Брендон Кейм – В Боливии природа получает права

18 апреля 2011 г.
Wired Science

После многих десятилетий идея предоставления природе юридических прав, наконец, начинает серьезно обсуждаться.

Боливийский Закон о Матери-Земле представлен на рассмотрение ООН. В среду ООН будет обсуждать предложенный ранее экологами договор о Всеобщей декларации прав Матери-Земли (Universal Declaration of the Rights of Mother Earth). Оба закона направлены на признание законных прав экосистем на существование.

Маловероятно, однако, что в ближайшем будущем ООН примет данный договор, причем критики называют обсуждение данной темы «потерей времени» или «политическим маневром». Однако аргументы в пользу предоставления прав природе не обязательно должны походить на фантазию. Некоторые комментаторы называют это «переводом экологической интуиции в практическую плоскость».

“ Это должно произойти. Мы должны обеспечить законную защиту миру природы,” – отмечает Патриция Симен, исполнительный директор организации Center for Earth Jurisprudence. “Это прежде всего в интересах самого человека, а также всего остального природного мира.”

Первый принцип боливийского закона призывает к тому, чтобы действия человека вели к “достижению динамического равновесия со всеми циклами и процессами, присущими матери-Земле,” причем мать-Земля определяется как “уникальное, неделимое, саморегулирующееся сообщество взаимозависимых существ, которое поддерживает и воспроизводит все существа.” Предполагается учреждение министерства матери-Земли и ее поверенного в судебных делах.

То, что такой закон появился из Боливии, не удивительно. Как замечает Гардиан, закон вытекает из духовных традиций Анд обожествления природы. С другой стороны, Боливия испытывает катастрофические процессы в окружающей среде. Из-за климатических перемен поставляющие питьевую воду ледники высыхают; некоторые части страны, включая и столицу вскоре могут превратиться в пустыню. Граница между охраной природы и охраной людей стала очень тонкой.

В Соединенных Штатах, идея включения прав природы в законодательство изложена в 1972 г. в статье журнала Southern California Law Review «Есть ли у деревьев статус? (“Should Trees Have Standing?”). Ее автор, профессор права университета южной Калифорнии Кристофер Стоун отмечал, что существуют вполне законные права у не-человеческих сущностей – от корпораций до кораблей.

“Говорить о том, что природная среда должна иметь права, не равноценно глупому правилу, по которому никому не дозволено срубить дерево,” пишет Стоун. По его мнению, также глупо думать, что у людей есть неотъемлемое право уничтожать общее достояние, какими являются реки и леса. Он предложил, чтобы людям разрешили быть опекунами над находящимися под угрозой природными ресурсами, точно так же, как семьи или друзья становятся опекунами над близкими, чтобы представлять [в суде] их законные интересы.

Заявление Стоуна в конце концов повлияло на судью Верховного Суда Уильяма O. Дугласа, который выступил против решения суда в деле Сьерра-Клуб против Мортона* и призвал к признанию юридического статуса за “долинами, альпийскими лугами, реками, озерами, дельтами рек, морским побережьем, вершинами гор, лесами, болотами, и даже воздухом, который страдает от разрушительного действия современных технологий и цивилизации.”

“Каждый раз, когда возникает движение за предоставления прав некоторой новой ‘сущности,’ эта идея кажется странной, пугающей или смехотворной,” – пишет Стоун. “Это происходит потому, что пока бесправная вещь не получит права, мы ее воспринимаем только как ВЕЩЬ для использования.”

Боливия впервые в мире намерена принять законы, предоставляющие всей природе права наравне с людьми. Закон о матери-Земле, с которым согласились политики и общественные группы, переопределяет богатые залежи минералов в стране как “божьи дары” и предусматривает радикально новую политику сохранения природных богатств и социальных мер по уменьшению загрязнения и контроля над промышленностью.

Боливия, на которую обрушивалась критика со стороны США и Великобритании на переговорах ООН по Климату за требования по резкому сокращению выбросов углерода, в законодательном порядке принимает 11 новых прав природы. Они включают: право на жизнь и существование; право продолжать жизненно-важные циклы и процессы, свободные от вмешательства человека; право на чистую воду и чистый воздух; право на устойчивость; право на то, чтобы не подвергаться загрязнению; право на то, чтобы клеточные структуры не модифицировались и не изменялись на генетическом уровне.

Кроме того, они включают право природы “не подвергаться воздействию мега-структур и проектам развития, которые нарушают равновесие экосистем и локальных сообществ”.
“Это исторический акт. Земля – наша мать”, – говорит вице-президент Альваро Гарсиа Линера. “Он устанавливает новые отношения между человеком и природой, гармония которых должна гарантировать сохранение будущих поколений и регенерацию.”

Этот закон, который является частью полной перестройки боливийской законодательной системы после изменений конституции 2009 года, в большой степени – продукт аборигенной духовной культуры народов Анд, для которых окружающая среда и богиня-земля, известная как Пачамама (Pachamama) находится в центре всей жизни. Люди приравниваются ко всем другим сущностям.

Но есть опасение, что абстрактные новые законы не смогут остановить промышленность. Пока неясно, какую фактическую судебную защиту дадут новые права жукам, насекомым и экосистемам; в то же время, правительство намерено учредить министерство матери-земли и назначить омбудсмена**. Оно также намерено предоставить местным сообществам новые права по мониторингу и контролю за загрязняющими производствами.

Боливия давно страдает от серьезных экологических проблем, связанных с добычей серебра, золота и других минералов. “Существующие законы были недостаточно строги,” – говорит Ундарико Пинто, лидер 3.5- миллионной федерации рабочих Confederaci;n Sindical ;nica de Trabajadores Campesinos de Bolivia, самом большом общественном движении, с помощью которого был сформулирован закон. “Новый закон сделает промышленность более прозрачной. Он позволит людям контролировать производство на национальном, региональном и местном уровнях.”

По мнению министра иностранных дел Дэвида Чокхуанса, традиционное аборигенное почитание Пачамамы – жизненно важно для предотвращения изменений климата. “Наши дедушки учили нас тому, что мы входим в большую семью растений и животных. Мы верим, что все сущее на планете составляет одну большую семью. Мы, аборигенные люди, можем внести свой вклад в энергетическую, продовольственную и климатическую проблему, предлагая свои ценности”.

Ожидается, что закон будет принят, поскольку правящая партия президента Эво Моралеса – Движение к социализму – имеет достаточное большинство в обоих палатах парламента.
Однако правительству предстоит соблюдать тонкий баланс между усилением контроля за компаниями и мощными социальными движениями, выступающими за принятие закона. Боливия зарабатывает $500m (;305m) в год благодаря добывающим компаниям, что составляет около трети всех финансов страны в иностранной валюте.

В аборигенной философии, Пачамама – это живое существо.

В проекте нового закона утверждается: “Она священна, плодородна и источник всей жизни, она кормит и заботится о всех существах в своем лоне. Она находится в постоянном равновесии, гармонии и связи с космосом. Она состоит из всех экосистем и живых существ и их само-организации.”

Эквадор, в котором также есть мощные аборигенные группы, изменил свою конституцию для того, чтобы дать природе “право на существование, поддержку и регенерацию ее жизненно важных циклов, структуры, функций и процессов эволюции”. Однако эти абстрактные права пока не привели к новым законам и не остановили нефтяные компании от разрушения одних из самых биологически богатых областей Амазонки.

Борьба с изменением климата

Боливия борется с растущими температурами, тающими ледниками и экстремальными погодными условиями, такими как участившиеся наводнения, засуха, морозы и оползни.

Исследования, проведенные специалистом по ледникам Эдсоном Рамиресом из университета Сан Андрес в столице Ла Пас показали, что температуры растут на протяжении последних 60 лет, причем их рост ускорился после 1979 г. Сейчас они вышли на траекторию роста, которая приведет к повышению на 3.5-4C в течение 100 лет. Это превратит Боливию в пустыню.

В ближайшие 20 лет большинство ледников ниже 5000m исчезнут полностью, оставив Боливии лишь незначительную ледяную шапку. Ученые считают, что это приведет к кризису земледелия и нехватке воды в таких городах как Ла Пас и Эль Алто.

Эво Моралес, первый аборигенный президент Латинской Америки, известен как ярый критик индустриальных стран, которые отказываются принимать меры по сдерживанию роста температур до 1C.

_____________________________
*Сьерра-Клуб против Мортона – известный судовой процесс (1972) против застройки долины в Сев. Калифонии, на котором судья Уильям О. Дуглас выступил против решения суда и указал, что природные ресурсы должны иметь право на юридический статус и следовательно судебную защиту. – ВП

** Омбудсмен — лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. В данном случае речь идет о не-человеческих «гражданах». – ВП

© Copyright: Виктор Постников, 2011

Источник: proza.ru

25.04.2011   Рубрики: Новости, Новости кампаний, Права природы и их лоббирование