Анализ режима заповедных зон национальных парков Польши

И.Ю. Парникоза, Киевский эколого-культурный центр

 

В заповедных зонах польских национальных парках не выполняется санитарных рубок. Запрет выполнения санитарных рубок и других зонах, от есть на всей территории национального парках и резерватах природы проистекает из ст. 15 Закона о охране природы. Исходным пунктом является запрет (в целом парке, независимо от зоны), от которого лишь в некоторых случаях могут быть отступления. Отступление от него может наступить теоретически в четырех случаях:

  1. Если бы было записано в плане охраны (план роботы парка на несколько лет) или задании по охране (однолетний план работы парка). Но и в этом случае такие записи
    присутствуют лишь для зоны активной охраны. Сегодня (несколько десятков лет назад было по другому) представить себе санитарную рубку в заповедной зоне невозможно, так как это не совпадает с определением полной охраны в 5 пункте закона. По факту ни в одном плане/охранном задании не вписано санитарных рубок для заповедной зоны.
  2. Если бы это разрешил Министр экологии (для национальных парков) или
    Генеральная дирекция охраны окружающей среды (для резервата природы) в форме
    индивидуального решения, на ходатайство директора парка, например в связи с какой то
    катастрофой, чрезвычайной ситуацией (форс-мажором). Теоретически нельзя это исключить, однако на сегодня в польской практике таких прецедентов нет. К заповедной зоне сейчас все подходят с уважением и таких ходатайств не вносят.
  3. В случае сели бы этого отвечало требованиям общественной безопасности – на этой базе в некоторых парках могут устраняться отдельные деревья возле маршрутов и дорог, признанные грозящими безопасности туристов. В некоторых случаях с преувеличениями. Однако в заповедной зоне они валяться на землю и остаются на месте.
  4. В случае зоны ландшафтной охраны (самой слабой зоны охраны польских
    национальных парков) – это леса находящиеся в личной собственности, в которых владелец имеет право вести хозяйство (однако это никогда не относиться к зоне полной охраны).

Относительно принадлежности земли национального парка. Обычно, в момент создания национального парка, все государственные земли переходят в собственность парка. Как исключение, некоторые государственные земли (например, дорога или какой-нибудь стратегический объект) могут оставаться в государственной собственности. Однако это небольшие площади. Таким образом, почти все государственные земли в границах парка находятся в собственности парка.

Частные грунты остаются в частной собственности. Хотя парк может их выкупить, что и делают постепенно некоторые парки. Если владелец хочет продать парку свою землю, парк имеет закрепленное законом право приоритета над другими желающими её купить.

Пропорция земель в составе национальных парков от 100% государственных земель в составе парка (например Беловежский НПП), до более чем 70% частных (Нарвянский НПП).

 

Таблица 1

 Национальные парки
Года – национальные парки Год создания Категория согласно1UCN Площадь в га
всего Из нихлесов Всего в заповедной зоне
всего Лесов взаповеднойзоне
Всего 2000 X X 306494,1 190893,4 64321,9 50400,6
2005 X X 317233,8 193710,9 67294,8 52414,7
2010 X X 314474,5 194734,6 68001,2 54058,7
2012 X X 314619,4 195004,2 71294,1 57056,2
2013 X X 314619,7 195032,1 70789,2 57652,5
Бебжанский 1993 _ 59223,0 15682,9 7279,0 6528,9
Кампиноский 1959 II 38544,3 28254,7 4636,0 4130,2
Бещадский 1973 11 29202,2 24433,6 18553,7 16835,0
Словинский 1967 II 21572,9 6185,5 5327,0 2713,3
Татранский (1947), 1954 II 21197,4 16382,0 12609,7 7918,0
Магурский 1995 _ 19437,9 18571,7 2407,7 2407,7
 Вигерский 1989 V 15079,6 9391,1 494,1 234,0
Дравенский 1990 II 11342,0 9548,0 569,0 443,3
Беловежский (1932), 1947 II 10517,3 9974,0 6059,3 5819,8
Полесский 1990 11 9764,6 4798,6 116,0 115,1
Розточанский 1974 II 8482,8 8110,6 1029,2 1029,2
Волинский 1960 II 8134,3 4648,0 500,2 418,8
Устье Варты 2001 _ 8074,0 81.7 681,6 _
Свентокшиский 1950 11 7626.4 7221,7 1715.2 1696,6
Великопольський 1957 11 7597,2 4789,9 258,5 114,5
Нарвянский 1996 _ 7350,0 93,0 _ _
Горчанский 1981 II 7029,0 6603,6 3611,0 3596,0
 Столовых гор 1993 _ 6340,2 5821,2 771,0 771,0
Карконошский 1959 II 5580,3 4038,1 1726,1 633,0
Боры Тухольские 1996 _ 4613,0 3935,8 324,3 278,4
Бабигурский 1954 11 3393,8 3227,4 1125,8 1025,3
 Пенинский (1932),1954 II 2371,8 1710,3 743,9 693,6
 Ойцовский 1956 V 2145,7 1528.8 250,9 250,8

 

На частных землях не выделяется заповедная зона. Тут функционирует исключительно зона ландшафтной охраны.

Ситуация с коммерческими рубками и их вкладом в финансирование парка следующая. Теоретически все рубки на территории национальных парков обосновываются с позиции охраны природы, например “перестройка деревостоев” в сторону натуральных пород, и как бы только при случае дерево продается. На самом деле большинство парков именно с этого живет. Однако, нужно признать, что сейчас за исключением немногочисленных случаев, эти рубки не интенсивны, обычно около. 1мЗ/га в год и ситуация в этом значительно исправилась в сравнении с тем что было еще 10 лет назад. Некоторые парки ранее притягивали за уши проблемы охраны природы, но общественность как бы это не было трудно старались их изобличить. Сейчас же парки стремятся использовать случаи, например значительные ветровалы. Хотя в заповедной зоне и ветровалы сейчас оставляются в покое. Интенсивность рубок и наметившиеся в последнее время тренды представлены и в таблице 2.

 

Таблица 2

Динамика рубок, сопровождающихся рубкой древесины в национальных парках Польши, тис. куб. м.

Год Бибигурский Беловеж-ский Бебжан-ский Бещадский БорыТухольские Дравен-ский Горчанский Столовый гор Кампиноский Краконо-шский Магурский Нарвянский Ойцовск
2005 16,6 0,6 8,1 7,2 3,4 24,2 5,2 10,5 35,3 5,3 17,8 0,3 0,5
2006 10,4 0,4 6,6 8,2 3,1 23,0 5,5 12,6 32,3 3,2 15,0 0,1 0,6
2007 20,9 0,3 5,9 7,0 2,9 30,4 6,4 14,5 33,6 5,8 14,2 0,7 1,1
2008 20,5 0,4 6,8 3,7 2,8 22,8 7,4 26,4 24,8 5,8 14,3 0,0 0,8
2009 19,0 0,3 3,1 6,3 3,3 21,1 5,7 10,4 23,5 4,2 14,4 0,0 0,4
2010 18,4 0,3 10,6 5,6 2,6 15,6 6,1 9,5 18,6 6,0 14,5 0,0 1,4
2011 13,0 0,3 5,8 2,8 1,6 12,5 3,5 11,6 20,5 2,8 12,8 0,0 1,4
2012 11,612 0,300 3,023 3,240 2,100 9,584 3,500 11,359 20,100 4,164 12,115 0,000 1,429
2013 10,560 1,600 3,971 4,260 2,250 7,954 4,825 11,180 19,800 6,630 11,529 0,000 1,100
2014 9,025 3,427 3,700 2,050 8,998 4,825 10,775 20,300 5,000 11,139 0,000 1,100

 

Что касается охоты в польских национальных парках и регуляционных отстрелов, ситуация следующая. В некоторых, но не во всех парках проводится редукция поголовья дичи то есть отстрелы оленей, косули и кабанов. Теоретически это осуществляется в случаях, когда животные мешают в восстановлении лесов. Это не проводится в заповедной зоне. Могут проводится отстрелы чужеродных видов – американской норки и енотовидной собаки. Также могут отстреливаться лисицы, так как считается, что они искусственно расплодились в связи с вакцинацией против бешенства и угрожают птицам.

Это не селекционные отстрелы, а отстрелы в целях уменьшения численности. В некоторых парках они повторяются ежегодно.

В национальных парках Германии принята установка, что 75% каждого парка должно пребывать в зоне заповедности и хотят достигнуть этого в течении ближайших 30 лет. При этом используется определение национального парка данное IUCN (категория II) как “крупной территории, охраняющей природные процессы.” Кроме того именно IUCN указывает, что первичной целью (охраной природы) должно быть охвачено как минимум три четвертых территории заповедной территории – так называемое правило 75%. Многие заповедные территории имеют специфические зоны в середине своей территории, которые имеют специфическое применение. Это туристические лагеря, историко-культурные объекты, нуждающиеся в специальном управлении, территории, где разрешено рыболовство и т.д. IUCN признает это, но рекомендует включать их в остальные в 25% в средине территории заповедной территории и только в том случае, если они отвечают целям этого заповедного объекта (см. Guidelines for Applying Protected Area Management Categories. Edited by Nigel Dudley. – IUCN. – 2008. – S.35).

В планах охраны отдельных парков записана такая цель. Кроме того в Германии не наблюдается таких негативных последствий посещения туристами вследствие более эффективного ограничения их доступа.

В Австрии также взят курс на увеличение заповедных зон, закладывается повышение % заповедной зоны, хотя и без конечной величины. Некоторых животных в немецких отстреливают, так как считают, что необходимо уменьшать их численность. Происходит это и в зонах «природной динамики».

 

Графики 1-2

График 1График 2

На сегодняшний день распоряжениями министра охраны окружающей среды Польши утверждены планы охраны для трех национальных парков Польши. Приведем фрагменты из них касающиеся режима заповедной зоны:

Распоряжение Министра охраны окружающей природной среды от 07.12.2014 г. «О установлении плана охраны для Беловежского национального парка». Варшава. 8.12.2014 г. Poz. 1735. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej.

Раздел 7. Описание природоохранных мер на территории зон полной охраны (заповедной), активной охраны и ландшафтной охраны, с указанием видов, времени реализации и локализации этих мер, а также описание природоохранных мероприятий для поддержания или восстановления природного состояния охраны предмета охраны, а также темы в соответствии с которой они реализуются.

I. Природоохранные  меры  на территории  зоны  полной  охраны  (заповедной)

включают:

  1. мониторинг состояния биотических и абиотических составляющих природы (экосистем);
  2. Изучение состояния и угроз ресурсам, произведениям и составным частям природы;
  3. Сбор генеративных и вегетативных частей растений, которые при переносе в иное место могут дать начало новому растению (пропагулы) в рассадник ex situ и программ реинтродукции видов;
  4. Противопожарная охрана, состоящая в профилактике – запрещении доступа в лесную зону, а также патрули во время пожароопасного периода, размещении информационных щитов;
  5. Поддержание главных дорог и маршрутов в проезжем состоянии для обеспечения пожарной безопасности и безопасности лиц пребывающих на территории парка;
  6. Ремонт туристической, информационной и образовательной инфраструктуры связанной с посещением территории;
  7. Охрану перед противоправным вмешательством вредительством;
  8. Минимизацию негативных результатов легального посещения территории парка. Распоряжение Министра охраны окружающей природной среды от 15.12.2008 г. «О

установлении плана охраны для Национального парка «Тухольские боры». Варшава. 8.12.2014 г. Poz. 1545. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej.

Приложение 4. Природоохранные меры на территории зон полной охраны (заповедной), активной охраны и ландшафтной охраны, с указанием видов, времени реализации и локализации этих мер.

Пункт    1.1.   Природоохранные   меры   на   территории   зоны   полной   охраны (заповедной) включают:

  1. Прижизненные контрольные отловы и мониторинг состояния поверхностных води физико-химических показателей озер;
  2. Противопожарную охрану
  3. Охрану редких растений и видов, находящихся под угрозой исчезновения.
    Распоряжение Министра охраны окружающей природной среды от 01.07.2014 г. «О

установлении плана охраны для Пенинского национального парка». Варшава. 31.07.2014 г. Poz. 1010. Dziennik Ustaw Rzeczypospolitej Polskiej.

Раздел 4. Описание природоохранных мер на территории зон полной охраны (заповедной), активной охраны и ландшафтной охраны, с указанием видов, времени реализации и локализации этих мер.

1.1. Природоохранные меры на территории зоны полной охраны (заповедной)

включают:

  1. Сохранение природных процессов, биоразнообразия и уникальных природных ценностей благодаря длительному прекращению всяких действий в отношении этих экосистем;
  2. Интервенцию для сохранения видов, находящихся под максимальной угрозой или наиболее ценных видов растений и животных;
  3. Меры связанные с:

a)       сохранением памятников культурного наследия,

b)  посещением парка в научных, образовательных, культурных и туристических целях,

c)       проведением реставрационных и модернизационных работ в отношении существующих объектов и устройств туристической инфраструктуры в целях устранения или ограничения их негативного влияния на природную среду,

d)         выполнением ремонтов туристических маршрутов, в том числе изменений в их протекании для обеспечения безопасности туристов или их охраны природных элементов с выдающимся значением, в частности популяций редких растений, зоны размножения животных,

e)  защитой перед туристическим движением ценных или уязвимых перед повреждениями экосистем, в частности применяя деревянные ограждения,

f)   выполнением защиты туристических маршрутов и дорог перед опадающими камнями, селями, а также элиминация деревьев, которые утрудняют туристическое движение на маршрутах,

g)     преодолением угрожающих и других нежелательных видов растений или животных;

4)   элиминирование внешних угроз, в частности относящихся к загрязнению почв, вод и воздуха, а также внешних угроз в частности возникающих из чрезмерной антропопресии;

5)       охраной перед движением на территориях, которые не предусмотрены к посещению;

6)   противопожарной охраной и другими угрозами вызванными применением механических транспортных средств и связанными с наличием технической инфраструктуры.

Для всех остальных парков утверждаются и действуют двулетние задания по охране. Пример такого задания. Приказ №2 Министра охраны окружающей природной среды от 15.12.2008 г. «По вопросу природоохранных заданий для Карканошского национального парка» на 2014-15 гг. Приложение 2. Описание способов активной охраны экосистем с указанием вида, размера и локализации отдельных заданий. Раздел I. Способы активной охраны на территориях зоны полной охраны (заповедной). Перечислены такие меры: ремонт туристических маршрутов, изучение приоритетных растительных комплексов, в том числе сообществ Натура 2000, мониторинг эффектов защиты природы от туристов на туристических маршрутах, инвентаризация грибов-макромицетов, мониторинг лишайников, подрезание побегов криволесья сосны горной с целью обеспечения туристических маршрутов, длительные климатические и гидрологические исследования, интегральный мониторинг природы, сравнение состояния здоровья растений из банка генов парка и природных экосистем, изучение состояния ценных субальпийских и альпийских лугов в ретроспективе, изучение угроз для избранных групп насекомых.

Как мы видим, нигде в заповедной зоне польских национальных парков не разрешены санитарные рубки, рубки ухода и другие рубки, очистка леса от захламленности (сбор мертвой древесины), регуляция численности животных, сенокошение и прочие мероприятия, активно проводимые в украинских природных  заповедниках и заповедных зонах украинских национальных природных парков.

29.03.2015   Рубрики: Борьба за заповедность, Новости