­дик С. Фи­шер в сво­ей кни­ге «Че­ло­век и жи­вот­ные. Эти­ко-юри­ди­чес­кий очерк» за­я­вил: «Го­су­да­р­ство долж­но ох­ра­нять ин­те­ре­сы жи­вот­ных. Эта ох­ра­на долж­на вы­ра­зить­ся в пра­во­вых нор­мах. Луч­шим сред­ством для это­го яв­ля­ет­ся приз­на­ние пра­во­вой лич­нос­ти жи­вот­ных, то есть на­де­ле­ния жи­вот­ных из­ве­ст­ной до­лей пра­вос­по­соб­нос­ти» (3).

В 1903 г. в Моск­ве выш­ла кни­га уче­но­го-ис­то­ри­ка Мос­ко­вс­ко­го уни­вер­си­те­та П.В. Бе­зоб­ра­зо­ва «О пра­вах жи­вот­ных». В 1909 г. клас­сик рос­сийс­ко­го за­по­вед­но­го де­ла про­фес­сор Мос­ко­вс­ко­го уни­вер­си­те­та Г.А. Ко­жев­ни­ков под­нял воп­рос о «пра­ве пер­во­быт­ной при­ро­ды на су­ще­ст­во­ва­ние» (4), а его кол­ле­га, пе­тер­бу­р­гский про­фес­сор А.П. Се­ме­нов-Тян-Шанс­кий в 1912, 1917 и 1921 го­дах — о свя­щен­ном пра­ве на жизнь не толь­ко че­ло­ве­ка, но и «все­го то­го, че­му пре­ду­ка­за­но жить и цвес­ти на зем­ле на­ря­ду с че­ло­ве­че­ст­вом не стес­нен­ным в сво­ем твор­че­ст­ве при­ро­дой» (5). О пра­вах жи­вот­ных пи­са­ли в 1912 г. общественные деятели В.Г. Черт­ков, И.И. Гор­бу­нов-По­са­дов.

Вновь к идее прав при­ро­ды обост­рил­ся ин­те­рес в 1965 г., ког­да из­ве­ст­ная пи­са­тель­ни­ца Брид­жит Бро­фи опуб­ли­ко­ва­ла свое эс­се «Пра­ва жи­вот­ных». В 1970-1980 гг. в США, Ве­ли­коб­ри­та­нии, Австра­лии и дру­гих стра­нах ста­ло вы­хо­дить мно­же­ст­во книг и ста­тей, пос­вя­щен­ных раз­ра­бот­ке те­о­рии прав при­ро­ды. На­и­бо­лее зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие и по­пу­ля­ри­за­цию идеи прав при­ро­ды внес­ли та­кие вид­ные за­пад­ные эко­фи­ло­со­фы, эко­ло­ги и юрис­ты, как Ри­чард Рай­дер, Пи­тер Син­гер, Том Ри­ган, Энд­рю Лин­зи, Крис­то­фер Сто­ун, С. Кларк, Ю. Бен­сон и дру­гие (27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34).

Кон­цеп­ция прав жи­вот­ных име­ет нес­коль­ко под­хо­дов. Т. Ри­ган счи­та­ет, что пос­коль­ку жи­вот­ные име­ют мо­раль­ный ста­тус, то они име­ют и пра­ва. П. Син­гер счи­та­ет, что рав­ное соб­лю­де­ние ин­те­ре­сов при­ме­ни­тель­но и к жи­вот­ным в от­но­ше­нии их прав. По мне­нию Э. Лин­зи жи­вот­ные име­ют пра­ва от Бо­га. Х. Сто­ун обос­но­вы­ва­ет за­щи­ту прав де­ревь­ев и дру­гих объ­ек­тов при­ро­ды по прин­ци­пу опе­ку­н­ства (27, 28, 32, 33, 34).

С 1984 г. в США действу­ет ор­га­ни­за­ция «Юрис­ты за пра­ва жи­вот­ных». Сей­час во мно­гих выс­ших и сред­них учеб­ных за­ве­де­ни­ях За­па­да те­о­рия прав при­ро­ды пре­по­да­ет­ся сту­ден­там фи­ло­со­фс­ких, юри­ди­чес­ких и эко­ло­ги­чес­ких спе­ци­аль­нос­тей, раз­лич­ные при­ро­до­ох­ран­ные ор­га­ни­за­ции празд­ну­ют 10 де­каб­ря День прав жи­вот­ных. С кон­ца 1990-х го­дов идею прав при­ро­ды подх­ва­ти­ли не­ко­то­рые мо­ло­деж­ные контркуль­ту­ры, нап­ри­мер, пан­ки.

Сле­ду­ет осо­бо под­че­рк­нуть, что идея прав при­ро­ды под­дер­жи­ва­ет­ся при­ня­той в 1982 г. Ге­не­раль­ной Ас­са­мб­ле­ей ООН Все­мир­ной хар­ти­ей при­ро­ды, в ко­то­рой за­пи­са­но, что всем фор­мам жиз­ни долж­на быть обес­пе­че­на воз­мож­ность су­ще­ст­во­ва­ния. В 2008 г. в Эк­ва­до­ре ут­ве­рж­де­ны пра­ва при­ро­ды.

В стра­нах СНГ вновь о пра­вах при­ро­ды за­го­во­ри­ли с 1997 г., ког­да бы­ла опуб­ли­ко­ва­на кни­га мос­ко­вс­ко­го зо­оза­щит­ни­ка Т.Н. Пав­ло­вой «Би­о­э­ти­ка в выс­шей шко­ле». С на­ча­ла 2000 го­дов идею прав при­ро­ды ак­тив­но по­пу­ля­ри­зи­ру­ет Центр ох­ра­ны ди­кой при­ро­ды (г. Моск­ва), Центр этич­но­го от­но­ше­ния к жи­вот­ным «Жизнь» им. Л. Толс­то­го (г. Харь­ков), Азер­байд­жа­нс­кое об­ще­ст­во за­щи­ты жи­вот­ных (г. Ба­ку), Ки­евс­кий эко­ло­го-куль­тур­ный центр и дру­гие ор­га­ни­за­ции. В 2003 г. в Ки­е­ве ими был про­ве­ден пер­вый в СНГ меж­ду­на­род­ный се­ми­нар, пос­вя­щен­ный пра­вам при­ро­ды. В 2007 г. в Ки­е­ве был про­ве­ден пер­вый Меж­ду­на­род­ный ки­но­фес­ти­валь по за­щи­те прав че­ло­ве­ка и жи­вот­ных «Сту­пе­ни». О пра­вах жи­вот­ных ска­за­но в За­ко­не Ук­ра­и­ны «О за­щи­те жи­вот­ных от жес­то­ко­го об­ра­ще­ния» (21).

ОБОС­НО­ВА­НИЕ ПРАВ ПРИ­РО­ДЫ И ПРАВ ЖИ­ВОТ­НЫХ

Еще во вре­ме­на И. Бен­та­ма (и багодаря его работам) эти­ки по­ла­га­ли, что пра­ва­ми об­ла­да­ют толь­ко те жи­вые су­ще­ст­ва (выс­шие жи­вот­ные: мле­ко­пи­та­ю­щие, пти­цы), ко­то­рые чувству­ют боль или име­ют ра­зум. Од­на­ко сей­час пра­ва­ми на­де­ля­ют­ся все без иск­лю­че­ния жи­вые су­ще­ст­ва (вклю­чая мик­ро­бов и ви­ру­сов), а так­же эко­сис­те­мы. Де­ло в том, что все они име­ют спо­соб­ность к пи­та­нию и рос­ту, ды­ха­нию и са­мо­за­щи­те, к соз­на­тель­ным же­ла­ни­ям и на­деж­дам, стрем­ле­ни­ям и им­пуль­сам, во­ле к жиз­ни, а свой­ства и нак­лон­нос­ти, по­доб­ные этим, оп­ре­де­ля­ют их ин­те­рес. А кто име­ет ин­те­ре­сы — нуж­да­ет­ся в пра­вах по их за­щи­те. Ка­мень, в от­ли­чие от бел­ки или ро­маш­ки, не име­ет спо­соб­нос­ти к пи­та­нию и рос­ту, не име­ет ин­те­ре­сов в этом, а зна­чит, не мо­жет об­ла­дать пра­ва­ми по их за­щи­те. Та­ким об­ра­зом, пра­ва при­ро­ды — это ес­те­ст­вен­ные за­ко­ны жиз­ни при­ро­ды, жи­вых су­ществ, воп­ло­щен­ные в за­ко­но­да­тель­стве и пра­во­вой куль­ту­ре лю­дей.

Подробней о правах природы и правах животных читайте в книге  В.Е.Борейко ” Права природы и права животных”, К, КЭКЦ,  56 стр.  http://ecoethics.ru/wp-content/uploads/2017/11/int_prava_pryrody_2017.pdf

01.04.2018   Рубрики: Новости, Права природы и их лоббирование